Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа

Описание

Предметом - зависимость коммуникативных навыков детей от уровня организации работы в данном направлении и педагогических условий.

Цель: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников, занимающихся по системе Л.В. Занкова

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5

Глава 1 Понятие общения и коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………….7

1.1 Понятие общения, его уровни и виды ……………………………………..7

1.2 Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. ……………………………………………………………….11

1.3 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников …………………………17

Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………30

2.1 Модель опытно- экспериментальной работы ……………………………..30

2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………..31

2.3. Определение сформированнности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений ………………….33

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы …………………………39

Заключение ………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

Актуальность и принципы системы Л В Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

     Приобретение  новых знаний, выполнение новых заданий  строятся так, что возвращение к пройденному становится совершенно необходимым. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает существенный шаг вперед, ранее приобретенные знания предстают в другом виде. На каждом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Так на практике реализуется принцип быстрого темпа изучения нового материала. Данный принцип имеет не только количественную, но главным образом, качественную — характеристику.

     Далее, исходя из того, что уровень требований к выпускникам начальной школы  возрос, необходимо очень осторожно  отнестись к принципу обучения на высоком уровне трудности. Он создает условия для проявления индивидуальных возможностей детей, формирования на уроке доверительного общения. Смысл этого принципа базируется на учении Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельности коллектива на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой каждый ученик в отдельности не может справиться. Мера трудности должна снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика или класса в целом. Но изначально каждый должен столкнуться с познавательной трудностью, которая вызывает активность поисковой деятельности. В этом и заключается суть развивающей программы Л.В. Занкова.

     Очень часто учителя поверхностно оценивают  содержание учебных предметов системы  Л.В. Занкова, не замечая, что в программе  заложены различные формы конкретизации, рассчитанные на различный уровень обобщенности и характер усваиваемых знаний. Однако без той или иной формы конкретизации не может быть полноценного усвоения знаний и связанного с ним развития абстрактно-теоретического мышления.

     Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания. В ней поставлена задача — дать общую картину мира на основе достижений науки и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, так как идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников, их тяге к познанию мира.

     При разработке теории и практики развивающего обучения Л.В. Занков и его лаборатория  опирались на целую систему фактов, полученных на основе проверки дидактической  системы в различных педагогических условиях. Психологи считают, что  в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.

     Психология  доказала, что обучение является ведущей  причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования  личности», которая предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе  человека. Он ставил другую цель — система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, создать благоприятные условия для их созревания и развития, а не насильно развертывать их.

     Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон — внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности (развитие ума, воли, чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу).

     Новая система обучения — это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны.

     Развитие  достигается на основе реализации всею комплекса ее частей, определяющих и образующих процесс обучения, —  целей и задач обучения, вновь  выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также организационных форм, особой атмосферы обучения и учета его результативности.

     Регулирующую  и направляющую роль в системе  Л.В. Занкова имеют дидактические принципы:

     1. Обучение на более высоком уровне трудности.

     2. Изучение материала более быстрым  темпом.

     3. Ведущая роль теоретических знаний.

     4. Осознание процесса учения.

     5. Работа над развитием всех  учащихся.

     Принцип более высокого уровня трудности в обучении предполагает преодоление школьниками трудностей в процессе учебы, что вызывает у них духовный подъём, способствует развитию. Овладение знаниями без какого-либо напряжения делает процесс развития вялым и медленным. Но трудности должны быть доступны для преодоления их детьми в зоне ближайшего их развития. Если мера трудности не будет соблюдаться, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад интереса к учению.

     Принцип прохождения материала более  быстрым темпом противостоит разжевыванию материала. Более быстрое продвижение в познании отвечает потребности детей — их больше интересует узнавать новое, чем повторять уже знакомый материал. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет совместно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом ранее изученное выступает в новых связях и сопровождается открытием в нем новых сторон и новых граней.

     Принцип ведущей роли теоретических знаний предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.

     Работа  над освоением закономерностей  продвигает школьников в их развитии.

     Принцип осознания процесса учения обращен внутрь — на осознание учеником протекающего у него процесса сознания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.

     Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. А разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов для слабых школьников Л. В. Занков считал противоречащим законам развития и самой природосообразности обучения.

     Важным  условием реализации дидактических  принципов является создание особой, доверительной атмосферы обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. В общении складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу. Учителю надо обращать внимание на развитие этих чувств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг другу, сочувствии тому, кто оказался в трудном положении. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.

     Таким образом, мы можем сделать следующие  выводы:

     1. Младший школьный возраст представляет  собой один из наиболее важных  и ответственных периодов в  жизни ребёнка, в процессе его  развития, так как именно в  этот период закладываются основы  развития как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.

     2. Развивающее обучение - особый вид  обучения, характеризующийся специфическим  подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

     :3. Система развивающего обучения  Л.В. Занкова целостна, её части  взаимосвязаны, каждая из них  несёт в себе функцию, обеспечивающую  общее развитие школьников, построение обучения в ней строится на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес этических знаний, быстрый темп изучения программного материала, знание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

     Отбор содержания образования обуславливает  и отбор методов обучения, направленных также на общее развитие учащихся, в том числе и на развитие коммуникативных  умений.

 

      Глава 2. Опытно – экспериментальна работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. 

     2.1 Модель опытно- экспериментальной  работы 

     Наше  исследование велось во 2-м классе, что  соответствует основному этапу  формирования коммуникативных умений. Исследовательской базой являлся 2-й класс «А»,школы № 15 г. Орска Опытно – экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

     На  констатирующем этапе эксперимента мы определили ведущую форму общение  ребенка со взрослыми.

     На  формирующем этапе мы учили детей управлять своим поведением, воспитывали выдержку и самоконтроль.

     На  контрольном этапе мы выявляем, как  изменился уровень коммуникативных  умений у детей. 

     2.2 Особенности развития  коммуникативных  умений у детей  младшего школьного  возраста 

     Констатирующий  этап.

     Цель: определить степень сформированнности  у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений.

     Методика  исследования: методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста».

     Проведение  обследование: Диагностика формы  общения проводится следующим образом. Педагог приводит детей в класс, где на столе разложены листки бумаги, на которых следует выполнить определенное задание.

     Затем педагог организует ту деятельность, которую требует условие теста. После этого детям предлагается на выбор один из предложенных типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно продумать задание, а затем выполнить.

     Каждая  ситуация длится не более 15 мин.

     Во  время обследования при выборе каждого  нового задания педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

     Таким образом, в конце обследования будет  заполнено три протокола на каждую ситуацию.

     Обработка результатов:

     Во  всех ситуациях подсчитываются общее  количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов:

     Низкий  уровень (ситуативно-деловая форма  общения) – 0-9 баллов;

     Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) – 10-13 баллов.

     Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) – 14-17 баллов.

     Во  время проведения эксперимента дети, в количестве 21 человека, были спокойны. В ходе проведения методики было выявлено, что 8 детей обладают ситуативно-деловой  формой общения, для этих детей важна совместная игра, их не привлекало чтение книг, беседа на личные темы; детей обладают внеситуативно-познавательной формой общения, они 5 выбрали чтение книги; 9 детей обладают внеситуативно-личностным общением, для них более интересна беседа на личные темы. Результаты были выведены по следующей форме. 

1. Порядок  выполнения задания 1 2 3
2. Основной  объект внимания  1 2 3

Одиночные параллельные диагональные линии линии конфигурации

 3 5 2

3. Комфортность  состояния свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) +

 эмоциональная вовлеченность (1)

в игре при чтении в процессе

 беседы

5+3=8 2+3= 5 6+2=8

4. Особенности  изображения точно неиспользованное S-образные

 по  образцу пространство линии

 3 6 2

5. Средства общения предметно- действенные речевые

 8 13

Информация о работе Актуальность и принципы системы Л.В.Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников