Внеклассная работа по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Описание

Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии........................ 6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение......... 6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии....... 14
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.. 14
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии............... 18
2.2.1. Географические кружки.................................................................. 18
2.2.2. Географические факультативы....................................................... 20
2.2.3. Школьные музеи.............................................................................. 22
2.2.4. Географические клубы.................................................................... 24
2.2.5. Географические олимпиады............................................................ 27
2.2.6. Географические вечера................................................................... 29
2.2.7. Проведение конференций по географии........................................ 30
2.2.8. Устный журнал................................................................................ 32
2.2.9. Географические викторины и игры................................................ 33
2.2.10. Неделя географии в школе............................................................ 35
2.2.11. Школьные географические издания............................................. 39
Заключение................................................................................................ 42
Литература................................................................................................ 44

Работа состоит из  1 файл

Оглавлениесм.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

  —  подготовку и оформление плана проведения недели;

  —  подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

  — конкурс рефератов по географии;

  — выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

  — проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;

  — демонстрации кинофильмов;

  — проведение географических вечеров, игр;

  — проведение конференций по географии;

  — встречи с интересными людьми.

  План  проведения недели географии в школе  вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

  Каждая  неделя географии имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.[14].

  Программа недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.

  Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края»; «У карты мира».

  Могут быть организованы диспуты, на которых  обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы и  общества, о действенности и необходимости  географических знаний.

  Диспуты дают возможность вырабатывать у  учащихся способность аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды. Предметом диспута может  быть прочитанная книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи.

  В заключение диспута подводят итоги  дискуссии, утверждают главную идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес  к диспутам, не надо критиковать  неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.

  Неделю  географии в школе следует  максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

  Опытный методист Е.Д. Воробьева писала: «Свою  внеклассную работу по географии  я начинаю с организации внеклассного чтения. Через книгу, скорее всего  можно узнать учеников, их интересы, стремления, мечты. Учащиеся любят и интересуются географией, и учитель должен всеми силами и возможностями поддерживать этот интерес через хорошую географическую книгу»[15].

  Основными формами внеклассного чтения географической литературы являются коллективное чтение, написание отзывов и аннотаций  на прочитанные книги, обсуждение их, читательские конференции, игры с привлечением прочитанных книг. Необходимым условием организации внеклассного чтения являются беседа и обсуждение прочитанного учащимися[16].

  Темы  читательских конференций по географии  могут быть различны. Они могут быть направлены на обсуждение одной книги или двух-трех по одной проблеме.

  Конференции дают возможность увязать программный  географический материал с интересами учащихся, современными географическими  проблемами.

  Конкурсы  рефератов по различным проблемам географии способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.

  Для организации конкурса учитель предварительно должен провести определенную работу. Прежде всего, в стенной газете необходимо рассказать о проведении конкурса, указать основные темы рефератов.

  Каждый  школьник, готовящий реферат по географии, должен иметь научного консультанта и рецензента. Ими могут быть учитель  географии, учитель смежных предметов, если тема реферата межпредметного характера, родители учеников и т. д.

  Реферат должен сопровождаться рецензией. Защищающий реферат должен кратко (в течение 5–7 мин) сообщить основные положения  работы, используя при этом схемы, графики, фотографии, слайды, таблицы.

  Темы  рефератов должны быть актуальными, а также связаны с работой  со статистическим и краеведческим  материалом, работой непосредственно  в природе.

  В число мероприятий, проводимых в  рамках недели географии, входят вечера, конференции, диспуты, олимпиады.

  Подводя итоги вышесказанному, отметим, что  обязательными условиями, обеспечивающими  успех в проведении недели географии, являются:

  — четкое и своевременное планирование всех мероприятии недели;

  — опора при организации и проведении мероприятий на актив учащихся разных классов, работающих в географических кружках, клубах и т. д.;

  — установление связей с учителями  других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда и т.д.), с родителями и шефами;

  — выбор посильных заданий для участников разного возраста;

  — сочетание различных форм и методов  работы.

  Важно из всего многообразия внеклассных  мероприятий выбрать самые интересные для учащихся школы.

 

 

2.2.11. Школьные географические  издания

  Трудно  себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет.

  Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые  выпускают после проведенных  экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи  и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

  Рабочие номера газет отличаются строгостью, деловитостью в содержании, оформлении материала, манерой изложения. Тематические газеты обычно посвящают определенной тематике, например «Краевед», и т. д. Тематические газеты выпускают не чаще 2–3 раз в год. Экстренные стенные газеты, содержащие экспресс-информацию, предполагают особую четкость и точность мыслей, краткость изложения, яркость и выразительность оформления.

  Учителю географии следует помнить, что  оформление газеты должно соответствовать  ее содержанию. Стенные газеты должны выпускаться, как правило, не реже одного раза в месяц, а также при подготовке к массовым мероприятиям по географии. Следует помнить и то, что воспитательное воздействие стенной газеты будет более эффективным, если ее содержание будет насыщено идейным смыслом, а также если газета будет иметь постоянное место.

  При работе над стенной газетой необходимо определить ее ведущую идею или тему, затем подбирать статьи, а к ним иллюстрации. После этого следует составить схему предлагаемой газеты, а затем оформить ее.

  Одна  из статей газеты является главной, она  определяет идею газеты. Другие статьи своим содержанием обычно дополняют ведущую идею. Эту же цель необходимо преследовать и при художественном оформлении газеты. Следует учесть, что по сложившейся традиции все наиболее важные и актуальные материалы помещают в левой части газеты (это связано с привычкой чтения слева направо). Менее значительные и развлекательные статьи – в правой, они обычно дополняют ведущую идею газеты. Каждая газета должна иметь название.

  Кроме школьных стенных газет, к числу  школьных географических изданий можно отнести журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты. Подготовка этих изданий – дело не только учителя географии, а результат совместных усилий ряда предметников: литератора, историка, биолога, учителя рисования. Такая совместная работа над какой-то определенной темой значительно увеличивает педагогическое воздействие внеклассной работы на учащихся, способствует более успешному достижению образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

  Школьные  географические журналы выпускают  нечасто – два-три раза в год. Тематика их может быть весьма разнообразной: либо это подготовка и отражение знаменательных событий в жизни страны, родного края, либо знаменательные даты географической науки, либо освещение наиболее актуальных географических проблем современности. Например, основой для создания школьного журнала может послужить тема сочинения «Природа в произведениях русских и советских писателей», «Природа нашего края». Лучшие работы учащихся, с точки зрения учителей литературы и географии, составляют основу журнала. Оформить эти работы помогает учитель рисования. Как правило, журналы хранят в кабинете географии или географическом музее.

  Также доступны всем, как и стенгазеты, – плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите  природу!», «О братьях наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. Проведение конкурсов либо предваряет неделю географии, чтобы можно было использовать лучшие работы для оформления школы, либо является одним из составляющих мероприятий этой недели.

  К числу географических заданий можно  отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы  «Природа нашего края», «Топонимика  нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

  Выпуск  различных географических изданий  имеет большое образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

  Опыт  показывает, что создание таких географических изданий при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.

 
Заключение 

  Повысить  качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

  Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление  о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

  Все названные формы внеклассной  работы в большинстве случаев  тесно связаны друг с другом, имеют  много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

  Общими  условиями организации любой  внеклассной деятельности учащихся являются:

  — учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

  — четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;

  — тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

  — тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;

  – внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

  В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Исходя из этого, в курсовой работе мы рассмотрели формы внеклассной работы, накопленные в теории и практике, раскрыли их особенности. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

 
Литература 

  1.                Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – 125 с.

Информация о работе Внеклассная работа по географии