Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Работа состоит из  1 файл

формирование ссс у д с онр.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

    Повторное комментирование правильных действий преследует цель - быстрее научит каждого ребёнка делить слова на слоги и правильно произносить их. Работа не утомляет детей однообразием, так как каждое новое слово имеет свой состав.

       Полученные в ходе практической деятельности четкие представления о составе устного слова образуют ту необходимую платформу, от которой и совершается переход ко второму этапу работы над словом.

    Каждое слово живой разговорной речи имеет свою мелодию. В каждом многосложном слове есть часть, которая звучит громче и продолжительней других частей в этом же слове. Это сильная часть слова (слог), которая произносится с усилением голоса, с ударением. Учитель-логопед должен заручиться желанием детей вести поиск и продолжает ознакомление с действиями на индивидуальной подвижной опорной схеме с целью воссоздания слогоритмической структуры произносимого слова. Ознакомление со схемой действия и интонирование ударного слога я провожу и игровым методом.

    Несмотря на мою активную помощь как учителя-логопеда, привычка вслушиваться, и правильно произносить слова сложной слоговой структуры складывается не сразу, а постепенно.

    От занятия к занятию работа над слоговым и звуковым составом слова не только не утомляет детей, а заряжает на новые поиски. Чем быстрее начинает действовать ребёнок, и чем чаще он выполняет задания в темпе работы группы, тем скорее у него повышается интерес к слову, и его правильному произношению.

         Безошибочные совместные работы детей логопедической группы над словами любой слогоритмической структуры дают объективную картину достижений всех и каждого в слого-звуковом анализе и более высокий уровень работы над словом без опор. Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры выражается в лёгкости и скорости действий детей во время работы на занятии.

        Применение опор при изучении слова любого типа и вида развивает у детей с общим недоразвитием речи познавательную и речевую активность. Самостоятельность в действиях с опорами слова развивает все необходимые качества будущего ученика и способствует включению в процесс познания многих анализаторов: зрение, слух, осязание, голос.

    Темп и качество выполнения заданий подсказывают логопеду совершенно точно время перехода от первого этапа на второй.

    На втором этапе при формировании слоговой структуры слова я предлагаю применять в качестве вспомогательного средства, зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, используемых традиционно.

    В качестве дополнительного средства коррекции используется логопедическая ритмика.

    Подача речевого материала на занятиях разнообразна: по предметным картинкам, выборочно по сюжетным, слова-отгадки на загадки, подборки слов по заданию логопеда, выборочно в игре.

    Уточнение и обогащение значений слов обязательны. Систематическая работа над слогоритмической структурой слова делает само слово предметом осознания детьми. Дети начинают понимать, что слышимое слово имеет своё строение (длину и состав) и особенности звучания. 

     Как правило, дети с общим недоразвитием речи трудно запоминают стихи, так как слоговой состав слов им сложно воспроизвести. Поэтому один из методов используемых мною на втором этапе - разучивание двустиший, отработка слоговой структуры слова на материале чистоговорок, прибауток. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные или сюжетные картинки, игрушки. При заучивании двустиший необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Нередко разучивание двустиший сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движением. Это подготавливает речевой аппарат ребёнка к усвоению слогового ряда. Например:

Ква-ква-ква,кричит лягушка. Ку-ку-ку, - кричит кукушка. Если дети хорошо запоминают стихотворную форму из двух строк, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы.

Например:

Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон! Очень    широко    я    использую    речевые    подвижные игры, направленные   на   закрепление   слогового   состава   слова. Игры специально подбираются с отрабатываемыми словами для активного введения изученного слова в речь ребёнка.

         Вышеперечисленные методы и приёмы коррекционной работы позволяют развивать и другие инициативные формы речи: умение формулировать и четко произносить вопросы, самостоятельно составлять сообщения на заданную тему. Создаются предпосылки для более сложных форм речевой деятельности: высказывания и рассуждения. Используя полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи, мы переходим к таким видам работы:

    • составление рассказов по опорным словам,
    • описание предметов,
    • придумывание конца или начала к рассказу педагога,
    • сравнение объектов,
    • диалог на заданную тему,
  • рассказывание по воображению, придумывание сказок по набору  

              игрушек и т.п. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                               

                                           

                                                    ВЫВОДЫ 

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова в развитии речи детей-логопатов всегда предшествует диагностика. Проводя тщательное обследование детей, по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальными и возрастными возможностями, я более глубоко проанализировала раздел программы по данному направлению и сделала выводы:

  1. Работа логопеда над слоговой структурой слова должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значением слова.
  2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения. Нарушению слоговой структуры слова предлагаю отвести особое место, как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции.
  3. Нарушение слоговой структуры рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.
  4. Одно из важных условий проведения коррекционной работы - формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.
 
 

                                           
 
 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    У всех детей, прошедших обучение в логопедической группе отмечалась положительная динамика. Авторский подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитие речи ориентировку в структурном составе слова.

    В результате коррекционной работы в соответствии с поставленными задачами удаётся устранить фонетические и фонематические нарушения, сформировать способность выстраивать слова в соответствии с их звукослоговой наполняемостью, активно использовать в речи слова различной слоговой структуры, сформировать устноречевую базу для успешного овладения грамотой. Что подтверждается результатами итогового диагностического обследования, которое позволило получить высокую оценку способности детей усваивать и воспроизводить звуковой состав слов сложной слоговой структуры. Диагностическое обследование показало, очень высокий уровень программирование высказываний и активное использование в речи слов сложной слоговой структуры.

    Высокая оценка деятельности всех специалистов в рамках данной концепции была дана родителями в ходе анкетирования. 87% родителей заинтересованы, чтобы их дети не только получали логопедическую помощь по исправлению дефектов звукопроизношения, но и обучались проговариванию слов сложной слоговой структуры. Около 93 % опрошенных родителей отметили, что в ходе специальной работы над слоговым составом слова речь детей стала более эмоциональной, более разборчивой и грамотной, что и является мощным компенсаторным фактором.

    Результаты проведённой работы позволяют сделать выводы о правильности выбора и эффективности данного направления работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
 

                                              РЕКОМЕНДАЦИИ. 

    На  первом году обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно можно разделить на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Мы рекомендуем: 

1. Приступать  к работе по коррекции нарушений  слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

2. Работу  по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

3.  Большое  значение в работе имеет дифференцированный  подход к детям, который предполагает  учет психических особенностей  ребенка, его работоспособность,  речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

4.  Из  лексического материала упражнения  необходимо исключать слова, с  дефектно произносимыми звуками,  входящего в состав слова.

5.  Важно  тщательно и последовательно  отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

6. Характерной  особенностью коррекционной работы  будет являться многократная  повторяемость ее видов на  разном речевом материале. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня