Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

I. Методологические основы формирования у младших школьников поз.doc

— 530.00 Кб (Скачать документ)

Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость при  изучении информатики. Родоначальником  научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно» [12,83]. По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого  интереса, и взятое только силою  принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» - писал К.Д. Ушинский [37,108].   Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания.

Основными задачами школы  на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ  многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. В школьно-учебную, буднично-домашнюю и развлекательно-досуговую повседневность нынешних школьников все ощутимее вторгается научно-технический прогресс.

Выдающиеся педагоги, такие как Коменский, Ушинский, Блонский, Сухомлинский – внесли большой вклад  в разработку теории интереса, хотя и не все они занимались специально этой проблемой. Вопросы формирования интереса в обучении более детально исследуют педагоги: Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова, Ю. К. Бабанский, М.В. Матюхина, и др. Теоретическое и практическое решение педагогических задач, связанных с эффективным использованием воспитательно-развивающего потенциала уроков информатики в работе с учащимися 6-9-летнего возраста, становится актуальным направлением опытно-экспериментальной деятельности отечественных ученых и осуществляется на базе и в рамках теоретико-методологических позиций относительно применения информационных технологий во всестороннем совершенствовании подрастающих поколений, разработанных О.С. Богдановой, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Н.Ф. Головановой, В.В.Давыдовым, И.П. Ивановым, А.Н.Леонтиевым, А.А.Люблинской, П.И. Пидкасистым, С.Л. Рубинштейном, Ж.С.Хайдаровым, С.А. Шмаковым, Д.Б. Элькониным.

Специфические особенности  реализации дидактических и воспитательных принципов в процессе приобщения младших школьников к компьютерным программам стали непосредственным или опосредованном предметом научного освоения у С.Б. Водолеева, Г.Г. Гнездиловой, О.А. Гончарова, Т.В. Добудько, О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютиной, А.П. Журавлева, В.В. Петрусинского, Т.Б. Романовского, Г.В. Сенина, Л.В. Шеншева, Л.И. Ястребова. Их подходы к рассмотрению соответствующих социально-психологических и педагогико-методических феноменов в целом согласуются с сущностью и содержанием мнений на этот счет, высказанных такими известными зарубежными специалистами, как Э.Берн, К. Валнум, Р. Вильямс, Г. Клейман, Дж. Клейсон, Г.Л., Лендрет, К. Маклин, Х. Ортега-и-Гассет, Ф. Персивал, Д.Р. Роутледж, Дж. Солпитер, Й. Хейзинга, Э. Эддинал, Г. Эллингтон.

Ознакомление с научно-педагогической литературой по теме привело нас  к выводу о том, что анализ и обобщение наработок в области включения компьютерно-игрового потенциала в контекст образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста пока не стали объектом пристальных изысканий российский ученых, и это обстоятельство объективно не позволяет нынешним наставникам школьной детворы теоретически обоснованно, методически взвешенно инструментовать процесс совершенствования общеличностного развития учащихся начальных классов с помощью уроков информатики.

Существует несколько причин для использования компьютера на уроках информатики в младших классах. Во-первых, это необходимость формирования у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей и инструментирование деятельности. Во-вторых, младшие школьники, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использование ПК. В-третьих, компьютер – это увлекательная игрушка, и, следовательно, курс информатики для младших школьников легко превращается в интересную игру, он вдохновляет детей и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.

Компьютер как интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги. Книга – бесценное средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер – среда не только для накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает  ему более высокий статус. Младшие  школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает обо всех “тонкостях” работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности, социализации ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса.

Прежде всего, определим  само понятие – познавательный интерес. Что это такое? Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко  личностное образование, не сводимое к  отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель русского языка и литературы, физики и математики, любого другого предмета воспитывает интерес к своему предмету. Учитель информатики – стремится пробуждать и развивать у учащихся на основе специального интереса стремление к изучению смежных предметов, овладению всей совокупностью знаний. Ведь именно информация несет человеку знания об окружающем мире. А понятие информации является ключевым в предмете информатики. Расширение кругозора ребят – вот необходимое условие для изучения предмета информатики.

Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.


 

 

ПИ – познавательный интерес к информатике;

ПА (познавательная активность) – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;

ПС (познавательная самостоятельность) – характеристика личности ученика, связанная с инициативой в  процессе учения, с поиском различных  путей нового знания без участия  учителя и помощи со стороны;

УПД (учебно-познавательная деятельность) – такая деятельность, результатом которой является открытие учеником новых знаний, умений и навыков;

УД (учебная деятельность) – деятельность ученика, результатом  которой является закрепление новых  знаний, умений и навыков;

ПД (познавательная деятельность) - деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.

Психолого-педагогические аспекты информатизации учебного процесса в начальной школе разнообразны и многоплановы.

Мотивационный аспект. От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Использование средств  новых информационных технологий позволяет  усилить мотивацию учения благодаря  не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и по возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильное решение, не прибегая к нравоучениям. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера поистине неисчерпаемы. Важно, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

Когда мы создаём с  помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).

На более высоком  уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.

Учет индивидуальных особенностей. Применение средств инфор-мационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса: низкий уровень, средний и высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера. По каким внешним проявлениям можно судить о возникновении и углублении познавательного интереса у учащихся?

1. Прежде всего, это  многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся: вопросы учащихся, которые свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности школьника, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения – явления, события содержания учебного предмета; стремление учеников по собственному почину, без указаний и требований учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей; готовность учащихся дать развёрнутый ответ на вопрос учителя следует считать признаком наличия познавательного интереса; сосредоточенность внимания на предмете интереса; характер процесса деятельности: и то, как принимается задания - готовностью к действиям или безразличием, и то, как выполняется поставленная задача – самостоятельно или по образцу (а то и просто списывается готовое решение), и то, насколько внимателен при этом ученик или рассеян, и то, как он относится к своей деятельности – увлечен или равнодушен, и то, каков результат выполнения поставленной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).

2. Эмоциональные проявления учащихся также является показателями познавательного интереса, которые можно зафиксировать в процессе наблюдения: в речевых реакциях восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом; в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся; в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящие в классе (смех в ответ на юмор и курьёзные ситуации, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).

3. Показателями, распределяющими  в процессе наблюдения картину устойчивости и силы познавательного интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметный кружок, вечера, расширяющие кругозор), и выполнение индивидуальных заданий, и характер использования свободного времени.

В условиях массовой общеобразовательной  школы в каждом классе есть дети, как с высоким, так и с достаточно низким уровнем развития. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, не чувствуя влияния окружающих.

Расширение  возможностей предъявления учебной  информации. Использование возможностей информационных технологий позволяет не только воссоздать реальную обстановку деятельности, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация и возможности её изучения расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация и сенсорика) восприятие информации.

Информация о работе Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика