Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта
1.1 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка……………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………12
1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………..23
Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30
2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

культурно-гигиен. навыки и навыки самообслуж. у шк. с нар. интеллекта.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

 

 

 

Заключение 

 

В данной курсовой работе были выполнены следующие задачи:

  • Изучено понятия культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и их значение для ребенка;
  • Дана психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта;
  • Выявлена роль игр и упражнений кВ формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дошкольников с нарушением интеллекта.

Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания у  дошкольников с нарушениями интеллекта посвящены работы Екжановой Е.А., Кинаш Е. А., Катаевой А.А., Стребелевой Е.А. и др.

Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая  осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода  за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

У детей с  нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального  развития культурно-гигиенические  навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Исследования  ученых показывают, что поскольку  ведущим видом деятельности у  дошкольников с нарушениями интеллекта является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.

В практической части настоящей курсовой работы были предложены игры и упражнения, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта при формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
  2. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 296 с.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
  4. Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
  5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
  7. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями. – 2002. - № 1. – с. 17.
  8. Колесникова Г.И., Кабарухина И.А., Харачезян М.В., Горшколепова И.В. Специальная психология и педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 224 с.
  9. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Феникс, 2010. – 256 с.
  10. Кузнецова Л.В. Психология умственно отсталого ребенка // Основы специальной психологии. – М.: Академия, 2002. – с. 49 – 89.
  11. Кулемина Ю.В. Основы специальной педагогики и психологии. – М.: Окей-книга, 2009. – 128 с.
  12. Магмаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталых школьников. – М.: Речь, 2009. – 160 с.
  13. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. – 144 с.
  14. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
  15. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: Флинта, 2008. – 376 с.
  16. Новотворцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. – М.: КАРО, 2006. – 144 с.
  17. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 479 с.
  18. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
  19. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  20. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Арит, 2000. – 207 с.
  21. Титов В.А. Специальная педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2007. – 224 с.
  22. Трофимов Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2010. – 304 с.

1 Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – с. 15.

2 Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – с. 18.

3 Игры с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – с. 19.

4 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 24.

5 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 86.

6 Магмаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталых школьников. – М.: Речь, 2009. – с. 35.

7 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – с. 12.

8 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 82.

9 Магмаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Психология общения и поведения умственно отсталых школьников. – М.: Речь, 2009. – с. 44.

10 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 86.

11 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 96.

12 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – с. 24.

13 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – с. 34.

14 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 99.

15 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2009. – с. 102.

16 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – с. 38.

17 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник. – М.: Владос, 2001. – с. 49.

18 Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями. – 2002. - № 1. – с. 17.

19 Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – с. 58.

20 Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – с. 67.

21 Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями. – 2002. - № 1. – с. 17.

22 Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – с. 87.

23 Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – с. 102.

24 Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие. – М.: Владос, 2001. – с. 112.


Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта