Формирование познавательного интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Содержание

Введение ……………………………..3
Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»……………………………7
1.2. формирование познавательного интереса у младших школьников ……11
Выводы по главе………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников..................17
2.2. Проект формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии…………………………………………………………….20
Выводы по главе ……………………………34
Заключение ……………………………35
Список литературы …………………………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по технологии.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по дисциплине «Методика преподавания технологии с практикумом «Формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

Оглавление

  Введение   ……………………………..3

       Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.

1.1. Сущность  понятия «познавательный интерес»……………………………7

1.2.  формирование познавательного интереса у младших школьников ……11

  Выводы  по главе………………………………………………………………16

        Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной  работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.

2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников.………………………………………………...................17

2.2. Проект  формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии…………………………………………………………….20

  Выводы  по главе   ……………………………34

  Заключение   ……………………………35 

  Список  литературы …………………………………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Задачи  современного обучения заключаются  не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в  развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет  в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

     Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

     Научить человека плавать можно только в  воде, а научить ребенка действовать  можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы  к этому пониманию, мы излагали понимание целостной учебно-познавательной деятельности как оно представлено в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

     Для того, чтобы осмыслить категорию  познавательной деятельности, нужно  знать её конкретную структуру. В  структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.

     Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот  почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.

     Цель  в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и  всякая деятельность, учение выполняется  на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.

     Деятельностная  теория учения всегда ставила положение  о включении усваиваемых действий в процессе учения во главу угла. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.

     Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.

     Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника  в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной деятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.

     Структура учебной мотивации связана с  эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у  ученика формируется только в  том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формировали познавательный интерес. 

     В обосновании актуальности проблемы раскрываются следующие вопросы:

  -   Как происходит формирование познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии?

  - Какие педагоги и методисты  раскрыли понятие «познавательный интерес»?

              Объект  исследования – процесс формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.

        Предмет исследования – педагогические условия, через которые происходит формирование познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.

        Цель  исследования – рассмотрение формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.

        Гипотеза  исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии будет происходить  эффективнее при следующих педагогических условиях:

  1) содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве;

  2) способы руководства деятельностью школьников будут направлены на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;

     3) использование занимательного материала. 

Задачи  исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы с целью раскрытия сущности понятия «познавательный интерес».
  2. Выявить уровень сформированности познавательного интереса.
  3. Разработать проект по реализации педагогических условий.
  4. Обобщение и выводы по исследуемой проблеме.

       Методы  исследования:

  1. Теоретический: анализ психолого-педагогической литературы с целью раскрытия сущности понятия «познавательный интерес».
  2. Эмпирический: констатирующий эксперимент и разработка проекта  формирующего эксперимента.

         Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии. 

    1. Сущность  понятия «познавательный  интерес»

    Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал, в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

    В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности  людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. 

    Познавательный  интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    Познавательный  интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

    Познавательный  интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.  

    Познавательный  интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

    Познавательный  интерес направлен не только на процесс  познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением  к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

    Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все  важнейшие проявления личности.

    Спросите  у любого первоклассника, собирающегося  в школу, хочет ли он учиться. И  как он будет учиться. В ответ  вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

    К сожалению, приходится наблюдать, что  уже к середине учебного года у  первоклассников гаснет радостное  ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Информация о работе Формирование познавательного интереса