Внеклассная работа по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Описание

Внеклассные занятия по географии проводились в школах России и в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии........................ 6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение......... 6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии 8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии....... 14
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.. 14
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии............... 18
2.2.1. Географические кружки.................................................................. 18
2.2.2. Географические факультативы....................................................... 20
2.2.3. Школьные музеи.............................................................................. 22
2.2.4. Географические клубы.................................................................... 24
2.2.5. Географические олимпиады............................................................ 27
2.2.6. Географические вечера................................................................... 29
2.2.7. Проведение конференций по географии........................................ 30
2.2.8. Устный журнал................................................................................ 32
2.2.9. Географические викторины и игры................................................ 33
2.2.10. Неделя географии в школе............................................................ 35
2.2.11. Школьные географические издания............................................. 39
Заключение................................................................................................ 42
Литература................................................................................................ 44

Работа состоит из  1 файл

Оглавлениесм.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

  При подготовке и проведении олимпиады  необходимо, чтобы все ее участники находились в равных условиях. Олимпиады должны проводиться между учениками одного возраста. В их содержание нужно включать наряду со сложными заданиями и задания более доступные для большинства участников.

 

 

2.2.6. Географические вечера

  Одной из наиболее распространенных массовых форм внеклассной работы являются географические вечера. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических вечеров связана с какими-либо юбилейными датами истории нашей страны или юбилейными датами родного города.

  Общие методические рекомендации по подготовке географических вечеров можно сформулировать таким образом: определение тематики вечера; подбор необходимой литературы по теме; подбор и подготовка оформления; написание сценария.

  Тематика  вечера обычно определяется учащимися, занимающимися в географических кружках, с помощью учителя. Сценарий могут готовить самостоятельно старшеклассники. Если вечер готовят впервые, основную работу по подготовке сценария выполняет учитель.

  Работа  начинается за 1,5–2 месяца, чтобы можно  было без перегрузки подготовить  все необходимые материалы, провести репетиции, оформить зал (или кабинет).

  Особое  место в содержании внеклассной  работы уделяется знакомству школьников с жизнью и деятельностью выдающихся ученых – географов, путешественников. Именно эта тематика помогает расширить кругозор школьников, профессионально их сориентировать, развить интерес к географической науке. Образовательно-воспитательное значение такого вечера многоаспектно: это и профессиональная ориентация, и знакомство с историей развития науки.

 

 

2.2.7. Проведение конференций  по географии

  Во  внеклассной работе по географии  уделяется внимание проведению конференций  как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

  Конференции по географии, проводимые во внеклассное  время, могут различаться по содержанию:

  1.  Конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам.

  2.  Конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний.

  3.  Конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей.

  4.  Конференции, на которых раскрывается дополнительный материал об объекте или явлении

  5.  Конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера: «Человек и окружающая среда».

  Проведению  конференций предшествует длительная работа. Обычно за полтора-два месяца до ее начала учитель предлагает учащимся план конференции, список необходимой и дополнительной литературы по проблеме, темы докладов, назначает консультации. Активному вовлечению учащихся в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции.

  Успеху  конференции способствуют выставка литературы по данной проблеме, выпуск тематической стенной газеты, обзор по лучшим рефератам, схемы, таблицы, изготовленные учащимися слайды, кинофильмы, способствующие наглядному осмыслению вопроса. Важным воспитательным моментом является приглашение на конференцию передовиков производства, ветеранов войны и труда, ученых, знакомящих школьников с различными проблемами.

  Конференции поводятся в форме игр, когда  участвующим в них предлагается роль журналиста, посла страны, сотрудника НИИ и т. д. В этом случае учащимся приходится под руководством учителя продумывать вопросы и находить по книгам и журналам ответы на них (пресс-конференция) или же самостоятельно от имени какой-либо организации выступать с докладом и защищать поставленную проблему. Такого рода мероприятия играют большую воспитательную роль. Учащимся приходится отстаивать свои взгляды, мнения, у них формируется активная гражданская позиция, утверждаются коммунистические взгляды. Однако проводить конференции в форме игры можно в том случае, если учащиеся заинтересованы темой и обладают умениями самостоятельной работы. Если учитель сам распределит роли, раздаст необходимый материал, несколько раз отрепетирует «конференцию», польза от такой игры небольшая.

 

 

2.2.8. Устный журнал

  Проведение  устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеклассной работы он отличается широтой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа: тематические, если они раскрывают одну тему, и обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы. Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т. д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5–б страниц, каждая из которых имеет определенное название.

  Проведение  устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими вступлениями или музыкальной вставкой.

  Интересными являются устные журналы, посвященные  определенной проблеме, например охране природы. Одну из страничек этого выпуска целесообразно посвятить знакомству с литературой по данному вопросу. Начинается страница обычно со знакомства с автором книги, дается краткая аннотация к ней, затем идут 2–3 сообщения по важнейшим разделам книги. Во многих школах к устному журналу выпускают стенные газеты, плакаты, оформляют выставки книг.

  Таким образом, устные журналы – эффективная  форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма  внеклассной работы тесно связана  с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами географической науки.

 

 

2.2.9. Географические викторины  и игры

  Одними  из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

  Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст  учащихся, иначе вопросы будут  недоступны для многих из них, а это  снизит познавательный интерес.

  Географические викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относят викторины краеведческой тематики. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию.

  Наиболее  распространенной формой географических викторин является устная викторина. Отвечает тот, кто первым поднимает руку. Основной недостаток устных викторин – неравные условия для участников. Но устные викторины имеют и достоинства: их можно проводить в любых условиях (в классе, походе).

  Если  есть условия, лучше проводить письменную викторину. Зачитывает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание вопроса. После каждого ответа ученики ждут следующего вопроса. Для экономии времени участники викторины не записывают вопросы, а проставляют порядковый номер. Если на вопрос ученик затрудняется ответить, то против порядкового номера проставляется прочерк.

  Наиболее  ответственной работой в подготовке и проведении викторины является составление вопросов.

  По  содержанию и характеру вопросы  географической викторины неоднозначны, их можно разделить на группы.

  К первой группе относят вопросы на знание фактического материала: где  на земном шаре днем можно увидеть  Луну и звезды?

  Вторая  группа вопросов требует от учащихся правильного определения понятий, и, прежде всего, указанных в программе: чем заповедник отличается от заказника? Что такое карст?

  Третья  группа вопросов требует знания географической номенклатуры: Какой населенный пункт  в стране вырос прямо в море?

  Следующая группа вопросов требует сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся: в каких морях земного шара вода пресная?

  Проведение  викторин способствует закреплению  знаний учащихся, развивает память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность следить  за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

  Географические  игры позволяют моделировать поисковую  деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

  Во  внеклассное время обычно организовывают игры сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т. п. Целью проведения таких игр являются закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для проведения и организации сюжетно-ролевой игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.

  Подготовительный  этап. Определение цели, программы, методики проведения игры. Учитель  подбирает необходимый материал, знакомит учащихся с замыслом и условиями  игры. Учащиеся, получив определенное задание, подбирают необходимую литературу, анализируют ее.

  Игровой этап. Учитель выполняет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает ее тему и цели.

  Учащиеся  решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые  действия. В роли ведущего может  быть и ученик.

  Заключительный  этап. Анализ полученных результатов, выводы на будущее. Особенно важно после каждой игры принять значимое решение.

  Не  меньшей популярностью пользуется географическая игра «Что? Где? Когда?», которая проводится по аналогии с  телепередачей. Основу игры составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

  Следующей формой внеклассной работы по географии являются игры-путешествия. В игре принимают участие команды из 10 человек.

  У каждого экипажа имеется маршрут  путешествия, лучше, если эти маршруты не пересекаются, чтобы на одной  станции не скапливалось сразу много  играющих. Пункт отправления команд – школа. Здесь они выполняют задание, которое дает им право отправляться в путь. На каждой станции по маршруту следования подготовлены задания для команд. Каждая станция оформляется участниками игры заранее.

  Каждая  команда получает маршрутный лист, по которому передвигается от станции к станции, где выполняет задания ведущего.

 

 

2.2.10. Неделя географии  в школе

  Неделя  географии в школе является комплексным  мероприятием, сочетающим в себе разнообразные  формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

  Своеобразие недели географии заключается в  том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

  В неделю географии включают следующие  мероприятия:

Информация о работе Внеклассная работа по географии