Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

В.В. Севостьянова и др. В работе А.Н. Захлебного, посвященной определению

природоохранительного образования, отмечается, что ответственное отноше-

ние к природной среде обязательно предполагает соблюдение моральных тре-

бований по убеждению. Нравственные убеждения, лежащие в основе мораль-

ной ответственности, содержат следующие компоненты: познавательный –

знание о моральной норме; отношение к этому знанию – уверенность в его

правильности и необходимости реализовать его в своих действиях; потреб-

ность и готовность поступать в соответствии с этими знаниями [63].

Сходные основания в выделении структурных компонентов экологиче-

ской ответственности мы находим в исследовании Л.М. Горбунова. Формиро-

вание экологической ответственности старшеклассников он представляет как

целостный процесс, в котором в сложном единстве и взаимодействии сочетает-

ся развитие его отдельных компонентов: знаний, эмоционально-ценностных

41

отношений, умений, в совокупности своей составляющих структурные компо-

ненты экологической ответственности [42, 11].

В.В. Севостьянов определяет структуру ответственности в соответствии

со структурой деятельности и раскрывает её как взаимодействие мотивацион-

но-ценностного, содержательного, операционного, процессуального, и оценоч-

но-результативного компонентов, стержневым среди которых является мотива-

ционно-ценностный. Данный компонент, согласно ему, включает: убеждение в

необходимости охраны природной среды; чувства, связанные с проявлением

экологических убеждений; способность принимать экологические решения; эс-

тетические переживания связанные с природой; санитарно-гигиенические ка-

чества. Содержательный компонент при этом представляется системой эколо-

гических знаний. В операционный компонент входят различные природо-

охранные умения. Оценочно-результативный компонент определяется оценоч-

ными суждениями личности по фактам взаимодействия человека и общества с

природой [140].

Структура экологической ответственности, разработанная Г.Н. Каропа,

также основывается на структуре деятельности, и представляет собой взаимо-

действие мотивационно-ценностного, содержательно-операционного (процес-

суального) и оценочно-результативного компонентов. Стержневым, среди ко-

торых, он выделяет мотивационно-ценностный компонент, характеризующий-

ся наличием социально значимых мотивов отношения личности к природе, по-

ниманием многосторонней (универсальной) ценности природы, проявлением

интереса к вопросам экологии и современным экологическим проблемам, по-

зитивной эмоциональной установкой на природоохранительную деятельность

и др. [77].

Таким образом, мы, как многие исследователи, в качестве основы для

раскрытия структуры экологической ответственности принимаем структуру

деятельности как базы ее проявления и формирования и выделяем в данном

нравственно-волевом качестве личности: мотивационно-ценностный, когни-

тивно-содержательный и рефлексивно-смысловой компоненты (от лат.

сomponents – составляющий, составная часть чего-то).

42

Ведущим среди трех выделенных компонентов экологической ответст-

венности старшеклассника мы считаем мотивационно-ценностный. Он пред-

ставляет собой побудительно-мотивационную часть, реализующуюся в слож-

ном взаимодействии потребностей, мотивов (общественно и личностно значи-

мых) и цели осуществления экологически ответственной деятельности, обеспе-

чивает положительное отношение к ней, основанное на понимании универ-

сальной ценности природы и экологически ответственного поведения.

Когнитивно-содержательный компонент экологической ответственности

реализует исполнительскую часть, он представлен системой экологических

знаний и умений, позитивной эмоциональной направленностью на их овладе-

ние, проявлением познавательного интереса к вопросам экологии, современ-

ным экологическим проблемам и путям их решения на различных уровнях. Он

также включает знания о моральной норме взаимоотношения с природой,

нравственном значении предъявляемых требований, уверенность в необходи-

мости реализовать их в своих действиях и выделение личностного смысла их

выполнения, а также потребность и готовность поступать в соответствии с

этими знаниями.

Рефлексивно-смысловой компонент обеспечивает самоконтроль, он

включает умение правильно осмысливать цели своей деятельности в отноше-

нии социоприродной среды, их общественную ценность и значимость, способ-

ность объективно оценивать и контролировать ход и результаты своей деятель-

ности, прогнозировать её возможные последствия, усилием воли ориентиро-

вать свое поведение в соответствии с экологическими и нравственными требо-

ваниями, и таким образом осуществлять сознательную саморегуляцию. Он

также включает готовность личности отвечать за последствия своих действий

и умение наметить перспективы самовоспитания экологической ответственно-

сти.

Наполнение каждого компонента в структуре экологической ответствен-

ности мы видим следующим образом:

Мотивационно-ценностный:

43

- осознание и признание универсальной ценности природы, восприятие

себя частью природы, ее разумным ребенком, а не царем и повелителем;

- принятие природы как личностно-значимой (понимание и осмыслива-

ние взаимосвязи личных и общественных (биосферных) интересов, последст-

вий собственных и коллективных действий для биосферы в целом и себя лич-

но);

- осознание мотивов ответственного поведения через принятие общест-

венной и личной значимости экологической ответственности;

- подчинение целям, соответствующим позиции экологически ответст-

венного гражданина и имеющим большую ценность для биосферы, все другие

мотивы поведения;

- наличие положительной «социально значимой мотивации» (побуждения

связанные с чувством долга, стремлением реализовать стремления других лю-

дей, помочь им, заслужить уважение, одобрение) и «личностно значимой моти-

вации» (побуждения связанные с желанием проявить себя, свои возможности и

способности, стремление быть самостоятельным и независимым, мотив само-

реализации) в проявлении экологической ответственности;

Когнитивно-содержательный:

- полнота и глубина знаний о природе, правовых и моральных нормах

отношения к ней, взаимных связях человека и среды, экологической ответст-

венности, осознание их ценности, общественной и личной значимости, как ус-

ловия сохранения устойчивого баланса биосферы;

- системность экологических знаний;

- знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на

природу и непосредственных результатов того или иного акта воздействия в

настоящем и будущем;

- наличие познавательного интереса к экологическим знаниям и формам

реализации экологической ответственности, активность в их приобретении;

- сформированность и разнообразие умений и навыков практической реа-

лизации экологической ответственности;

44

- способность применять экологические знания на практике, при решении

эколого-производственных задач, в повседневной жизни;

- позитивная эмоциональная установка на проявление экологической от-

ветственности; эмоциональное восприятие природы;

Рефлексивно-смысловой:

- осознанное эмоциональное отношение к фактам и явлениям окружаю-

щей жизни, собственному поведению, к выбору поступка;

- осмысливание экологических проблем, причин их возникновения и сво-

ей роли в этих процессах, своей сопричастности им;

- осмысление экологической ответственности как нравственного явления;

- обретение смысла экологически ответственной деятельности на основе

понимания её личной и общественной значимости в биосферных процессах;

- переосмысливание своего поведения, на основе усвоенных ценностей и

знаний;

- умение правильно осмысливать цели своей деятельности, адекватно

оценивать их и саму деятельность на основе осознания и принятия ценности

природы, моральных и нравственных норм и правил поведения в биосфере;

- нетерпимость к действиям, приносящим вред природе, готовность дей-

ствовать ответственно и отвечать за свои поступки и их последствия;

- способность усилием воли ориентировать свое поведение в соответст-

вии с предъявляемыми требованиями;

- готовность и потребность добровольно совершать ответственные по-

ступки в отношении биосферы, руководствуясь идеалами, моральными и пра-

вовыми нормами, принятыми в обществе, осознанием своего места в мирозда-

нии;

- активность и целенаправленность в проявлении экологически ответст-

венных поступков;

- умение прогнозировать возможные последствия своих действий и ус-

тойчивое стремление делать прогноз своих поступков в окружающей среде

(биосфере);

45

- умение адекватно оценивать и контролировать свою деятельность, осу-

ществлять моральную регуляцию своих поступков, сознательную саморегуля-

цию;

- развитая рефлексия (осмысливание личностью своих собственных дей-

ствий и законов, вызывающих их, направленное на самопознание), активность

её проявления.

Экологическая ответственность предполагает, что человек осознает себя

ответственной личностью и понимает, в чем лично для него и общества в це-

лом заключается многосторонняя ценность природы. Осознание себя и приро-

ды как противоречивого единства является совершенно необходимой предпо-

сылкой для выработки таких обобщенных принципов и моделей поведения и

деятельности личности в природе, которые, с одной стороны, реализуют ду-

ховные и физические потребности человека, с другой - не допускают нанесе-

ния ущерба окружающей среде. Сформированность данного качества лично-

сти может быть определена, исходя из критериев (от греч. kriterion – признак)

экологической ответственности, выступающих в качестве исходного пункта

выявления уровней развития [167, 254] экологической ответственности у

старшеклассников. Критерий дает возможность получить наиболее полное

представление о качественном и количественном состоянии составных компо-

нентов экологической ответственности, он представляет собой некий эталон

по которому мы также можем судить и о степени эффективности формирова-

ния у школьника обозначенного личностного образования [181].

Наиболее интересный подход к выделению критериев сформированно-

сти ответственности, по нашему мнению, содержится в работах К.А. Климо-

вой, Ж.Е. Завадской и Л.В. Шевченко, Г.Т. Суравегиной. К.А. Климова, иссле-

дуя процесс формирования ответственного поведения, предложила следую-

щую структуру показателей ответственности:

1. Осознание необходимости и важности обязательного выполнения данного

поручения, имеющего значение для других.

46

2. Характер действий, направленных на успешное выполнение порученного

задания (вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до

конца и т.д.).

3. Эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен,

что дали серьёзное поручение, беспокоится за успех, переживает оценку дру-

гих).

5. Осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела

[99].

На наш взгляд, первые два показателя являются универсальными. Они

могут служить для определения сформированности экологической ответствен-

ности старшеклассников, так как осознание необходимости экологически от-

ветственной деятельности является ее непременным условием (на основании

определения), а тот факт, что такая деятельность «не существует», а может

лишь «сопровождать все виды деятельности человека», убеждает нас в право-

мерности второго показателя.

В работе Ж.Е. Завадской и Л.В. Шевченко [61] среди признаков, по которым

проявляется ответственность, были выделены следующие:

- осознанное отношение к своей деятельности и оценка ее с точки зрения

соответствия требованиям долга;

- способность к самоанализу, самоконтролю;

- проявление настойчивости, инициативности, самостоятельности в про-

цессе выполнения порученных обязанностей;

- эмоциональное переживание в ходе выполнения обязанностей;

- умение дать оценку собственному поведению и поступкам товарищей;

- умение и готовность нести ответственность за коллектив и других людей.

Существенными признаками проявления экологической ответственности,

среди предложенных, мы выделяем способность к самоанализу, самоконтролю,

и их высший уровень проявления – рефлексия, и умение дать оценку собствен-

ному поведению и поступкам.

Г.Т. Суравегина в качестве основных признаков экологической ответст-

венности называет:

47

- соответствие поступков и деятельности по отношению к природе, мораль-

ному долгу и гражданскому праву;

- готовность и способность заботиться о природе как достоянии не только

нынешних, но и будущих поколений [172].

В работе В.И. Медведева и А.А. Алдашевой, посвященной исследованию

экологического сознания – категории неразрывно связанной с экологической

ответственностью («ответственность как факт сознания» А.Г. Спиркин), боль-

шое внимание уделено экологическому поведению, как важному показателю

сформированности экологического сознания, в основе которого лежит

определенная формулировка цели (доминирующие мотивы), включающая не

только действия, направленные на удовлетворение потребностей или их

ограничение, но и на предотвращение или компенсацию неблагоприятных

аспектов взаимодействия со средой.

В своей работе они выделяют четыре уровня пассивного экологического

поведения: 1 - полное равнодушие к экологическим проблемам; 2 - интерес -

осмысливание конкретных экологических ситуаций, но результат

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач