Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка комплекса игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта
1.1 Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания и их значение в развитии ребенка……………………….5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………12
1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта………………………………………………………………………..23
Глава 2Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников с нарушением интеллекта……………………………………..30
2.2. Занятия по формированию навыков самообслуживания дошкольников с нарушениями интеллекта……………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

культурно-гигиен. навыки и навыки самообслуж. у шк. с нар. интеллекта.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Продуктивная  деятельность у этих детей вне  обучения фактически не возникает. У  них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. При обучении без учета особенностей развития этой категории детей предметные рисунки появляются, но они, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции, с другой — представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий для него реальный предмет. В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изобразительной деятельности остается у детей с нарушениями интеллекта весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что, умеющие рисовать, дети не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.

 Если игровая деятельность, возникнув в недрах предметной, все дальше уходит в своем развитии от реальных предметных действий, то возникновение элементов трудовой деятельности, напротив базируется на дальнейшем освоении действий с предметами, на превращении их в навыки и умения.

Под влиянием требований окружающих начинают формироваться, прежде всего, навыки самообслуживания. Естественно, что при существующем у них состоянии развития предметных действий это процесс трудный. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления — родители одевают, раздевают, кормят ребенка. Однако имеются и семьи, в которых перед ребенком пытаются ставить определенные требования и достигают известных успехов. Поэтому умственно отсталые дети имеют разный уровень овладения навыками самообслуживания. Однако сам характер умения и навыков заслуживают более детального рассмотрения.

Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные  или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого, входящего в состав навыка действия. Например, дети держат ложку в кулачке, набирают неумеренное количество пищи и т.п.

С точки зрения сформированности элементов  трудовой деятельности дети старшего дошкольного возраста представляют собой значительно более неоднородную категорию, чем дети в норме. Но тот факт, что некоторые дети, к которым предъявлялись последовательные требования, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточных потенциальных возможностях развития практической деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

В младшем дошкольном возрасте направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности. Но включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в усвоении и осуществлении какой-либо деятельности.15 Ребенку необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, совместные действия взрослого и ребенка.

У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенно отличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинается у них  с младенчества и продолжает накапливаться  в раннем детстве. Соответственно, к  переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

Речь у детей с  нарушениями интеллекта настолько  слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями (с нарушениями слуха, с моторной алалией). В результате к школьному возрасту необученные дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием.16

У ребенка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к  развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально  развивающегося дошкольника. Такие  предпосылки лишь начинают возникать в дошкольном возрасте. Естественно, что личность ребенка с нарушениями интеллекта формируется с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное соотношение разных сторон личностного развития ребенка.

К началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе кризиса 3 лет начинает развиваться самосознание, появляются волевые проявления, у детей с нарушениями интеллекта личностные проявления не появляются. Их поведение, как правило, оказывается непроизвольным, «полевым».

Хотя ребенок и пытается ориентироваться на взрослого, он не может в ходе общения усвоить  нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не может также  происходить в ходе деятельности, так как у него к началу дошкольного  возраста практически нет деятельности. В то же время после 4 лет, когда у детей с нарушениями интеллекта начинает развиваться интерес к окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать у них и возникновение первых проявлений самосознания, отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу. Систематические переживания неуспеха ведут к формированию патологических черт личности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию. У них появляются угодливость, негативизм, озлобленность.

Дети с нарушениями  интеллекта ощущают свои промахи  и неудачи и не остаются к ним  равнодушными. Во многих случаях они  переживают свои ошибки, у них могут  возникнуть нежелательные реакции на неудачу. Очень распространены у детей с нарушениями интеллекта приспособления к требованиям, которые предъявляют к ним окружающие. Эти приспособления далеко не всегда адекватны. У них возникает «тупиковое подражание» — эхолалическое повторение жестов и слов без понимания и смысла.17

Таким образом, мы выяснили, что психическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта без коррекционного обучения протекает  с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям — пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.

 

1.3 Игры и упражнения как методы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Привитие культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания.18 С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, «вхождения» его в мир взрослых.

В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.

В ходе привития навыков  важно формировать координацию  руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой  и др.), а также учить его  оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности.19

Усвоение ребенком соотносящих  и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных  действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

Поэтому занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактические игры и занятия дают положительные  результаты при соблюдении дидактических  принципов.

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности.20 Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с малышами воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности  также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).

Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

Каждый ребенок  индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез  и других органов. Ведь недаром перечисленные  выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены. Все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Можно использовать яркие картинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т.д.). В первое время пребывания ребенка в группе необходимо познакомить детей с его картинками и предметами, объясняя их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой проводится в присутствии его мамы. Нужно показать малышу и его маме полотенце, вешалку для него, мыльницы, где лежит мыло и т.д. Предложить, чтобы мама с малышом помыли руки, потрогали полотенце и вытерли руки. Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение малыша к разумным гигиеническим процедурам.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы  ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими. А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для малышей (туалетная бумага в том месте, где дети обычно сидят на горшках, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин). Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения.21

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).22

Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

Дидактическая игра направлена на развитие таких  психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Все дидактические  игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

В играх с  куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Чтобы научить  малыша мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у школьников с нарушениями интеллекта