Лесной и лесопромышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Цель работы: ЛПК России: ресурсная база, особенности и размещения.
Задачи:
- определить значение ЛПК для экономики РФ;
- рассмотреть отраслевую структуру ЛПК;
- изучить и анализировать состояние ЛПК;
- выявить проблемы развития ЛПК.

Содержание

Введение...................................................................................................2
Глава 1. Место и роль лесной лесоперерабатывающей
промышленности в н/х РФ.....................................................................4
1.1. История развития отраслей.............................................................4
1.2. Место и роль.....................................................................................7
1.3. Крупнейшие лесопромышленные комплексы РФ.
География размещение отраслей.........................................................10
Глава 2.Анализ и характеристика состояния лесной и
лесоперерабатывающей промышленности.........................................13
2.1. Экономическая оценка лесных
ресурсов по регионам России...............................................................13
2.2. Финансовое состояние отраслей...................................................20
2.3. Общие проблемы ЛПК...................................................................22
Глава3.Основные проблемы лесной и лесоперерабатывающей промышленности...................................................................................24
3.1. Охрана лесных ресурсов и проведение
лесовосстановительных работ............................................................. 24
3.2. Охрана лесных ресурсов в правовом контексте..........................32
3.3. Возможные пути выходи из упадка лесной и
лесоперерабатывающей промышленности.
Перспективы ЛПК РФ...........................................................................36
Заключение..............................................................................................44
Список используемой литературы........................................................46

Работа состоит из  1 файл

Глава1.docx

— 247.04 Кб (Скачать документ)

Вторую  группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим  имеют эксплуатационное значение (в  структуре лесного фонда они  занимают 50,2 %). В лесах второй группы формируются высокопродуктивные древостой, обеспечиваются непрерывность и  неистощимость использования лесных ресурсов.

Важной  составной частью лесных ресурсов являются недревесные ресурсы (пищевые, лекарственные, технические, кормовые и др.). Из ягодных лесных растений основными заготавливаемыми видами являются клюква, черника, брусника, голубика, а из плодовых — рябина, шиповник. Наиболее широко в лесах распространена черника, которая по занимаемой площади в пять раз и более, а по биологическим запасам в 10—15 раз превосходит остальные виды. Грибные угодия составляют 30—35 % площади древостоев. Размеры эксплуатационных ресурсов дикорастущих грибов и ягод в целом сопоставимы (52,9 и 51,8 тыс. т/год соответственно). В связи с катастрофой на ЧАЭС две трети территории лесного фонда в той или иной мере оказались загрязнены радионуклидами, поэтому эксплуатационные ресурсы грибов, ягод и плодов значительно уменьшились. К сожалению, биологические запасы недревесных ресурсов реализуются только на 12—25 %.

Расширяется рекреационное лесопользование. Леса выступают важнейшим компонентом  рекреационных ландшафтов, лесные насаждения обладают исключительными эстетическими  и средообразующими свойствами, позволяющими в полной мере удовлетворить практически все физиологические и санитарно-гигиенические требования отдыхающих. Происходит довольно быстрое увеличение лесных площадей, вовлекаемых в сферу отдыха. В настоящее время рекреационное лесопользование проводится на площади 1,3 млн га (17,8 % всей лесопокрытой площади), а в перспективе должно расшириться до 2,5 млн га. 

В XXI и. во всем мире активизируется работа по формированию согласованной лесной политики, главная цель которой активно  способствовать научно обоснованному, комплексному использованию лесов, их охране, защите и воспроизводству, исходя из следующих принципов: 

постоянство, неистощительность и относительная равномерность лесопользования;

сохранение  биологического, генетического, видового и ландшафтного разнообразия лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала;

воспитание  людей в духе бережного отношения  к лесу как важной составляющей национального  богатства страны;

усиление  экономической и социальной роли лесного хозяйства.

Во многих странах мира практика государственного регулирования в области использования, воспроизводства и охраны лесов  свидетельствует об общей тенденции  постепенного перехода от государственного управления лесным хозяйством к государственному управлению лесами, от прямого управления отраслью к ее косвенному экономическому регулированию. 

Важнейшие функции государственного управления лесами следующие: 

- установление  порядка владения, пользования и  изъятия лесов; 

- распоряжение  единым государственным лесным  фондом; 

- установление  порядка отнесения лесов к  группам и категориям защитности; 

- установление  порядка пользования, воспроизводства,  охраны и защиты лесов; 

- установление  единых для страны систем лесоустройства, учета лесов, порядка ведения  

- государственного  лесного кадастра и мониторинга  лесов;

  осуществление  государственного контроля за  состоянием и использованием  лесов,          соблюдением  требований лесного законодательства. 

     Основные функции лесопользования  и лесовоспроизводства выполняет лесное хозяйство — отрасль национальной экономики, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда и усиление экологических функций лесов. В соответствии с этим круг деятельности лесохозяйственных органов составляют: 

- организация  и регулирование всех видов  пользования с учетом сохранения --

   средозащитных, климаторегулирующих и оздоровительных функций леса; 

- охрана  и защита лесов от пожаров,  вредителей и болезней; 

- осуществление  государственного надзора за  использованием лесных ресурсов; 

- проведение  комплекса лесохозяйственных мероприятий  по восстановлению,  

- выращиванию  и уходу за лесом, повышению  плодородия лесных земель, улучшению     качества и повышению продуктивности  лесов. 

В структуре  экономики страны доля лесного хозяйства  невелика — около 0,6 % ВВП. Однако роль отрасли, как отмечалось выше, значительно  шире, чем только производство сырья.

    Лесопользование — один из  важнейших видов природопользования, который включает заготовку древесины,  использование леса для получения  технического и лекарственного  сырья, пищевых продуктов, пушнины,  дичи, а также осуществление защитных, водоохранных, рекреационных и других специальных мероприятий. Участки леса предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам с целью использования лесных ресурсов и извлечения полезных свойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений, для иных целей, предусмотренных законодательством. 

В лесах  разрешены следующие виды лесных пользований: заготовка древесины; подсочка (заготовка древесных соков  и живицы); заготовка второстепенных лесных материалов (пней, коры, бересты, новогодних елок и др.); побочные лесные пользования (размещение ульев и  пасек, сбор лесных семян, других компонентов  и продуктов жизнедеятельности  леса); пользование участками лесного  фонда для нужд охотничьего хозяйства; проведение научно-исследовательских  и учебно-опытных работ; проведение оздоровительных, рекреационных, туристических  и спортивных мероприятий.

    Заготовка древесины относится  к основному лесопользованию,  которое подразделяется на главное  пользование (рубка спелого леса), промежуточное пользование (заготовка  древесины при рубках ухода  и санитарных рубках в процессе  выращивания леса) и прочие пользования  древесиной (при расчистке лесных  площадей для промышленных и  других целей, разрубке трасс  дорог для линий связи и  электропередач и т.д.).

    Обширные лесозаготовки на территории  страны ведутся на протяжении  многих столетий. В 1930-е гг. и  до середины 1950-х гг. среднегодовой  объем лесозаготовок по главному  пользованию составлял 15—18 млн м3, а во второй половине прошлого века еще более увеличился. На базе местного древесного сырья развилась мощная деревообрабатывающая промышленность, в основном связанная с лесопилением. В результате к началу 1960-х гг. Беларусь в составе СССР превратилась в лесодефицитный регион, однако в 1986—1991 гг. лесозаготовки все еще достигали 11,0 млн м .

     И только в конце XX ст. лесопользование  стало осуществляться по принципу  непрерывности и неистощительности. В настоящее время среднегодовые заготовки древесины по всем видам рубок составляют 15,0 млн м3, из них в порядке ведения рубок главного пользования лесом (в спелых древостоях) — 5,5—6,1 млн м3 (40 %), рубок леса промежуточного пользования — 6,4 млн м3 (43 %) и прочих рубок — 2,0—2,5 млн м3 древесины (17 %). Страна удовлетворяет свои потребности в древесине и поставляет на экспорт 25—30 % заготавливаемого леса. При этом имеется ресурс для существенного роста данного показателя.

     Режим лесопользования в первую  очередь определяется размером  расчетной лесосеки — нормы  ежегодных объемов рубок леса, или количества готовой продукции,  которая может быть изъята  из дальнейшего производства  для заготовки лесоматериалов. Она  рассчитывается исходя из наличия  спелой древесины, характера воспроизводства,  потребности в древесине, а  также соблюдения принципа непрерывного  и неистощимого пользования лесом.  Эксплуатация леса в пределах  расчетной лесосеки является  необходимым условием эффективного  использования лесных ресурсов.

Проведения  лесовосстановительных работ очень  важная часть охраны лесных ресурсов. В каждом регионе страны оно имеет  место быть и должно проходить  по разному. Предлагаю вам рассмотреть  для примера некоторые выдержки из "Руководство по проведению лесовосстановительных работ в лесах Восточной Сибири"8. Данное Руководство разработано в соответствии с "Основными положениями" по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде Российской Федерации (1994). Это Руководство определяет основные приемы естественного и искусственного восстановления леса на не покрытых лесной растительностью землях, а также реконструкции малоценных насаждений на зонально-типологической основе.  Цель Руководства - обеспечить проведение работ по лесовосстановлению на основе научно обоснованных методов с учетом зональных и высотных климатических и адафических параметров, типов условий местопроизрастания, категорий лесокультурной площади и особенностей рельефа местности.

Представлю  вам выдержки из "Общего положения" данного Руководства.

1.3. Лесовосстановление в лесах Восточной Сибири должно обеспечивать:

воспроизводство лесных ресурсов в максимально короткие сроки наиболее эффективными способами;

рациональное  использование земель лесного фонда;

повышение продуктивности и качества лесов;

обеспечение оптимальной лесистости территории;

повышение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств лесов для выполнения ими средозащитных и средообразующих функций.

Руководство по лесовосстановлению распространяется на все лесхозы Красноярского края, Республик Бурятия, Тыва и Хакасия, Иркутской и Читинской областей и Эвенкийского автономного округа (кроме лесов бассейна оз. Байкал).

Деление лесов на равнинные и горные, отнесение  лесхозов согласно районированию к  лесохозяйственным районам, объединенным в соответствующие лесохозяйственные  округа, приводятся в Приложении 1.

1.4. Государственное  управление воспроизводством лесов  Восточной Сибири осуществляют  органы управления лесным хозяйством  субъектов Российской Федерации.

1.5. Органы  управления лесным хозяйством  субъектов Российской Федерации:

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные (региональные) программы по восстановлению лесов;

организуют  ведение государственного учета  не покрытых лесной растительностью  земель, лесных культур, площадей с  проведенными мероприятиями по лесовосстановлению;

осуществляют  государственный контроль за воспроизводством лесов;

принимают в установленном порядке решения  о приостановлении и прекращении  деятельности юридических лиц и  граждан, нарушающих требования лесного  законодательства Российской Федерации;

организуют  выполнение мероприятий по охране лесных культур, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению  леса, естественных молодняков от пожаров, вредителей и болезней;

организуют  воспитание, образование и просвещение  населения в области воспроизводства  лесных ресурсов.

1.6. Восстановление  лесов, заготовка лесных семян  и выращивание посадочного материала  древесных и кустарниковых пород  осуществляют как лесхозы федерального  органа управления лесным хозяйством, так и лесопользователи.

1.7. Лесхозы  федерального органа управления  лесным хозяйством обязаны:

вести учет земель фонда лесовосстановления и земель, на которых проведены лесовосстановительные мероприятия;

устанавливать по материалам лесоустройства и с  учетом изменений, произошедших в лесном фонде, объемы, очередность, сроки, методы и способы восстановления леса отдельно для каждой категории земель фонда  лесовосстановления;

принимать меры к повышению продуктивности средообразующих и защитных свойств лесов;

осуществлять  мероприятия по повышению плодородия, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания земель лесного  фонда;

Информация о работе Лесной и лесопромышленный комплекс России