Формирование нравственного поведения детей средней группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования - изучение методики формирования нравственности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты формирования
нравственного поведения дошкольника;
2. Изучить уровни сформированности нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста;
3. Спроектировать работу по формированию нравственного поведения у дошкольников.
4. Проанализировать работу по формированию нравственного поведения у дошкольников.

Содержание

Введение _________________________________ 3
I. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственного поведения дошкольника ____________________ 5
1. Возрастные особенности формирования нравственности
дошкольников ______________________ 5
2. Психолого-педагогические исследования по проблеме
формирования нравственного поведения у детей дошкольного
возраста _______________________ 8
3. Методологические основы формирования нравственного пове-
дения у дошкольников _______________________________________13
II. Исследовательская работа по формированию
нравственного поведения дошкольника ______________17
2. 1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста __________________17
2. 2 Содержание и методика работы по формированию нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада __________21
2. 3 Анализ работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольников _____________________________24
Заключение _____________________________25
Список использованной литературы ____________________________27
Приложения ________________________29-43

Работа состоит из  1 файл

курсач по педагогике1(3)(2).doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

 

 

 

 

Список используемой литературы 

1.Абрамова, Г. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вуз./Г.Абрамова. – М.: Академический проект,2000.- 294с.

2.Буре,Р.С., Воспитатель и дети[Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Р.С.Буре, Л. Ф.Островская. - М.: Просвещение, 1985. - 143с.

3.Воспитание и обучение детей пятого года жизни[Текст]: книга для воспитателя детского сада / под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – 224с.

4.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.

5.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. колледжей/ под ред. В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1988. – 415с.

6.Карпова,С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников[Текст]:пособие для воспитат. дет.сада / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 142с.

7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст]:учебник для вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с.

8.Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете[Текст]/И.В.Курочкина // Дошкольное воспитание.- 2003.- №11.- С.61-65.

9.Курочкина, И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников[Текст]: пособие для воспитат.дет.сада/И.В.Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.

10.Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2003. – 265с.

11.Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика[Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.А.Лобанова. – Балашов. 2006. – 76с.

12.Маркова,В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] /В.Маркова // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.

13.Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм[Текст] /Н.Мельникова // Дошкольное воспитание.- 2006.- №10.- С.82-85.

14.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с.

15.Педагогика [Текст]:учебное пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.

16.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста[Текст]: книга для воспитателя детского сада/С.В.Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

17.Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду[Текст]: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/В.И.Петрова, Т. Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.

18.Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду[Текст]:книга для воспитателя дет.сада/В.И.Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.

19.Подласый,И.П.Педагогика[Текст]:учеб.для студ.пед.вузов/И.П.Подласый.-М.:ВЛАДОС,1999.-163с.

20.Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника[Текст] /Е.В.Субботский // Вопросы психологии.- 1983.- №4.- С.29-37.

21. Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]: учебник для студ. вузов/ И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

22.Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение?[Текст]:учебное пособие /Х.Штольц, Р. рудольф.-М.: Просвещение,1986.-206с.

 

 

 

 

Приложение № 1.

Список детей, принявших участие в диагностике.

 

Девочки:

Марина

Катя

Настя

Юля

Виолетта

 

Мальчики:

Богдан

Слава

Яромир

Лева

Коля


Приложение № 2.

Диагностические ситуации

«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»


Приложение № 3.

СКАЗКА ПРО ТРЁХ ПОРОСЯТ НА НОВЫЙ ЛАД

     Программные задачи: формировать доброжелательное отношение к окружающим; расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения; учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки; упражнять в применении геометрических моделей; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход  занятия.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А вы знаете сказку про трех поросят? 
Дети: - Да!
Воспитатель: - Сегодня я хочу рассказать вам сказку про трех поросят на новый лад.
     « Жили – были три поросенка, три неразлучных друга.
Воспитатель в ходе своего рассказ проигрывает это куклами – к сказке «Три поросенка».
     Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята все делали вместе - играли, пели песенки и веселились. А рядом жил серый волк, и он все думал, как же поссорить друзей. Но однажды поросята решили поиграть в игру «Дразнилки» и случилось вот что….
    Они разругались, обиделись и поссорились друг с другом.
    Давайте подумаем и ответим на вопросы:
    - Как вы думаете, почему поссорились поросята?
    - Можно ли дразнить друг друга?
    - А почему?
    Дети: Предположительные ответы детей.
Воспитатель: - А вы хотите узнать, что же произошло дальше в этой сказке?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Поросята обиделись друг на друга так, что мириться не захотели и, обиженные, разошлись в разные стороны. Посмотрите, какие у них стали мордочки.
 Воспитатель показывает смайлики с обиженным, грустным и злым мордочками поросят.
    Давайте внимательно посмотрим на поросят и определим, какое настроение у них стало.
Дети: - Рассматривают мордочки. По мимике определяют их настроение. В случае  затруднений с ответами детей, воспитатель помогает им.
Воспитатель: - А давайте посмотрим, что делает волк.
    А волк очень обрадовался, что друзья поросята обиделись друг на друга и разошлись обиженные в разные стороны.
Воспитатель: - Почему волк обрадовался?

Дети: - По одному их будет легче съесть.
Воспитатель: - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями?
          - Что можно сделать, чтобы ссор не было?
           - Как вы мерились?
           - Это хорошо когда ссорятся друзья?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Чтобы не было ссор, не надо дразниться!
          - Как можно помочь поросятам?
Дети: - Надо их помирить.
          - Сказать друг другу добрые слова.
           - Попросить  друг у друга прощения
– Давайте вернемся в нашу сказку. Может поросята услышали наши советы и померяться.
    Воспитатель разыгрывает сценку, где поросята мерятся и просят у друг друга прощения.
 Воспитатель: - Наши поросята друзья. Мы с вами часто говорим слово ДРУГ. А кого можно считать другом?
Дети: - Предположительные ответы детей.
Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете друг друга. Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай, кто мой друг».
Дети с воспитателем встают в круг и играют в игру.

Игра «Отгадай, кто мой друг»

    Один ребенок описывает внешний вид своего друга, положительные качества его характера, а остальные дети отгадывают, про кого идет речь.

Воспитатель: - Мы с вами узнали, что друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.

Геометрическое конструирование
 «Поросенок»

Воспитатель: - Ребята, про кого была эта сказка?
Дети: - Про поросят.
Воспитатель: - Правильно. А теперь я предлагаю вам сделать друзей нашим поросят. Для этого давайте пройдем на наши места. А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур на листе без клея.
Дети садятся на рабочие места. Воспитатель показывает мольберт с изображение поросенка.
Воспитатель: Посмотрите на моего поросенка. Из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: - Тело поросенка – овал, голова, пятачок – круг, ушки – треугольники, ножки – прямоугольники.
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вы правильно определили все геом. фигуры.
Воспитатель: - А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур, но пока приклеивать его не будем. Это мы сделаем позже.
    Дети выкладывают поросенка по образцу. Воспитатель контролирует работу детей.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь давайте приклеим его к бумаге и дорисуем ему мордочку и не достающую часть. И пусть настроение у него будет хорошим.
Дети: - Выполняют работу.
    Воспитатель контролирует работу детей, при затруднении помогает.
Воспитатель: - Молодцы. Какие хорошие, веселые поросята у вас получились.
Ребята, что же узнали сегодня из нашего занятия? Как нужно вести себя с друзьями?
Дети: - Друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.


ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА 

Программное содержание: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.

Пособия: кукла Незнайка с воздушными шарами.

Ход:

Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает у детей : "Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим.

Открывает дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами в руках.

Незнайка: Ох! Еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Это детский сад?

Дети. Да!

Незнайка. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, дружные, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажете, может быть, и у вас такое бывает. Слушайте внимательно:

" Двум мальчишкам - драчунишкам не играется с утра ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой не хотят побыть "друзья". Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат : "Сейчас побью!"

Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!

А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит!

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни не поют? Молодцы! Берегите их, не ломайте!

Воспитатель беседует с детьми о том, как нужно беречь игрушки.

Незнайка. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: "Не хочу я кашу есть, не хочу чаю!" Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: "Здоров!"

А среди вас есть такие? Назовите из имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам всем капризулям, крикунам!

Воспитатель беседует с детьми о правилах поведения.

Незнайка. Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, мальчик играет с малышом. И песенку ему поет.

Подрастай побыстрей, братишка!

Будем вместе мы играть,

И в солдатиков, и с мишкой,

Научу тебя считать.

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них, какие добрые, хорошие старшие братья и сестры бывают.

Воспитатель беседует с детьми об отношении к младшим братьям и сестрам.

Незнайка. Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные. Молодцы! До свидания!


ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ СТАТЬ ВЕЖЛИВЫМ

Информация о работе Формирование нравственного поведения детей средней группы