Труд детей в уголке природы в средней группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более колоритные представления, чем книжки и рисунки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность следить рыб, птиц, растения, созидать заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Формирование у детей дошкольного возраста трудовых умений и навыков 5
1.1 Труд детей в уголке природы в средних группах 5
1.2 Труд детей в уголке природы в старших группах 6
1.3 Труд детей в уголке природы в подготовительных группах 8
Глава 2. Формирование у детей дошкольного возраста трудовых умений и навыков по уходу за животными в уголке 13
2.1 Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Восприятие природы  помогает развивать такие свойства, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному  развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей наслаждаться колоритными красками неба при закате и восходе солнца, широтами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у дитя развевается художественный вкус, он сумеет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красы своими руками.

Природа полна поразительных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей находить и находить новое в уже известном, виденном.

Приобщение дитя к  самостоятельному посильному труду, его  знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования конкретно нравственных основ личности дитя, её гуманистической направленности, волевых свойств.

Посильный «добрый» и  «умный» труд, труд, часто связанный  с игрой, - конкретно та нужная деятельность дитя-дошкольника (кроме фактически игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности дитя в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо увеличивает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

сразу нельзя забывать и  о том, что фуррор трудового воспитания неосуществим без особенного внимания к особенности дитя. Ведь каждый человек, в том числе и малеханький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Непосредственное общение  с живой природой дает ребенку  более колоритные представления, чем книжки и рисунки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность следить рыб, птиц, растения, созидать заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

 

Глава 1. Формирование у детей дошкольного возраста трудовых умений и навыков

 

1.1 Труд детей в уголке природы в средних группах

 

В средней группе дети более самостоятельные. Они заполучили некие знания и навыки по уходу  за животными в уголке природы. Сейчас они уже могут под присмотром раз в день делать поручения: накормить  рыбок, птиц, нарвать свежей травки кролику и др. Сейчас стоит задачка- продолжать сформировывать у детей энтузиазм и любовь к природе, приучать их заботится о животных1.

В уголке природы средней  группы можно содержать морскую  свинку либо кролика (если есть соответствующие  условия). сейчас наблюдения за этими животными могут быть не лишь кротковременными на упражнениях, но и во время ухода за ними. (Кролика нельзя держать в групповой комнате.)

Следует держать в  голове, что пример взрослых является основным условием воспитания у детей  энтузиазма и бережного отношения к животным.

В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им нужен  зеленоватый корм), как и малыши сажают лук, смотрят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).

Уголок природы в  старшей группе различается огромным разнообразием животных. Организация труда и наблюдений тут тоже другая, так как дети уже имеют представления о животных и навыки ухода за ними. Поэтому уход за объектами в уголке природы осуществляют уже дежурные под управлением воспитателя.

В данной группе огромное место занимают долгие наблюдения детей за ростом и развитием животных. В этом огромную роль играется систематическая и верно организованная воспитательная работа с детьми в уголке природы2.

 

1.2 Труд детей в уголке природы в старших группах

 

В уголке природы старшей группы могут быть те же животные, что и в подготовительной к школе группе. Разница только в объеме знаний, которые получают дети о том либо ином животном, менее самостоятельном уходе за ним (осуществляется он постоянно под контролем и при непосредственном участии воспитателя), более ограниченном сроке пребывания неких животных в уголке природы.

Основное требование, которое нужно делать при содержании животных в уголке природы, — создание обычных условий для их жизни. До этого чем получать животных, нужно приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия пребывания животного в неволе к естественным и заблаговременно заготовить корм. Животных нельзя держать в малеханьких, узеньких, низких, не подходящих для них клеточках, стесняющих естественные движения.

Белок лучше содержать  не в клеточках, а в просторных вольерах (от пола до потолка), сделанных  из древесных рам с натянутой  металлической сетью.

Для таковых животных, как кролик, морская свинка, еж, необходимы древесные клеточки - низкие, но просторные, дающие возможность животным свободно двигаться.

Для ухода за животными  нужен особый инвентарь. Все предметы ухода за животными располагаются  совместно с инвентарем по уходу  за растениями. Некие предметы, к  примеру щетку, сметку и др., Комфортно держать конкретно в вольерах.

Следует держать в  голове взрослым и дать понять детям, что содержанию зверьков в уголке природы нужно уделять самое  серьезное внимание. Живое существо — это не игрушка, оно просит огромного  внимания и тщательного ухода: раз в день в одно и то же время два три раза подкармливать, поменять воду по мере загрязнения. (Не забывать на выходной день оставлять корм, воду!)

Совсем принципиально раз в день убирать клеточку. Один раз в месяц создавать тщательную уборку: все её части вымыть теплой водой с мылом.

Нельзя допускать, чтоб животные гибли от недосмотра. Поэтому, выпуская их время от времени из клеточки, нужно принять меры предосторожности: закрыть окно и форточку, чтоб не вылетела птица, не выскочила белка. Нельзя оставлять без присмотра на долгое время ни одно животное3.

Уход за живыми объектами  в уголке природы осуществляют дежурные под управлением воспитателя. Эта  работа приучает дитя к ответственности  и аккуратному выполнению собственных  обязанностей и совместно с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.

Дежурства в старшей  группе вводятся в начале учебного года.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель указывает и  ведает, в чем заключаются обязанности  каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, указывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. П., Объясняет, в каком порядке их необходимо оставлять после дежурства.

 

 

1.3  Труд детей в уголке природы в подготовительных группах

 

Уголок природы в  подготовительной к школе группе обязан различаться от уголка в старшей  группе, как по количеству, так и  обилию жителей. Существенно расширяется  размер знаний, которые получают дети 6—7 лет, благодаря более глубочайшему знакомству с жизнью разнообразных видов животных, а также в итоге привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

В подготовительной к  школе группе в связи с огромным количеством животных, для которых  нужен зеленоватый корм в течение всей зимы, а также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе4.

В уголке природы старшей  и подготовительной к школе групп  можно иметь одинаковых животных, но знания детей 6—7 лет, умения, кавыки, связанные с уходом за жителями уголка, усложняются. Не считая того, в уголке подготовительной к школе группы неких животных можно держать дольше, так как тут огромное место обязаны занимать долгие наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).

Для сотворения обычных условий  жизни животным в уголке природы  и организации правильного ухода  и наблюдений за ними воспитателям нужно познакомиться с биологическими чертами животных, с их жизнью в  естественных условиях, с правилами содержания.

Белка—веселый, ловко прыгающий  зверек. Летом шерсть у нее ярко-рыжая, зимой — нежно-серая на спинке и чисто-белая на животе и грудке.

В детском саду для белки лучше  иметь клеточку на металлическом  каркасе, обтянутом прочной стальной сетью (дерево белка может перегрызть). клеточка обязана быть довольно просторной (не менее 1 м3 на одного зверька), чтоб белка могла делать длинные прыжки. Лучше устроить просторную вольеру высотой от пола до потолка. В таковой вольере можно держать все беличье семейство. Летом вольеру устанавливают на воздухе.

Для сна белке следует повесить домик с небольшим входным  отверстием и крышей на петлях, которая  раскрывалась бы наполовину для чистки. В домик положить мягкие тряпочки, порванную на куски бумагу, мох, сено — все это будет служить белке подстилкой (вату класть не рекомендуется, так как она застревает в когтях)5.

Освоившись с домиком, белка  сама себе сделает гнездо, похожее  как птичье. Засыпая в гнезде, белка прикрывается хвостом, как  одеялом.

Корм белки в неволе нужно приблизить к естественному. В день белка съедает не менее 20 г орехов (кедровых, грецких либо лесных), не менее 20 г яблок либо моркови, семечки подсолнечника либо желуди, незначительно сухих грибов (грибы нужно размочить в воде). С большой охотой ест булку, корки апельсинов и мандаринов. Нужно ставить в вольеру и свежие ветки лиственных деревьев, давать мел, поваренную соль, воду (соль и мел нужно ставить в отдельных чашечках), полезно давать незначительно молока.

Белки никогда не едят из кормушек. Точно ручками, держит белка передними лапками орех, шишку либо морковку и, поворачивая во все стороны, грызет их своими наточенными зубами-резцами.

Уборка клеточки обязана производиться  раз в день. Для упрощения уборки пол в вольере рекомендуется  покрыть куском линолеума, на столик либо подоконник, если на нем стоит клеточка, положить клеенку. Уборка за белкой нетрудна, потому что белка совсем чистоплотна.

Детям подготовительной к школе  группы вполне доступны следующие виды ухода за животными: вымыть поилку, кормушку, налить незапятанной воды и дать необходимое количество корма каждому животному; вымыть и нарезать корнеплоды, зелень для животных и птиц; помочь взрослым при уборке клеток животных, при смене воды в аквариуме: осторожно выловить из аквариума маленьким сачком рыбок и пересадить их в таз с комнатной водой, промыть ракушки, камни, частично промыть песок; осторожно кружечкой снять верхний слой воды и подлить свежую воду; после дежурства привести в порядок и положить на место инвентарь, которым воспользовались; произвести уборку в хозяйственном шкафчике: вытереть пыль, протереть полки шкафа, простирать тряпочки, обтереть увлажненной тряпочкой клеенчатые фартуки, перемыть и насухо вытереть посуду для корма и остальной инвентарь уголка, аккуратно поставить все на свои места. Не считая того, воспитатель завлекает детей к заготовке корма животным на зиму: сбору шишек с семенами, желудей, сушке собранной травки на сено и т. д.

Дежурства по уголку природы организуются с начала учебного года.

В первые же дни сентября воспитатель проводит занятие, на котором дети вспоминают, как ухаживали за растениями и животными в старшей группе, докладывает о необходимости возобновить дежурства.

При обучении детей уходу за животными следует употреблять разнообразные приемы: личный пример, показ, объяснение, напоминание, убеждение.

Ведущим приемом при обучении детей  трудовым умениям является показ  воспитателя в сочетании с  объяснением, как делать, как ухаживать.

Первый раз показ дается всей группе на занятии либо вне его. Но чтоб дети овладели подходящими навыками, одного показа, естественно, недостаточно, нужно в дальнейшем проверить выполнение его отдельными детьми во время дежурства и опять показать, если ребенок делает неправильно. Наряду с этим необходимо проводить повторный показ всей группе; он обязан быть непродолжительным, но эмоциональным, чтоб поднять у дежурных энтузиазм к уходу за растениями и животными. С данной целью целесообразно организовать наблюдение за работой воспитателя либо няни, выполняющих время от времени обязанности дежурных. «Сегодня дежурить буду я», — говорит воспитатель детям. Либо: «Сегодня у нас дежурит няня. Посмотрите, как она будет работать».

Порядок назначения дежурных. Объединяя  детей для дежурства, следует  учесть их навыки, интересы, особенности поведения и взаимоотношения. Тех, кто еще недостаточно обладает навыками, следует назначать дежурить совместно с детьми, отлично справляющимися с заданием; ребят с неустойчивым вниманием, а также пассивных назначают работать с более активными, целеустремленными. Следует учесть и детские взаимоотношения. Поэтому лучше списки дежурных составлять совместно с детьми.

Целесообразно назначать дежурных по каждому объекту раздельно: по уходу за растениями, за рыбами, за птицами  и другими животными.

Ухаживая за одним животным, ребенок упражняется в выполнении одних и тех же приемов и совершенствует их. В следующие дежурства он может ухаживать за иным жителем. Позднее, когда дети приобретут определенные навыки, можно предоставить им возможность самим договориться, кто за каким животным будет ухаживать, приучая их без помощи других распределять меж собой обязанности. Воспитатель незаметно дает подсказку детям выбор жителей живого уголка.

Первое время дети дежурят по одному дню, но по мере овладения навыками могут дежурить более длительно — в течение двух-трех дней. Дежурство в течение нескольких дней увеличивает ответственность ребят за состояние того объекта, за которым они ухаживают, воспитывает чувство долга, при этом совершенствуются трудовые навыки.

Информация о работе Труд детей в уголке природы в средней группе