Формирование у учащихся интереса к учению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть. ……………………………………………………………..6
Глава I. Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности учения.
§1. Значение познавательного интереса в обучении……………………6
§2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса. ……………………………………………………………………..8
§3. Особенность мыслительной деятельности подростков……………12
§4. Психологические особенности учебной деятельности……………..20
Глава II. Приемы активизации познавательной деятельности………27
Заключе-ние……………………………………………………………………32
Литература. …………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..DOC

— 262.50 Кб (Скачать документ)

-         выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

-         вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

-         готовить выступления перед товарищами в классе;

-         направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:

a)     выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

b)    целенаправленное воздействие на укрепление, развитие  и углубление процессов и склонностей учащихся.

Четвертым направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.

Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.

Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:

1.      Провести недельный хронометраж использования свободного от учебы времени;

2.      Запись читаемых в течении 3 месяцев книг, если возможно, организовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.

Для решения второй задачи следует:

a)     Беседа с учащимися в семье по интересующим их вопросам;

b)    Побуждение учащихся к вопросам из интересующей их области;

c)     Организация познавательных игр;

d)    Занятия по занимательной математике;

e)     Рекомендация книг для углубления познаний в интересующей области;

f)      Беседы родителей с детьми о прошедшем дне;

g)     Постановка длительных опытов и наблюдений;

h)    Руководство творческой работой подростков в семье;

Наконец, необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.

Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.

Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную.

Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значительную и многогранную роль.

Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.

Огромную роль в формировании интереса играет книга – художественная и познавательная.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.

1.      Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, хотели показать, что это  один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности школьника.

2.      Также стремились показать, что при помощи феномена познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой школьник кровно заинтересован.

3.      В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учитель очень важно не только его распознать, но и управлять им.

 

Литература.

1.                  Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.

2.                  Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

3.                  Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

4.                  Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.

5.                  Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

6.                  Кондратенко    Труд и талант учителя.

7.                  Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание,  1973. С. 17 – 32.

8.                  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.

9.                  Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.

10.             Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.

11.             Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.

12.             Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

13.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.

14.             Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.

15.             Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.

16.             Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.

17.             Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.

18.             Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. К., Освита, 1992.

19.             Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967. С. 105 – 113.

20.             Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение,  С. 95 – 126.

21.             Щукина  Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.

22.             Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М., ООО «Издательство АСТ», 1997.

 

38

 



Информация о работе Формирование у учащихся интереса к учению