Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие и исследование новейших тенденций в развитии регионализации, как составляющий процесс глобализации, изучение геополитической, культурной и экономической регионализации.
Достижение данной цели предопределило решение следующих задач:
• Изучить понятие и сущность регионализации, а так же глобализации;
• Привести характеристику геополитической, культурной и экономической регионализации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы понятия регионализации………………….5
1.1.Понятие и сущность регионализации…………………………………….5
1.2.Характеристика геополитической, культурной и экономической регионализации……………………………………………………………………9
Глава2.Регионализация как составляющий процесс глобализации………15
2.1.Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей…………………………………………………15
2.2.Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений……………………………………………………………………...27
2.3.Участие России в геополитической, культурной и экономической регионализации…………………………………………………………………..28
Глава 3. Проблемы регионализации и пути их решения……………………...38
3.1. Проблемы регионализации в мире и пути их решения…………………..38
3.2. Проблемы регионализации России и пути их решения…………………..42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Регионоведение.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

Региональные группировки  существуют в Африке, однако их роль в международной политике и международном разделении труда незначительна.

 
2.2. Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений

 

Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами. В настоящее время в мире насчитываются десятки интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь ЕС-Европейский союз (одна из причин создания: стремление западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн и исключить возможность их возникновения в будущем) и НАФТА-Североамериканская ассоциация свободной торговли (в составе США, Канады, Мексики), в развивающихся — МЕРКОСУР(цель создания, как и НАФТА, - повышение уровня конкурентоспособности национальных предприятий и организация крупных открытых рынков)-Общий рынок стран Южного конуса(Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) в Латинской Америке и АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппины; цель создания - содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ) в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой — СНГ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АТЭС (объединяет 21 государство - в частности Россию и США; цель создания: формально имеет консультативный статус, фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях).

Из понятий международной  экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние  строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили либо к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке), либо к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), либо вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего по политическим мотивам и развалившийся сразу же после распада СССР).

Процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

В интеграционных объединениях активно могут участвовать страны с разным экономическим уровнем развития.  Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.

 

2.3. Участие России в геополитической, культурной и экономической регионализации

 

Усиливается поляризация мирового экономического пространства. Кроме мировых экономических сверхдержав (США и Японии), выделяются  «Большая семерка Севера» (США, Япония, Германия, Франция, Англия, Италия и Канада) и «Большая семерка Юга» (Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика, Южная Корея, Таиланд). Это деление  исключительно условно. Так, например, Китай может  с полным правом претендовать на присоединение к «семерке Севера», тогда как  Россия  номинально участвует в этом политическом институте, именуемой иногда «восьмеркой». По основным макроэкономическим показателям Россия уступает  даже «семерке Юга».

Как результат глобализации и регионализации  современного мира  формируются  интерполисы рубежной коммуникативности или мировые города. Это  международные центры-метрополии с реальным преференциальным режимом по аналогии с древнегреческими полисами или  средневековыми  вольными городами являются носителями  ускоренной оборачиваемости  финансового, промышленного и торгового  капитала (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и другие). На основе  использования  самых современных информационных и коммуникационных технологий  интерполисы   сконцентрировали  огромные  капиталы и ноу-хау, здесь принимаются важнейшие  экономические решения. В ХХ1  веке интерполисы по аналогии со средневековыми вольными городами, возможно, будут управлять миром.

В биполярном мире  экономические связи между  капиталистическими и социалистическими странами были ограничены. В значительной степени из-за замкнутой  социалистической экономики  не получили развития  трасконтинентальные  торговые связи между  Западом и Востоком. Образцом закрытого  регионализма стал ушедший в историю Совет экономической взаимопомощи социалистических стран с «опорой  на собственные силы».   
После распада  советского геополитического пространства проявились  тенденции к созданию новых межгосударственных образований. Получило развитие субрегиональное сотрудничество  между государствами, принадлежавшим к разным экономическим системам (Совет государств Балтийского моря,  Черноморское экономическое сотрудничество и др.). 

Содружество независимых государств (СНГ) занимает  исключительно скромное место в глобальной экономике, на его долю приходится всего лишь  2 %  мирового экспорта. Относительная живучесть СНГ в 90-е годы  была вызвана не только стремлением к интеграции, но и возможностями  потреблять российские энергетические и другие ресурсы по ценам ниже мировых или в долг, а   расплачиваться бартером  продуктами питания (хлебом, сахаром, маслом) по ценам выше мировых. В Содружестве широкое распространение получило подворовывание российских энергетических ресурсов одностороннее, обоюдовыгодное, или в обмен на политическую лояльность. 

В  марте 1992 года в Копенгагене на Конференции  министров иностранных дел был учрежден Совет государств Балтийского моря (СГБМ),объединивший  приморские страны региона. Основная задача Совета  заключается в  координации и содействии  развития международного сотрудничества  по укреплению  демократических  институтов; в области  экономики,  науки  и техники, энергетики, транспорта и телекоммуникаций; в гуманитарных вопросах; охране  окружающей среды; в области культуры, образования, информации и туризма. В1998 году  был основан  еврорегион «Балтия», объединивший   приморские административные единицы  Польши, Литвы, Латвии, России, Дании и Швеции. Основные усилия еврорегиона направлены на развитие совместных проектов в области  морского транспорта и  развития небольших портов,  немоторизованного туризма,  национальных парков,  реконструкции территорий бывших  военных баз.

Особые перспективы  мирохозяйственной интеграции  связывались с  формированием Черноморского района  экономического сотрудничества. Идея эта не нова, еще в  начале 80-х  годов  нами была теоретически  обоснована  новая форма  субрегионального сотрудничества – международный  морской экономический (эколого-экономический) район. При  его выделении  доминировала  экологическая целостность, требующая совместных, в том  числе  экономических,  усилий по сохранению природной среды. Черноморье расположено в  геополитическом центре Евразии на пересечении коммуникаций «из варяг в греки» и запад - восток, включая Дунайско-Черноморский  путь. Крупнейшая концентрация  торговых портов  в Восточной Европе,  относительно  развитая инфраструктура, близость европейского и ближневосточного рынков создавали  предпосылки  для мирохозяйственной интеграции.  
После распада  советского геополитического пространства Турция выступила с политической инициативой  создания Черноморского  района  экономического сотрудничества. Это было обусловлено  стремлением стать региональной державой и возрастающей деловой активностью. В борьбе за черноморскую торговлю стал  лидировать Стамбул, к  которому перешли посреднические функции Бейрута — бывшего  торгового   и финансового  центра Ближнего Востока. Турция  могла претендовать  на роль коммуникационного моста между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.  

На международной встрече  на высшем уровне в 1992 году были обсуждены  пути  субрегиональной интеграции  и подписана  Декларация о Черноморском  экономическом  сотрудничестве. В 90-е годы  создаются Ассамблея черноморских государств,  Черноморский банк  торговли и развития (Салоники),  международные центры по энергетике (Варна) и поддержки предпринимательства (Бухарест), другие организации  субрегионального  сотрудничества. Были достигнуты  договоренности об упрощении  визового  режима, унификации  таможенных и налоговых правил, о  сотрудничестве  в области  торговли и промышленности,  транспорта и связи, науки и техники,  туризма и экологии,  сельского хозяйства и других сферах. Среды  крупномасштабных совместных проектов выделены: создание транспортного коридора  вокруг Черного моря и его интеграция с трансевропейскими  коммуникациями,  формирование объединенной энергетической системы, модернизация портов и создание  телекоммуникаций. 

Однако субрегиональная  интеграция стран, длительное время  находившихся в разных геоэкономических пространствах,  начала испытывать серьезные трудности.  Между странами-участниками  ЧЭС не сложились  предпосылки для формирования  регионального рынка на основе разделения труда. Геополитическая  обстановка  в Черноморье,  финансово-экономические кризисы, особенно в России и Турции,  сдерживают  международное сотрудничество по реализации  совместных проектов. Товарооборот между  черноморскими странами  незначителен, за исключением России  с Украиной и Молдовой,  испытывающих  энергетическую зависимость.  Украина объявила стратегическими партнерами все причерноморские страны,  в которых  таковой не воспринимается.  Основной и незначительный  внешнеторговый оборот с этими странами приходится на товары ширпотреба. 
Большинство стран-участниц ЧЭС  декларируют  намерения о  вступлении в Страны-участницы ЧЭС  приняли решение о создании  зоны свободной торговли,  которая рассматривается Евросоюзом как  основа для генеральной репетиции перед вступлением в ЕС. Очевидно, что  в ближайшем будущем эти интеграционные тенденции не получат должного развития.

Особый интерес представляют процессы  регионализации в условиях самого протяженного  государства мира. Открытие российской экономики  обнажило многие слабые стороны её мирохозяйственной интеграции. Экономика страны оказалась  неконкурентоспособной в изменившихся условиях.  Сравнительные  экономические преимущества,  унаследованные от Советского Союза,  в значительной степени утрачены.  Для  улучшения  финансового положения страны  и наращивания  конкурентоспособности  необходимы  крупные  иностранные инвестиции и меры по сокращению оттока за рубеж отечественного капитала.  
Академик Дмитрий Львов отмечает роль  России как геотранспортного  коридора между Европой и Азией, обеспечивающего  самую короткую и  эффективную  транспортную,  инфраструктурную и информационную  связь между  главными  экономическими и политическими центрами  мира. Россия лидирует в мире по природно-ресурсному потенциалу, а ежегодный поток доходов от его использования  превышает 60 – 80 миллиардов долларов. Однако геоэкономические преимущества России не удается  эффективно реализовать.

В условиях либерализации  особенно  противоречиво влияние внешних факторов  на региональное развитие.  Леонид Вардомский, внесший  значительный вклад в развитие геоэкономики, обосновал  концепцию «энергетики» регионализма. В отличие от глобализма, в основном  опирающегося на  технологическую и  культурную унификацию,  регионализм  реализуется  через историческую и географическую близость  и стремление  соседних стран сохранить  свою культурную  идентичность. Так, например, приграничный  регионализм  смягчает  неравномерность  хозяйственного развития в условиях глобализации. Приграничное сотрудничество, наряду с региональным и субрегиональным,  играет исключительно важное значение для трансграничного  движения  людей, товаров и информации. От того, как  материальные  и трудовые ресурсы  и условия  страны и регионов дополняются  трансграничными потоками   капитала,  товаров,  технологий и информации,  зависит энергетика  регионального развития.   

Региональное развитие  Вардомский определят применительно к России как  изменение  территориальной структуры  хозяйства в соответствии с научно-техническим прогрессом,  возрастающей  мобильностью  факторов  производства и конкуренцией, растущими социальными и экологическими  требованиями. Неравномерность  регионального развития проявляется в  факторах  территориального  разделения труда,  социально-экономической  пространственной  дифференциации,  территориальной  структуре  хозяйства  и конкурентоспособности  региональных  условий хозяйствования. В результате пространственной дифференциации   условий хозяйствования  выделяются лидирующие  и отстающие, богатые и бедные районы. Лидирующие и богатые районы часто выступают  в качестве  генераторов экономического и культурного развития. 

Внешнеэкономическая либерализация  в России  имела «шоковый» характер и  осуществлялась по  схемам международных финансовых институтов,  отработанных  на многих развивающихся странах.  Отмена монополии  государства  на внешнеэкономическую деятельность, сопровождаемая  не всегда продуманными решениями, привела к  значительным  потерям для государственного бюджета. Либерализация сопровождалась отсутствие  государственного валютного контроля  за внешнеторговыми операциями.  Новые границы России, не имеющие таможенного прикрытия,  способствовали  развитию контрабанды.  Большая разница  между  внутренними и  мировыми ценами  потребовала  введение  экспортных пошлин. 

В отношении  иностранных инвестиций  возобладал  унифицированный подход к  экономическим агентам, действующим на территории России. В результате были отменены многие  налоговые и таможенные  льготы,  предусмотренные союзным законодательством и компенсирующие  высокие риски предпринимательской деятельности.  Отмена льгот вызвала  ориентацию зарубежных инвесторов  преимущественно  на высокодоходные и некапиталоемкие проекты. Одновременно  иностранные инвесторы получили  оперативный простор  для деятельности на  рынке  государственных и корпоративных ценных бумаг. Этому способствовали  денежный дефицит и слабость российских банков, введение  режима конвертируемости  рубля  по текущим валютным операциям и другие причины. 

Информация о работе Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона