Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:28, диссертация

Описание

Актуальность исследования. Мировым сообществом давно признана
приоритетность экологических проблем (Декларация Рио-де-Жанеро, 1992 г.),
от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Решение этих
сложнейших проблем невозможно без обращения современной педагогической
науки, обладающей мощным образовательным и воспитательным потенциалом,
к идеям гуманизации, то есть обращения к человеку, к личности, признание его
значимости и ценности, его роли в биосферном пространстве. Это приводит к
необходимости изменений в системе образования, смены приоритетов, смеще-
ния акцентов в экологическом образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
экологической ответственности старшеклассников………………………. 14
1.1 Экологическая ответственность с позиции научного знания……… 14
1.2 Сущностные характеристики: структурные компоненты,
уровни и критерии сформированности экологической ответственности
старшеклассников…………….……………...………………………….... 34
Выводы по первой главе……………………………………..…………… 53
Глава 2. Процесс формирования экологической ответственности
старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач…..……… 55
2.1. Обоснование модели процесса формирования экологической
ответственности старшеклассников на основе решения эколого-
прикладных задач………………………………………………………… 55
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы… 89
Выводы по второй главе…………………….…………………………… 137
Заключение…………………….……………………………………….…… 139
Библиография……………….………………………………………….…… 144

Работа состоит из  1 файл

Карпова Н.Н.-диссертация-Формирование экологической ответственности старшеклассников.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

серьезность, важность чего-либо [22].

как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих

действиях, поступках. Чувство ответственности означает нести за что-то ответ-

ственность [124].

Исходное значение для педагогической науки имеет философское зна-

ние. Оно является базой осмысления целей воспитания и образования, истори-

чески сложившейся основой научного знания вообще, и педагогической науки

в частности.

В философии понятие «ответственность» трактуется через категории сво-

бода, мораль, духовность (Л.В. Коган, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В ряде

работ (Ю.Д. Железнов, А.Г. Мысливченко, А.Г. Спиркин, В.П. Тугаринов, пр.)

она рассматривается как проблема меры, то есть способности и возможности

человека выступать в качестве носителя этой ответственности (способен доб-

ровольно выполнять требования). Но, кроме данного подхода, имеют место ра-

боты, относящиеся к концепции психоанализа, которые рассматривают ответ-

ственность человека как некую условность, не имеющую объективных предпо-

сылок. Представители данной концепции (Дж. Хосперс) утверждают неправо-

мерность возложения на людей ответственности вследствие их беспомощности

16

перед силами, действующими на них изнутри. «…Человек не знает, - убежден

Дж. Хосперс, - что в нем происходит внутренняя борьба механизма. Он подо-

бен стрелкам на часах, которые думают, что они свободно движутся по цифер-

блату. Отсюда, мы не можем полагать человека ответственным, мы можем по-

лагать ответственным его неврозы, но он не ответственен за свои неврозы…»

[6, 185].

Обобщенный анализ понимания ответственности с позиции философии

представлен Н.Б. Скорбилиной [164], и вычленяет ее, как:

- фактор нравственной необходимости общественного развития;

- гражданское е долженствование, основанное на прогрессивных потребностях

социального развития и гуманистического совершенствования всех членов об-

щества;

- необходимое средство управления поведением личности со стороны общества

через сознание индивида;

- общественные требования, предъявляемые обществом к отдельным своим

членам, коллективам в виде моральных принципов, норм, выражающих обще-

ственную необходимость.

Исходным моментом теории ответственности является вопрос об отно-

шениях личности и общества, так как к возникновению ответственности при-

водит целый ряд объективных условий, характеризующих общественное бытие

людей. В основе категории экологическая ответственность, по нашему мнению,

также лежат отношения личности и общества, но усиленные акцентами на во-

просах об отношениях общества и биосферы, личности и биосферы.

В системе общественных отношений, как и в биосферных связях в целом,

положение человека отмечено «противоречивым, диалектическим единством

необходимости и свободы» (К. Маркс), что находит отражение практически во

всех этических и правовых учениях, рассматривающих проблему ответствен-

ности в неразрывной связи с философской проблемой свободы [182].

С точки зрения экзистенциализма («философии существования»)

(М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) ответственность есть следствие абсолютной

свободы [187]. В этом высказывании мы видим путь становления экологиче-

17

ской ответственности от полной свободы в вопросах взаимодействия человека

с природой, к жизненной необходимости ответственного взаимодействия с ней

в целях сохранения цивилизации.

Это также подтверждает справедливость суждений об относительном ха-

рактере свободы, находящем свое отражение в ответственности личности пе-

ред другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и

ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает

человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими сво-

бодами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия [92].По

мнению Л.В. Когана не свобода должна владеть человеком, а человек свобо-

дой. Он же несет, естественно, всю полноту ответственности за нее [83].

В работах Гете также подчеркивается, что «не то делает нас свободными,

что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать

стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим

признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем са-

мым достойны быть ему равными» [92]. Для разумного владения свободой, ко-

торой наделила человека природа, он должен обладать определенными меха-

низмами её управления. По Л.В. Когану «формы морального самоограничения

свободы – это совесть, долг, ответственность, взаимопонимание, терпимость,

великодушее» [83].

Неразрывная связь категорий ответственность и свобода отражена и в ра-

ботах А.Г. Мысливченко. При этом ответственность определяется им как «мо-

ральная мера свободы» [119, 133]. Личная свобода в своей объективной основе

сводится главным образом к проблеме соответствия общественных интересов

личным. Подлинная свобода – в установлении взаимоотношений между людь-

ми на основе нравственных принципов, которые должны быть в то же время

убеждением и совестью каждого индивида [119]. Мы также видим экологиче-

скую ответственность как «моральную меру свободы», основанную на нравст-

венных принципах, нашедших выражение в убеждениях личности.

Категория ответственности, согласно её пониманию, предложенному в

философском словаре под редакцией М.М. Розенталя [182], «обнимает» фило-

18

софско-социологическую проблему меры способности и возможности человека

выступать в качестве субъекта (автора) своих действий. Ответственность трак-

туется как категория этики и права, отражающая особое социальное и мораль-

но-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое

характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Л.С. Мамут определяет ответственность (индивидуальную и коллектив-

ную) как один из первичных фундаментальных принципов человеческого бы-

тия. Логикой общественной жизни люди так или иначе вынуждаются отвечать

за свои действия [111]. Степень личной ответственности, по мнению академика

С.С. Шварца [189], - это определенная возможность контролировать соверше-

ние действия и его исход.

Понимание ответственности через осознание нравственного долга и пра-

вовых норм находит отражение во многих философских трудах

(Л.Н. Архангельский, И.А. Головко, Л.В. Коган, др.) и, по нашему мнению,

может являться одним из важных аспектов в понимании экологической ответ-

ственности как социально значимой категории. Так, марксистско-ленинская

этика дает определение ответственности как категории этики, характеризую-

щей отношение личности к обществу с точки зрения осуществления ею опре-

деленных предъявляемых к ней нравственных требований. Ответственность

выступает как «компонент морального сознания» (Л.Н. Архангельский), осно-

вывающийся на внутреннем убеждении самой личности, на ее сознании, чувст-

вах и воле [41], подчеркивает необходимость добросовестного выполнения

общественных требований и норм в соотношении с чувством долга, совести,

вины, страха. Ответственность – это соответствие моральной деятельности

личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей личности

[93].

Понимание ответственности с позиции готовности соблюдать правовые

или нравственные нормы мы находим в работах Ю.Д. Железнова. Здесь же вы-

сказывается убеждённость в необходимости и возможности социального при-

обретения ответственности, указывая, таким образом, на роль общественных

институтов в формировании ответственности, что важно в рамках педагогиче-

19

ского исследования. «Необходимым условием духовности Человека является

следование не только экзистенциальной врожденной совести, но и позитивист-

ской социально приобретенной совести, являющейся базой проявления ответ-

ственности Человека в его жизнедеятельности»[60, 106].

В философском энциклопедическом словаре [183] формирование ответ-

ственности представляется как результат тех внешних требований, которые

предъявляют индивиду общество, класс, коллектив. С этих позиций ответст-

венность выступает как философско-социальное понятие, отражающее

объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между

личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного

осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Вопрос социального приобретения экологической ответственности насе-

лением на современном этапе оказывается затрудненным вследствие наличия

определенных культурных факторов, которые и формируют общественное от-

ношение к проблемам природопользования [202; 203]. Среди них: устройство

общества, основанное на принципе эксплуатации; приоритет количественных,

а не качественных взаимодействий человека и природы; высокий уровень ур-

банизации территорий, способствующих отрыву от проблем естественной сре-

ды; рост населения и общая успешность социальной системы,

поддерживающая мнение о благополучии и заглушающая тревогу по поводу

экологических проблем и пр. Выходом из сложившейся ситуации может

служить изучение этих факторов и оказание эффективного влияния на их

изменение, то есть путем целенаправленного формирования экологической

ответсВтваженнныомст дил. я нашей работы является понимание ответственности как фак-

та сознания, предложенное А.Г. Спиркиным. Согласно его взглядам, в лично-

стном плане ответственность представляет собой существенное социальное,

нравственное и психологическое качество человека, выступающее в виде важ-

нейшей черты характера. В объективном выражении ответственность выступа-

ет как одна из форм взаимодействия людей в общественном целом, которая

ориентирована на сохранение жизнедеятельности и развитие этого целого, а

также его членов.

20

Личностная ответственность, по его мнению, есть свободная реализация

верно осознанного долга, являющегося нравственным выражением интересов

определенных общественных классов. Проявляющегося через множество по-

ступков, деятельность социальных групп, классов, наций, человечества. При

этом «существенное значение имеет внутренняя ответственность личности за

поведение и помыслы, то есть самоконтроль, самооценка, самоуправление».

«Ответственность предполагает, с одной стороны осознание должного, а с дру-

гой, возможности выбора путей его реализации» [170].

Основываясь на понимании ответственности, предложенном

А.Г. Спиркиным, мы считаем, что объективным выражением экологической

ответственности выступает форма взаимодействия людей в целом – биосфере –

ориентированная на её сохранение и сохранение человека в ней. И реализация

экологической ответственности возможна лишь через верное осознание каж-

дым человеком своего долга, являющегося нравственным выражением интере-

сов биосферы, и побуждающего к самоконтролю, самооценке и самоуправле-

нию.

Поскольку ответственность возникает как результат осуществления не-

обходимого и должного, при относительно свободном выборе путей и средств

их реализации, то есть при известной свободной человеческой воле, то из этого

следует, что воля является субъективной предпосылкой ответственности. «Че-

ловек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, ес-

ли он совершил их, обладая полной свободой воли…». Если свобода означает

возможность выбора, то ответственность – это оценка выбора, решения, по-

ступка, оценка их пользы или вреда. «Объективная возможность выбрать акт

поведения выступает основой всех видов социальной и личной ответственно-

сти…, расширение сферы свободы есть вместе с тем повышение ответственно-

сти всех и каждого за свои дела» [47, 7].

Субъективной предпосылкой экологической ответственности, по нашему

мнению, также является воля и ее реализация возможна только при наличии

свободного осознанного, оптимального с точки зрения сохранения биосферы и

ее членов выбора. При этом основанием свободного выбора должно служить

21

знание, позволяющее личности оценить возможные пользу и вред, оказывае-

мые на биосферу в результате принятия решений, совершения поступков, реа-

лизации той или иной деятельности. Этот аспект ответственности раскрывает

В.П. Тугаринов. Он считает, что ответственность есть способность человека

предвидеть результат своей деятельности и определить ее, исходя из того, ка-

кую пользу или вред, она может принести обществу. Ответственность выража-

ется в том, что личность признает свои обязанности перед обществом, налагая

их на себя. Взвешивание поступков с точки зрения деловой (природной, про-

фессионально-научной, политической и т.д.) и с точки зрения моральной и при-

нятие наилучшего, оптимального, с указанных точек зрения решения, и назы-

вается ответственностью личности [176; 177].

Общественная природа человека, его бытие в обществе, урегулирование

общественных отношений социальными нормами – все это объективные пред-

посылки ответственности. Поэтому глубокое осмысление проблемы ответст-

венности личности требует обращения к социологии, ее знанию.

В социальном аспекте ответственность выражается как форма общест-

венной регуляции взаимодействий между индивидами, индивидом и коллекти-

вом, индивидом и обществом, организациями и пр. Ее чаще всего трактуют

-к аски:н оним обязанности что-либо сделать;

- принятие или возложение определенных обязательств, предъявление на этой

основе требований к соответствующему лицу, группе, организации с после-

дующим применением санкций в случае невыполнения подобных обязательств;

Информация о работе Формирование экологической ответственности старшеклассников в ходе решения эколого-прикладных задач