Формирование у учащихся интереса к учению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть. ……………………………………………………………..6
Глава I. Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности учения.
§1. Значение познавательного интереса в обучении……………………6
§2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса. ……………………………………………………………………..8
§3. Особенность мыслительной деятельности подростков……………12
§4. Психологические особенности учебной деятельности……………..20
Глава II. Приемы активизации познавательной деятельности………27
Заключе-ние……………………………………………………………………32
Литература. …………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая..DOC

— 262.50 Кб (Скачать документ)

 

В ходе исследования применяются разнообразные экспериментальные задания.

Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требуют их диагностики, выявления общевозрастных и специфических, связанных с индивидуальным образом жизни, особенностей и уровня развития интересов каждого школьника в классном коллективе, чтобы нацелить педагогические воздействия с большой точностью и надежностью. Этому в известной мере помогает беседа с учителями, классными руководителями, родителями и самими учениками.

Беседа помогает изменить отношение к изучению познавательного интереса в педагогических коллективах.

Вопросы беседы приведены в Приложении № 2.

Результаты беседы приведены в таблице № 2.

 

Таблица № 2.

 

№ п/п

Фамилия Имя

Тебе нравятся уроки технологии?

Что именно нравится или не нравится на уроках труда?

Что бы ты хотела изменить на уроках труда?

1.

Баранова Вика

Нет

Не интересно.

Меньше писать.

2.

Беленькая Настя

Да

Полезно для жизни.

Побольше интересного.

3.

Исентимирова Дамеля

Да

Нравится шить.

Научиться вышивать.

4.

Манжура Инна

Не очень

Много писать.

Меньше писать.

5.

Назымбекова Дина

Нет

Много писать.

Больше интересного.

6.

Перч Ольга

Не очень

Трудно заниматься.

Меньше писать.

7.

Поселкина Люда

Да

Нравится готовить.

Больше интересных рецептов.

8.

Свенцицкая Нина

Нет

Не интересно.

Больше интересного.

9.

Скиба Ксения

Нет

Много писать.

Меньше писать.

10.

Суровцева Лида

Не очень

Много писать.

Играть в интересные игры.

 

Среди многих методических попыток выявить наличие и предметную направленность познавательных интересов учащихся получили широкое распространение анкеты разнообразного характера.

Положительная сторона этого метода – получение массового материала, на основе которого можно установить различные корреляции – между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и общественной активностью и т. д.

Методом анкет можно в известной мере проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся.

Методика исследования познавательных интересов с совершенной необходимостью должна быть направлена на вскрытие сущности процессов их формирования, а не на простую констатацию фактов наличия либо отсутствия этих интересов. В той связи следует подчеркнуть, что ответы на вопросы анкет представляют собой лишь строительный материал для анализа, в котором и раскрывается теоретическая позиция исследования оценки полученного материала.

См. Приложения № 3 – 4.

Результаты анкетирования приведены в таблицах № 3 – 4.

 

Анкета № 1.

 

№п/п

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

1.

Баранова Вика

В

Б

А

А

Нет

2.

Беленькая Настя

А

В

Е

Д

Да

3.

Исентимирова Дамеля

В

А

Б

В

Не очень

4.

Манжура Инна

Б

Д

Д

Г

Нет

5.

Назымбекова Дина

В

Г

Г

В

Да

6.

Перч Ольга

Б

Д

Г

Г

Нет

7.

Поселкина Люда

А

А

Г

Д

Да

8.

Свенцицкая Нина

А

В

Г

В

Да

9.

Скиба Ксения

В

Г

А

А

Да

10.

Суровцева Лида

В

Г

Б

Г

Да

 

Анкета № 2.

 

№ п/п

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Баранова Вика

нет

да

да

не знаю

да

нет

нет

да

нет

да

да

да

2.

Беленькая Настя

да

да

да

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

3.

Исентимирова Дамеля

да

да

да

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

да

4.

Манжура Инна

да

да

да

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

5.

Назымбекова Дина

да

да

да

да

не очень

нет

нет

нет

нет

нет

да

да

6.

Перч Ольга

да

да

да

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

7.

Поселкина Люда

да

да

да

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

8.

Свенцицкая Нина

нет

не знаю

да

нет

да

да

да

да

да

нет

да

нет

9.

Скиба Ксения

нет

да

да

да

нет

да

нет

да

да

нет

да

еет

10

Суровцева Лида

да

да

да

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

 

Заключение.

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлениям.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:

1.      Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

2.      Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

3.      При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

4.      Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

5.      Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

1.      Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

2.      Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

3.      Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

4.      Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

5.      Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкци и опыта, самостоятельности мысли;

6.      Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

1.      Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

2.      Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

3.      Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

4.      Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

5.      Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

6.      Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

7.      Рекомендовать дополнительную литературу;

В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:

1.        Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;

2.        Практиковать решение научно – прикладных задач. Поставленные во внеклассной работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ:

a)     Вечера вопросов и ответов;

b)    Конкурсы смекалки;

c)     КВН;

d)    Вечер веселой викторины;

e)     Диспуты;

f)      Школьные издательства;

g)     Вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников;

h)    Исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него;

i)       Познавательные игры, игры – путешествия.

В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

Информация о работе Формирование у учащихся интереса к учению