Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта
1.1 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка……………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………12
1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………..23
Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30
2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

культурно-гигиен. навыки и навыки самообслуж. у шк. с нар. интеллекта.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта

    1. Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка……………………….5
    2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………12
    3. Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………..23

Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30

2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34

Заключение……………………………………………………………………..39

Список  литературы……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном  этапе развития отечественной системы  специального образования реализация личностно-ориентированного подхода  к воспитанию и обучению детей  с отклонениями в развитии осуществляется через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

В работе педагога-дефектолога  с детьми важная роль отводится технологиям, направленными на формирование у  воспитанников навыков социального  поведения, активизацию познавательного  интереса к окружающему,  развитию речи и др.

Для детей с  умеренной умственной отсталостью  при посещении образовательного учреждения становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет  им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять  инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Формирование  самостоятельности является одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста и происходит в различных видах детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, а также в бытовых ситуациях. Самостоятельность тесно связана с психической деятельностью ребенка и выражается, прежде всего, в том, что ребенок может сам действовать с предметами в окружающей действительности, управлять своими потребностями, владеть навыками самообслуживания.

Для полноценного развития ребенок должен обладать определенными  умениями и навыками. Наиболее важными для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Объект исследования – процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – игры и упражнения как метод формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Задачи:

  1. Изучение понятия культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и их значения для ребенка;
  2. Определение психолого-педагогической характеристики дошкольников с нарушением интеллекта;
  3. Выявить роль игр и упражнений кВ формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания дошкольников с нарушением интеллекта;
  4. Разработать комплекс игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

При написании  курсовой работы использовался анализ научной литературы и др.

Теоретической базой при написании работы послужили  работы таких авторов, как Кинаш  Е.А., Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Кузнецова Л.В. и др.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических и навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта

 

1.1. Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка

 

С первых дней жизни при   формировании   культурно-гигиенических   навыков  идёт не просто усвоение правил  и  норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.1 Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно  и  позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными,  и  период раннего  и  дошкольного детства наиболее благоприятный для  формирования   культурно-гигиенических   навыков . Затем на их основе строится развитие других функций  и  качеств.  

Культурно-гигиенические   навыки  совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом.  И  не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук  и  не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё  и  самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да  и  быстрее.  И  если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте».

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво  и  аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться.  И  теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение  культурно-гигиенических   навыков  создает условия для  формирования  основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда  её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых  процессов ненавязчиво обращал  внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но  и  оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде  и  внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение  культурно-гигиенических   навыков  связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.2 Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В четыре-пять лет у  детей начинаются складываться моральные  понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей  и  на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с  формированием   культурно-гигиенических   навыков  складываются  и  развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!».3

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё  не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения  свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Формирование КГН совпадает  с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных  и  соотносящих действий.4 Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает  и  открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом  и  создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки  и  т. д.

По мере освоения КГН  обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета  и  переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности -  игры . В  играх  ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы  и  неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым  и  третьим блюдом. Чтобы ускорить  формирование  КГН необходимо в процессе  игр  напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.  

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли  и  начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные  навыки  объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание

Нормально развивающиеся  дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно отсталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повседневные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрослых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат ручку ложки в кулачке (это им легче).

Необходимо  использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы и незначительные его достижения.

Рассмотрим  подробнее некоторые культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

  1. Навык приема пищи

Задачи: уметь  различать и называть предметы, необходимые  для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.

  1. Гигиенические навыки

Задачи: учить  различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, полотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сформировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта