Формирование познавательного интереса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.

Содержание

Введение ……………………………..3
Глава 1: Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес»……………………………7
1.2. формирование познавательного интереса у младших школьников ……11
Выводы по главе………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников..................17
2.2. Проект формирования познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии…………………………………………………………….20
Выводы по главе ……………………………34
Заключение ……………………………35
Список литературы …………………………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по технологии.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

    Познавательный  интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного  интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

    Интерес тесно связан с эмоциональной  жизнью человека. Невозможность удовлетворить  какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

    Познавательный  интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

    Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

    Познавательный  интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом  самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов  от других ценностных мотивов может  неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.

    Развитие  познавательного интереса способствует росту сознательного отношения  к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно  их регулировать 
 
 
 
 
 

    1.2.  формирование познавательного  интереса у младших  школьников 

    Познавательный  интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в  деятельности, и прежде всего в  учении.

    Формирование  познавательных интересов учащихся в обучении может происходить  по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое, что является предметом познавательного  интереса для школьников – это  новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. 

    Каковы  же пути осуществления этой задачи? 

    Прежде  всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

    Но  познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

    Такое преподавание подводит к осознанию  того, что у обыденных, повторяющихся  явлений окружающего мира множество  удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

    Все значительные явления жизни, ставшие  обычными для ребенка в силу своей  повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

    Именно  поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто  житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

    Интересу  к познанию содействует также  показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда - либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

    Далеко  не все в учебном материале  может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного  интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

    Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

    Проблеме  формирования интереса уделил внимание Я.А. Коменский. В

    «Великой  дидактике» он советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». Огромную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко».

    Видное  место проблема интереса заняла в  педагогической системе И.

Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель.

    Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения.

    Раскрывая сущность понятия «многосторонний  интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки. И, наконец, Гербарт останавливается и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая заслуга Гербарта.

    В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы

интереса  подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но

наиболее  обстоятельно в контексте своей  педагогической теории

рассматривал  проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению,

связан  с потребностью личности и является ее качественной

характеристикой. Для развития интереса важно использовать природное

любопытство ребенка, которое должно перерастать  в любознательность. Он

увидел  и психологические основы интереса, связав его с вниманием. При

этом, отдавая  должное развитию произвольного  внимания, указывая, что

нельзя  отбрасывать и непроизвольное внимание, в развитии интереса в

ребенке он видит путь к развитию в нем  стремления к самообразованию.

К.Д. Ушинский убедительно показал, что интерес обеспечивает умственное и

нравственное  становление личности.

    Л.Н. Толстой при всей противоречивости его взглядов обогатил теорию

интереса  обращением к индивидуальности духовного  мира ребенка, к

созданию  условий для ее самораскрытия, самовыражения.

    Идеи  К.Д. Ушинского об интересности в  преподавании были воплощены в учебные и методические книги о природе Д.Д. Семеновым и А.Я. Гердом. Вслед за Ушинским они показали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями.

    Не  случайно в их работах ведущая  роль в обучении отводится наблюдениям, практическим работам, опытам, т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.

    В начале 20 века общедидактические проблемы интереса наиболее полно были раскрыты в трудах П.Ф. Каптерева. Он впервые связал зарождение

интереса  в ребенке с его врожденными, наследственными задатками.

    Последние он считал определяющими. Но огромное значение в развитии

интересов он придавал влиянию окружающей среды, целенаправленному

воздействию на ребенка, рекомендуя шире применять  в учебном процессе

опыты, наглядные пособия, развивать самодеятельность учащихся. Некоторый вклад в психолого-дидактическую теорию детского интереса внесла Л.В. Писарева. Представляет интерес данная ею характеристика детских интересов в связи с возрастной периодизацией. Она выделила 5 таких периодов - стадий. Период 6-7 до 10 лет она назвала стадией объективного интереса, когда ребенок совершает переход от бессознательной

инстинктивной деятельности к все более сознательной, произвольной,

любопытство постепенно сменяется любознательностью, появляются элементы социального интереса, что отчетливо проявляется в стремлении к общению.

    Исходя  из того, что «детский интерес является могучим фактором

педагогического дела», она показала огромное влияние интереса

на развитие психических функций и духовных сил ребенка.

    Своеобразный  подход к решению проблемы интереса мы находим у группы методистов-естественников во главе с Б.Е. Райковым. Уже тогда, в начале 20 века, они убедительно показали, что весь процесс обучения должен быть в максимально возможной степени исследовательским, тогда ребенок в этом процессе будет поставлен в ситуацию субъекта деятельности. Так был

разработан  исследовательский метод, который  активно влиял на развитие

интересов к учению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по главе.

     Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.

     Обогащение  кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

     Опираясь  на огромный опыт прошлого, на специальные  исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

     Максимальная  опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. 
 
 
 

  Глава 2. Проектирование опытно-экспериментальной  работы по формированию познавательного интереса у младших школьников к урокам технологии. 

Информация о работе Формирование познавательного интереса