Формирование познавательного интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Содержание

Введение ……………………………..3
Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»……………………………7
1.2. формирование познавательного интереса у младших школьников ……11
Выводы по главе………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников..................17
2.2. Проект формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии…………………………………………………………….20
Выводы по главе ……………………………34
Заключение ……………………………35
Список литературы …………………………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по технологии.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников. 

    Цель: Выявить  уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников. 

          Критерии:

          1) Положительно-познавательные отношения учащихся к уроку;

     2) Участие во внеурочной деятельности по предмету;

     3) Чтение дополнительной литературы по предмету. 

     На  основе рассмотренных критериев выделим уровни формирования познавательного интереса:

     Низкий - характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения;

     Средний - характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельность

     Высокий - характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью 

     Методика 1.

     Анкетирование.

     Цель: определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса.

     Данные  заносятся в таблицу.

Анкета по изучению познавательных интересов учащихся

     1. Вызывает ли у Вас интерес  процесс учения?

     А) всегда интересно;

     Б) чаще всего интересно;

     В) иногда возникает интерес;

     Г) никогда не вызывал интереса;

     Д) не думал об этом. 

     2. Какие учебные предметы Вам  нравятся?

     А) очень интересен:…

     Б) интересен:…

     В) скорее интересен, чем не интересен:…

     Г) скорее не интересен, чем интересен:…

     Д) совсем не интересен:… 

     3. Почему этот (эти) предмет тебе  интересен? 

     А) нравиться преподаватель;

     Б) нравится узнавать новое в этой области  знаний;

     В) могу отдохнуть, расслабиться;

     Г) возможность общаться с друзьями;

     Д) не ругает учитель;

     Е) нравиться получать хорошие оценки;

     Ж) нравиться процесс работы на уроке;

     З) нравиться добываться результата;

     И) этот предмет нравиться моим друзьям;

     К) привлекает актуальность предмета;

     Л) что еще: ___________. 

     4. Если Вам нравится учиться,  то как проявляется этот интерес?

     А) активно работаю на уроке;

     Б) внимательно слушаю объяснения учителя;

     В) читаю дополнительную литературу;

     Г) занимаюсь в предметном кружке;

     Д) изучаю дополнительную литературу;

     Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать;

     Ж) что еще: ___________. 

     5. Сколько времени Вы тратите  на то, чтобы заниматься тем,  что Вас интересует?

     А) занимаюсь выбранным предметом  только на уроке;

     Б) самостоятельно занимаюсь дома;

     В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе и вне школы;

     Г) много занимаюсь дополнительно;

     Д) что еще: ___________. 

     6. Как Вы поступите, если задано  сложное задание, связанное с  предметом Вашего интереса?

     А) сразу спрошу ответ у других;

     Б) попрошу подсказку;

     В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;

     Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам;

     Д) поступлю иначе (как?) _________. 

     7. Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен?

     А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;

     Б) мне нравиться разбираться в  том, что и как происходит;

     В) мне интересно доходить до сути событий  и явлений, выяснить, почему они происходят;

     Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое. 

     Высокий уровень: учащийся активен в познавательной деятельности, проявляет самостоятельность  в познавательном процессе.

     Средний уровень: учащийся менее активен  в познавательной деятельности, редко  проявляет самостоятельность в познавательном процессе.

     Низкий: учащийся не активен в познавательной деятельности, не проявляет самостоятельность  в познавательном процессе. 

     Методика 2.

     Техника проведения опроса интереса детей к  учебным предметам:

     «если бы учитель попросил тебя составить расписание уроков на завтрашний день, сколько бы уроков ты включил в расписание и какие??»

     Обработка результатов: количественный показатель выражается посредством графика.

     Предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, ИЗО, труд, музыка, физкультура и другие.

     Высокий уровень: учащийся выбирает русский  язык, математику, литературное чтение, окружающий мир, труд.

     Средний уровень:  учащийся выбирает русский  язык, математику, труд, ИЗО, музыку.

     Низкий  уровень: физкультуру, труд, ИЗО, музыку. 
 
 
 
 
 

     2.2. Проект  формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии

     Конспект  урока №1.

Тема: «Оригами – сказка». 

Задачи: 

    Образовательная – познакомить детей с новым  изделием из бумаги на основе двойного квадрата, познакомить детей со сказкой из оригами;

    Развивающая - развивать навыки мыслительного  анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;

    Воспитательная - формировать интерес к данному  виду труда, воспитывать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля. 

Материал  и инструменты: цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы. 

Подготовительный  этап: дети приносят на урок готовый  квадрат 20х20 см. 

Оформление  доски: 

Базовая форма – двойной квадрат.

Чертёж изделия: 
 
 
 

Содержание: 

I. Постановка цели.

     - Сегодня мы с вами научимся  рассказывать интересную сказку  необычным способом - с помощью  оригами. 

II. Объяснение нового материала.

     Первый  раз сказку рассказывает сам учитель, сопровождая рассказ поэтапным показом работы. Второй раз он делает то же самое, подробно объясняя учащимся последовательность работы (пояснения в скобках рядом с основным текстом). 

Жил-был один человек. Была у него земля (показывается квадрат бумаги) 
 
 
 
Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило.  
Тогда он решил продать другую часть  земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).  
Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа попарно /правый к левому, верх к низу/),  
и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же), 
 
а потом продал и всю остальную  землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий  раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный пароход/). 
 
На эти деньги он решил отправиться  в путешествие и заодно принарядиться. Захотел на мир посмотреть, да и себя показать (квадрат переворачивается). 
 

 
 
 
 
Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход – в верхнем и нижнем квадратиках вытягивают середины (половинки) вверх по очереди и разглаживают – получают вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и правый квадратики поддевают изнутри целиком указательными пальцами и тянут соответственно вправо и влево (фигура как бы складывается) и разглаживают до рис.2). 
   рис.1 
 
 

   рис.2

 
 
 
 
Купил он себе  красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)
 
крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево) 
 
кожаные штаны (сапоги разворачиваются обратно в шляпу, шляпа  (только передняя часть) разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый квадратики поддеваются указательными пальцами изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх рис.4)      рис.3                 рис.4
и  тёплый свитер (указательными пальцами сверху отгибаем переднюю часть фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем). 
 
 
И в таком нарядном виде он плыл и  плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7).    рис.5 
 
 
 
 

                 рис.6


 
 
Заказал он себе много разной еды  и хорошо пообедал. 
 
     рис.7
 
 
 
 
 
После обеда поплыл он дальше и через  некоторое время причалил к  берегу небольшого островка.  
 

Погостил  он на этом островке, продал пароход  и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо).

      
 
 

 

рис.8             рис.9

На паруснике он плыл по морю, пока не приплыл к пристани небольшого города. Денег у него оставалось совсем немного, т.к. он их потратил во время путешествия. Он продал парусник и отправился он дальше на лодке (фигура парусник - правый угол /край/ изделия (только передняя часть) отгибается и прикладывается  ровно к левому краю, выступившая центральная /передняя/ часть отгибается к правому краю, разглаживается рис.10).     рис.10
Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.110).  

 
 
Катался он на катамаране, пока время его не вышло. Но вот время закончилось, и человек, вполне довольный путешествием, сошёл на берег. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в фигуре катамаран внутри торчат как бы язычки /треугольники, рис.11/, придерживая фигуру, аккуратно вытаскиваем первый язычок целиком вверх рис.12, после чего верхний треугольник сгибаем вниз рис.13 и боковые треугольные части сгибаем к центру. Затем полученный квадрат сгибаем пополам вниз.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
рис.11 
 
 

рис.12 
 
 

рис.13 
 
 

рис.14

(Переворачиваем фигуру и точно такую же операцию повторяем с оставшейся половиной катамарана.)

А ты любишь сказки слушать – люби и денежки  платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16).

рис.15
Вот так и  закончил он своё путешествие. Теперь он зарабатывает себе на жизнь тем, что рассказывает сказки прохожим. 
 

У: А  теперь попробуйте самостоятельно выполнить

это задание.

рис.16

Информация о работе Формирование познавательного интереса