Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Работа состоит из  1 файл

формирование ссс у д с онр.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

                                                           ВВЕДЕНИЕ

   В соответствии с принципами психолого-педагогической классифи- 
кации речевых нарушений выделена категория детей с таким 
нарушением как общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи 
рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, 
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено 
формирование всех компонентов речевой системы. Речевая 
недостаточность при общем недоразвитии речи может варьироваться от 
полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными 
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического 
недоразвития.  С такими    детьми  необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по коррекции речи. Современная дошкольная педагогика, психология и логопедия огромное значение придают процессу речевого развития детей дошкольного возраста, так как это сензитивный период для развития человека как личности.

    Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в разных научных источниках освещены недостаточно, но, анализируя классиков и основоположников отечественной логопедии, я нашла подтверждение выдвинутого мною предположения.

    Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова. Неоправданно связывают вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования произношения. И это одна из причин, которая привела меня к необходимости более глубоко и тщательно изучить методический материал, психолого-педагогическую литературу и начать эффективнее работать в данном направлении.

                                                     

         Отметим ещё одну сторону рассматриваемой проблемы. Многолетняя работа с детьми, имеющими сложные, зачастую комбинированные дефекты речи, позволила также высказать предположение, что именно нарушения слоговой структуры слов являются ключевым симптомом наличия у ребёнка общего недоразвития речи. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом.

    Исходя из этого можно сказать, что нарушению слоговой структуры необходимо отвести особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

      Эта проблема очень актуальна на современном этапе развития 
общества. Так как в нашей речи появляется много новых сложных по 
слоговой структуре и звуковоспроизведению слов, которые для 
взрослых тяжелы в произношении, а детям с нарушениями речи их не 
произнести вообще. Например: маркетинг, менеджер, компьютер, 
горнолыжный курорт, поверхность, прихорашиваться, неправдоподобный, междугородний и пр.

       Целью моей работы является построение системы коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.

    Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

       Главная идея моей работы заключается в реализации общеразвивающих задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Концепция учитывает общность развития нормально развивающихся детей и

детей с общим недоразвитием речи, и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

    Кроме того, моя работа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступающее развитие.

    Характерной особенностью моей работы является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включение элементов новизны по содержанию и форме.

    Исходя из вышесказанного можно выдвинуть гипотезу:

вследствие искажений слоговой структуры слова затрудняется общение дошкольников с трудностями усваивается звуковой анализ, появляется нежелание ребёнка быть школьником и сталкиваться с учебной нагрузкой, а также преодолевать её.

    Это отличает детей с ОНР от сверстников с нормальным речевым развитием.

    Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи - обширный раздел работы.

    Задачи работы в соответствии с вышеназванными направлениями:

    1.      Научить    детей    четко    воспринимать    слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом.

    2. Научить правильному слитному произношению слова в полном объёме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога. 
     
     
     
     

                                        1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 

    Проанализировав методическую литературу, я поняла, что проблема общего недоразвития речи у дошкольников, в большей своей направленности, сводится к несформированности одного из важнейших компонентов речевой деятельности - слоговой структуре слова. В системе языка с тремя её составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура, на мой взгляд, занимает особое место.

    С одной стороны - это часть произносительной стороны речи -фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х. Швачкин). Но с другой стороны - существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью, особенно у дошкольников с нарушениями речи.

    По мнению Р.Е.Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонетическая функция языка. Формирование звукового наполнения слогового контура слова связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения.

    Тот же автор отмечает, что основная причина трудностей формирования речи у алаликов и афазиков - невозможность воспроизведения элементарны слоговых структур.

    Р.Е Левина считает также, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.

    И.А.Сикорский указывает на известную самостоятельность процесса усвоения слоговой структуры слов по отношению к овладению отдельными звуками. 

       А.К.Маркова констатирует, что у детей неумение воспроизводить слоговую структуру удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков, причем, при непостоянстве замен и искажений, отличается стойкостью.

      В работе использованы и объединены достижения ряда авторов, изучающих речь и речевую деятельность, - от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающим в оценке дефектов речи и их преодоления были бы интегрированные психолого-педагогические и психолингвистические подходы.

       При написании работы, учитывались, как новые экспериментальные подходы в исправлении недостатков речи, так и традиционные вопросы о речевых нарушениях, заложенными основоположниками отечественной логопедии.

    В основе коррекционно-развивающей работы с детьми лежат:

   - Закон РФ «Об образовании»,

  • основные направления Концепции дошкольного воспитания,

   - Концепция модернизации российского образования на период до

     2010 года,

   -Типовое   положение   о   дошкольном образовательном учреждении,

   - Конвенция о правах ребёнка,

  • Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры   и   требования   к   обновлению содержания дошкольного образования»   и   разработками   отечественных   учёных в области общей и специальной педагогики, психологии и логопедии.
 
 
 
 
 
 

2. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПЛАНА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В НЕСКОЛЬКИХ АСПЕКТАХ 
 

         Умея правильно произносить звуки, дети дошкольного возраста начинают искажать слова, допускают замены и смешения звуков в слове. По звучанию речь детей монотонна, малоэмоциональна, они слабо владеют своими голосовыми данными, речевым дыханием. Такие дети обычно замкнуты, ограничиваются лишь ситуативным общением. В процессе игровой деятельности у них возникают трудности в передаче словами своих игровых замыслов. Возникает непонимание со стороны сверстников.

И вот вам проблема коммуникативного плана. Такое явление почти не наблюдается в устной речи детей с нормальным речевым развитием. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Дети болезненно переживают это, становятся молчаливыми, застенчивыми и раздражительными.

    Проблему общего недоразвития речи у дошкольников и в частности нарушение слоговой структуры слова можно рассматривать в нескольких аспектах. Первый - это недостаточная сформированность коммуникативной функции речи.

    Второй очень важный аспект проблемы: формирование регулирующей и обобщающей функций речи. В норме регулирование психических функций человека с помощью речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Становление регулирующей и обобщающей функций речи приводит к  

                                                         -9-

    возникновению у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого.

    Если к моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в её понимании, это становится предпосылкой недопонимания речи и требований учителя. В дальнейшем большие трудности возникают при насыщении речи учителя и учащихся специальной терминологией.

      Третий аспект, позволяющий серьёзно задуматься над формированием слоговой структуры слов у дошкольников: несформированность мотивационной стороны будущего ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ   И   КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.  АНАЛИЗ ОПЫТА. 

   Анализ собственного опыта на основе выдвинутого Р.Е.Левиной принципа развития, суть которого сводится к наличию первичных и вторичных образований в картине системных речевых нарушений, позволяет по-новому взглянуть на данную патологию.

   Актуализация диагностической и коррекционной работы с детьми именно  по  формированию слоговой  структуры  слов  приводит к необходимости становления базы речи и собственно речевых компонентов со всеми вытекающими последствиями по общепознавательному и социально-коммуникативному развитию детей с общим недоразвитием речи. Дети приобретают знания об окружающем мире, становятся активными членами нашего общества.

    Анализ опыта профилактики, диагностики и коррекции общего недоразвития речи вскрывает проблему несогласованности восприятия и воспроизведения слов сложной слоговой структуры. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения и переработки информации. Педагог определённой модальности усиливает моно-сенсорные проявления среди воспитанников и приводит к гармонизации нарушенного процесса - это главное условие целостного мироощущения и эффективности коррекционного процесса.

Информация о работе Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР 3 уровня