Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Работа состоит из  1 файл

формирование ссс у д с онр.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

       Основное внимание в своей работе я уделяю и личности логопеда, ориентированного на предупреждение и наиболее эффективное преодоление развития речевых дефектов, и их влияния на формирование личности ребёнка. 
 

4. ЦЕЛОСТНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ. 

    В логопедической группе коррекционное направление является ведущим,   а   общеобразовательное -  подчиненным. Следовательно, целостность моей деятельности обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участниками педагогического процесса и родителями детей.

     Таким образом, выполнение коррекционных и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов как педагогического, так и медицинского профилей и родителей детей.

    Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. Основные принципы, заложенные в мою работу по формированию слоговой структуры слова:

  1. Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
  2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
  3. По мере усложнения речевого материала по коррекции слоговой структуры слова (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам    и рассказам), расширяется звуковая палитра используемых слов. Сначала от звуков раннего онтогенеза, и, наконец, различные их комбинации.
 
    
  1. На этапе формирования слоговой структуры слова весь речевой материал ребёнок проговаривает отраженно, вслед за взрослым.
  2. При формировании слоговой структуры слов в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы, разнообразные игровые методы и приёмы.
  3. В случае возникновения затруднений слогового состава слово произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

          7. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

           В моей практической работе по развитию способности правильно

      

           произносить слова наблюдается определённая поэтапность.

           На первом этапе накапливаются представления о количественном

           слоговом составе слов, на втором — отрабатываются навыки           

           практического овладения слогоритмической мелодией слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

5. КОМПЛЕКСНЫЙ  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН, СПОСОБСТВУЮЩИЙ  УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ  СЛОВА.

    В соответствии с основными направлениями и задачами, всю работу в   рамках можно представить в виде определенного комплексного индивидуального плана:

  1. Проведение дополнительного, более качественного

                      обследования слоговой структуры слов.

  1. На первом этапе работы - развитие слухового внимания и

                      памяти, как традиционными, общепринятыми в   

                      коррекционной педагогике приёмами работы с речевыми и

                      неречевыми звуками, так и ещё я использую материал

                      специальных программ по развитию слухового восприятия.

  1. Развитие понимания речи. Эта работа начинается с

                      обучения умению вслушиваться в обращенную речь,

                      выделяя отдельные её компоненты, а позднее сливается с

                      работой по развитию лексико-грамматического строя речи.

  1. Развитие артикуляторной моторики и формирование   

                       слухо-двигательной координации. Традиционные  

                       логопедические приёмы развития артикуляторной

                       моторики я дополняю графическими опорными символами.

  1. Коррекция просодической стороны речи. Проводится в

                       соответствии с известными в логопедии методиками.

  1. Совершенствование лексико-грамматического строя речи в  

                      соответствии с возрастными требованиями.

  1. Совершенствование фонетико-фонематического строя речи

                       включает в себя:

                                                       -14-

                   - развитие фонематического восприятия,

    • коррекция звукопроизношения,
    • работа над совершенствованием звуко-слоговой структуры слов,

- усвоение навыков звукового анализа и синтеза.

                         8. Развитие связной речи. Традиционная логопедическая 
                      работа дополняется требованиями к параллельному введению в                                            

                                речь полученных фонетико-фонематических навыков и

                                 отработанных слов.

            9. Обучение грамоте и предупреждение нарушений 
                     письменной речи.

           10. Введение полученных навыков в свободное общение. Здесь 
                    я опираюсь на материал общеразвивающей программы МДОУ.       

                     И на этом этапе работы педагоги и родители становятся 
                     основными участниками коррекционного процесса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                              

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕЧЕВОГО  ОБЩЕНИЯ 

         СО  СВЕРСТНИКАМИ.

    Основополагающей задачей учителя - логопеда является -организовать опыт активного речевого общения со сверстниками. Первоначальные пробы на речевой контакт проводятся в играх и упражнениях с мячом. Школа мяча начинается в детском саду и продолжается при повторении и закреплении навыков правильного произношения дома. Мяч в одно мгновение организует всех, превращая группу в коллектив, выполняющий общее дело.

    По характеру вступления в контакт, координации движений со словами, способности переключения на новый словесный сигнал глазам логопеда предстаёт яркая картина состава группы по уровню речевого развития, её понимания и активного применения.

       Дети  с наименьшей степенью поражения речи,  как правило, активны, контактны, понятливы и дружелюбны с первых игровых проб. Мяч ловите не зевайте,

    На вопросы отвечайте. - (Отвечаем только одним словом на вопросы: кто? что? или подбираем слово-признак предмета по форме, величине, запаху, вкусу и т.д.)

    Наряду с отдельными детьми, сразу возвращающими мяч с ответом, большинство детей логопедической группы с общим недоразвитием речи не могут этого сделать. Это происходит от части по той причине, что они не понимают задания, в формулировку которого входят термины «слово», «действие предмета». А главное, из-за речепроизносительных трудностей. Ответа едва дождешься, а слова не разобрать, они звучат, смазано, искаженно, чаще звучат на низких тонах голоса. Скованность поз, неловкость движений, неумение ловить летящий мяч и боязнь летящего предмета, стеснительность и робость, излишнее двигательное беспокойство - всё налицо. По существу в играх с мячом логопед в наиболее благоприятных

                                                 

 условиях продолжает свои наблюдения за процессом коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи. При этом сделанные выводы становятся основой заключения о состоянии речи и его познавательных способностях в целом.

    Пользуясь мячом как учебным инструментом, легко смоделировать слоговой состав любого слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол по образцу логопеда, который, стоя в кругу вместе с детьми, демонстрирует и речевое и предметное действие, тем самым, приглашая детей к совместным сопряженным активным действиям.

    Приглашением к началу упражнений с мячом часто служат и речевые четверостишия, с внедрением их в канву слов-терминов:

-Буду я сейчас водить, Буду я произносить, Какое-нибудь слово. Вам нужно повторить, потом на части разделить. Игровые упражнения проводятся сначала в медленном темпе, затем темп    наращивается    до    бодрого,    ускоренного. Коллективные сопряженные действия даются детям легко и в результате дети подчиняются общему темпу, действуют согласованно и ритмично.

     Упражнения в словоделении под мяч, под дирижирование взрослого, составлении графических схем слогового состава помогают формировать у детей более четкие контуры слов, и тем самым оказывают влияние на их правильное произношение.

    Однако этих приёмов бывает недостаточно, чтобы научит энергичному и правильному произношению во всем объёме предъявляемых требований.

    На основании теории поэтапного формирования умственных действий на всех этапах коррекции включается большое количество схем, идеограмм, таблиц, облегчающих усвоение семантической структуры слов.

   С этой целью на занятиях вводятся упражнения над словом на опорных подвижных схемах. Подвижность и привлекательность опорного материала для воссоздания слогового состава слова и его ритмического рисунка представляют детям большую свободу в выборе действий со словом, которое можно произносить многократно различным путем: слитно, беспрерывно, по слогам или прерывисто, громко, тихо, про себя, замедленно или ускоренно, с интонированием ударного слога или без акцентов, монотонно или скандировано, по образцам учителя или без них. Упражнения подбираются по принципу наращивания и усложнения слогов.

    Подвижность опорных схем - это и простор для манипуляционных действий. При составлении схем слогового состава слова пластины выкладываются в ряд в направлении от левой руки по линии направо. Выбор речевого материала - слов разной слоговой структуры диктуется задачами конкретного занятия.

        Дети могут действовать с готовым образцом, т.е. словом, которое логопед произносит по слогам. И если при этом дети ошибаются, то логопед предоставляет возможность детям провести анализ и обобщение по конкретной ситуации на опорных схемах незамедлительно и до полного выяснения слогового состава слова при активной помощи детей.

    Конечно, до того, как дети начнут работать с индивидуальными наборами опорных схем слогового состава, я объясняю и показываю, как это надо это делать в развернутой форме на более лёгком речевом материале. После показа с развёрнутым анализом можно переходить к самостоятельному анализу и составлению схем слогового состава различных слов. Пластины-наборы заранее приготавливаются логопедом или дежурным на столах детей. Внимательно прослушав слово, чуть замедленно, слитно и четко произнесенное логопедом, дети произносят это же слово по слогам, последовательно откладывая каждый слог - пластину - на столе в линию подряд слева направо. В соответствии с ситуацией, зафиксированной на индивидуальной опорной схеме, проводится анализ. Если возникают затруднения, я быстро переключаю группу на игровую деятельность и предлагаю произносить слова под мяч. Напоминаю, что слова делятся на части, как апельсин на дольки - легко и быстро. Тогда ни одна часть слова не будет разорвана на звуки. Минута-другая совместных ритмических действий в делении слова на части создают возможность переноса навыка ритмичного произнесения слова по слогам в активной речи.

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня