Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие и исследование новейших тенденций в развитии регионализации, как составляющий процесс глобализации, изучение геополитической, культурной и экономической регионализации.
Достижение данной цели предопределило решение следующих задач:
• Изучить понятие и сущность регионализации, а так же глобализации;
• Привести характеристику геополитической, культурной и экономической регионализации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы понятия регионализации………………….5
1.1.Понятие и сущность регионализации…………………………………….5
1.2.Характеристика геополитической, культурной и экономической регионализации……………………………………………………………………9
Глава2.Регионализация как составляющий процесс глобализации………15
2.1.Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей…………………………………………………15
2.2.Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений……………………………………………………………………...27
2.3.Участие России в геополитической, культурной и экономической регионализации…………………………………………………………………..28
Глава 3. Проблемы регионализации и пути их решения……………………...38
3.1. Проблемы регионализации в мире и пути их решения…………………..38
3.2. Проблемы регионализации России и пути их решения…………………..42
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

Регионоведение.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

Региональные группировки —   военно-политические и экономические объединения (блоки) стран. К крупнейшим относятся военно-политический блок НАТО, Европейский Союз (ЕС)  и Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), на которые приходится  почти 40 %  мирового ВВП. Созданы  организации Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциация государств  Юго-Восточной Азии, Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и многие другие региональные объединения.  В структуре мирового экспорта среди  региональных группировок лидируют  ЕС и немного отстающая организация АТЭС. НАТО, преимущественно экономические объединения ЕС, НАФТА и АТЭС.

Экономические региональные группировки  объединяют рынки товаров и услуг, капиталов,  труда, технологий; стремящиеся унифицировать  налоговый, таможенный и инвестиционный режимы. Ускорение оборачиваемости товаров, капитала и информации между странами участницами  повышает их экономическую эффективность и конкурентоспособность в международном разделении труда.  В условиях глобализации  получили широкое распространение  региональные экономические группировки, создающие зоны свободной торговли, таможенные, валютные и другие союзы.

Универсальной модели регионализма нет, об этом свидетельствуют формирующиеся  мировые полюса экономического и  технологического развития. Условно можно выделить четыре типа макрорегионализма: атлантический (западный), европейский, американский и  восточный.  
В Западной Европе формируется самая эффективная региональная группировка, преследующая цели не только экономической, но и политической интеграции в  границах преимущественно западноевропейской цивилизации.  

Европейский Союз (ЕС) — мировой полюс экономической мощи (наряду с США и АТР). Международная организация, создавшая торговый, таможенный,  экономический и валютный союз Объединенной Европы.ЕС является интеграционным объединением в области внешней политики,  правосудия, внутренних дел и  европейской безопасности. Процесс европейской экономической интеграции основывается на четырех свободах. Это свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Европа через  общий рынок идет к политическому объединению. Учитывая особое место  ЕС среди региональных группировок,  проблемы и опыт европейского регионализма будет рассмотрен в отдельной главе.

Основой американского  регионализма  является преодоление географической периферийности по отношению к   Старому Свету с помощью  технологий. В результате американский народ совершил подвиг, превратив Дикий Запад в мировой полюс высоких технологий. В Новом Свете выделяются две региональных группировки.  
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) является  экономическим сообществом Северной Америки. В  1988 г. Между США и Канадой заключено  Соглашение о зоне свободной торговли.  В 1992 г. Подписано соглашение  между США, Канадой и Мексикой  о Североамериканской  ассоциации свободной торговли. Главной задачей НАФА является не только  ликвидация таможенных барьеров,  а создание  единого континентально рынка  и свободы продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание НАФТА было обусловлено в первую очередь политическим фактором, связанным с геополитической трансформацией в Евразии после распада Советского Союза и усилением интеграционных процессов в Европе и АТР.  Страны Соглашения имеют обоснованные  причины экономической интеграции. В Соединенных Штатах увеличение экспорта ведет к  росту числа рабочих мест.  Из-за возможности выноса  в Мексику трудоемких и материалоемких производств  повышается конкурентоспособность американских товаров.  Канада, чья экономика исключительно  тесно связана с американской, надеется  получить выгоды от интеграции для обрабатывающей и  добывающей промышленности и  освоить выпуск наукоемкой продукции. Для Мексики  важной задачей является увеличение  темпов экономического развития с помощью иностранных инвестиций.  

Ведущая экономическая роль в НАФТА  принадлежит США, поэтому оппоненты  интеграции  в Канаде и Мексике опасаются утраты  национального контроля над  некоторыми отраслями промышленности и негативные последствия для сельского хозяйства. США рассматривают НАФТА как трамплин для  более глубокого проникновения в латиноамериканские страны.  Это долгосрочная геополитическая цель преследует попытку создания в Новом Свете континентального единого рынка на условиях партнерства. Поэтому США заинтересованы продемонстрировать  на примере НАФТА эффективность интеграции для других стран, хотя в Латинской Америке многие опасаются этой активности.

МЕРКОСУР — латиноамериканское экономическое объединение, учрежденное в 1991 г.  Локомотивами  группировки являются   Аргентины и Бразилии,  подписавшие еще в 1986 г. Программу двухстороннего  экономического сотрудничества.  Таким образом,  модель интеграции была выработана двумя крупнейшими латиноамериканскими государствами. Малые страны Парагвай и Уругвай  не участвовали в этом процессе.  Главной задачей интеграции является преодоление снижения доли Латинской Америки в мировой торговли и прямых иностранных инвестициях, ускорение  свободного движения товаров и услуг.  Созданная зона свободной торговли  (ЗСТ) охватывает территорию в 12 млн. Кв. Км с населением  около 200 млн. Человек. Здесь производится примерно  половина ВВП Латинской Америки. В 1995 г была преобразована в Таможенный союз. Кроме поэтапного  устранения  оставшихся таможенных  барьеров  бы введен единый внешний таможенный тариф на продукцию, импортируемую из  третьих стран.  Важным направлением  регионального сотрудничества  явилась совместная энергетическая политика, предусматривающая создание  объединенной  энергосистемы и освоение месторождений нефти и газа.  Мировой финансовый кризис 1998 г. Показал слабый «запас прочности» латиноамериканской группировки. Будущее МЕРКАСУР  будет зависть от планов США по созданию к 2005 г. Зоны свободной торговли, базирующейся на долларе,  для всех стран Северной и Южной Америки, за исключением  Кубы.

В восточном регионализме выделяются две модели — арабская и китайская.  Арабский регионализм  делает ставку на политический и сырьевой фактор. На Ближнем Востоке создана  специальная международная Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК),выступающая  с помощью  квот добычи нефти  в роли главного  ценового регулятора  мирового рынка. Однако  эти функции  стали утрачиваться, так как за последние 25 лет доля ОПЕК в мировой  торговле нефти снизилась с 53 % до 43%.   
Китайский регионализм  основывается на поэтапной модернизации с опорой на западные технологии, сильную авторитарную власть и местные социокультурные традиции. Возможно, в ХХ1 веке  Китай станет  крупнейшей экономической державой, а Азия вернет  себе былое могущество. Возрастание конкурентоспособности  Китая в мировой торговле может иметь  крупномасштабные геополитические последствия.  По мере снижению уровня  жизни в восточноевропейских и центрально-азиатских странах, они все больше  оказываются в расширяющемся геоэкономическом пространстве  Китая.

Важным  фактором  евразийской геополитики становится контроль  транспортировки энергоресурсов. Основные направления трубопроводных коммуникаций в Евразии обусловлены географией  добычи нефти и газа. Около 90% мировых запасов нефти сосредоточено  на географических рубежах Европы и Азии от российской Арктики до Персидского  залива. Стратегическая роль в обеспечении потребностей Евразии в природном газе будет принадлежать России, на которую приходится  40% мировых запасов голубого топлива. В начале 21 в. Крупным потребителем голубого топлива  наряду с Западной Европой станет Азиатско-Тихоокеанский регион. Произойдет диверсификация поставок российского газа на Запад и Восток, что усилит значение  энергетического  фактора в международной политике.

Азиатско-Тихоокеанский регион — формирующийся мировой полюс экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Среди ведущих индустриально развитых стран региона выделяются  Япония, Китай с Гонконгом,  Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.  
Единственная в  Азии экономическая сверхдержава Япония не претендует на региональное лидерство. Широкую популярность в АТР получила идея создания Большого Китая  или  мирового общего рынка под девизом китаецентризма «Китайцы  всех стран  и территорий, объединяйтесь!».  
Важным ядром интеграции АТР служит созданная в 1967 г. Субрегиональная политико-экономическая Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Филиппин и Таиланда.  Впоследствии были приняты  Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа.   Цели АСЕАН — экономическое, социальное, политическое  и культурное сотрудничество, развитие интеграционных процессов в регионе. В 1994 г. Был создан региональный форму АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), объединивший 22 государства региона, включая  Россию, США, Китай, Японию, Индию, Австралию и др. В целях экономической интеграции АТР  АСЕАН принял решение о создании Зоны свободной торговли (АФТА). В 2002 г. «шестерка» ведущих стран приступила к снижению  большинства тарифов во взаимной торговле и созданию других преференций. Особенно  большое значение имеет  заключенное соглашение  о создании  крупнейшей в мире зоны свободной торговли  АСЕАН — Китай, ежегодные саммиты АСЕАН с Китаем, Японией и Индией.

В 1989 г. Была создана региональная группировка  Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). В объедение входят более 20 государств бассейна Тихого океана, включая  США, Китай, Японию, Австралию и Новую Зеландию.  Россия принята в АТЭС в 1997 г. Страны-члены организации сильно различающиеся по уровню экономического развития.  Для развивающихся стран.  О формировании Азиатско-Тихоокеанского  полюса экономического и технологического развития свидетельствуют  тенденции региональной интеграции, в которой активное участие принимают и Соединенные Штаты Америки. Созданы и функционируют  Межправительственная конференция по Азиатско-Тихоокеанскому  экономическому сотрудничеству,  Тихоокеанский совет экономического сотрудничества и другие. В Азии отсутствует межгосударственная структура типа ЕС как и стратегическая цель  создания Общеазиатского дома. Для  Восточной и Юго-Восточной Азии  характерно  расширение АСЕАН, но это объединение пока  не оправдало надежды азиатских стран стать  региональным эпицентром  экономической интеграции.

В большинстве стран АТР экономика  имеет  экспортную специализацию и продуктивное сельскохозяйственное производство. Здесь созданы исключительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций,  особенно в связи с  низкой  арендной платой   за землю и дешевой  рабочей  силой. Ориентированная на малый и средний бизнес экономика наиболее приспособлена для нововведений. В АТР сформировался один их мировых финансовых  центров, где концентрируются значительный инвестиционный и торговый капитал. На главных перекрестках этих потоков расположены процветающие  коммуникационные полюса с преференциальным режимом — Гонконг и Сингапур. При этом особых успехов добились страны, оказавшиеся в политической изоляции (Тайвань) и поверженная во Второй мировой войне Япония.

В геоэкономическом пространстве АТР  выделяются три главных игрока:  США, Япония и Китай. Соединенные Штаты выступают лидерами  интеграции в  рамках  трансконтинентального «рубежного»  объединения — Азиатско-Тихоокеанского  экономического сотрудничества (АТЭС).

Китай казалось бы,  отрешенно смотрит на свою роль в экономике АТР. Многие аналитики делают поспешные выводы о неготовности китайских властей выступить   лидером  азиатского регионализма. Но кто заметил  активность Китая добиваться своего законного места в «Большой семерке»  крупнейших стран мира, где  «на табуретке» сидит в качестве восьмого члена Россия?  Согласно китайской традиции нельзя спешить, неявное постепенно перейдет в свою противоположность и станет  явью. Время покажет. Может быть,  не только азиатские соседи  признают лидерство Поднебесной. 

Динамически развивающийся Азиатско-Тихоокеанский  регион выделяется в мире наиболее высоким ростом  потребления энергетических ресурсов,  что вызовет в ближайшем будущем дополнительное  геополитическое давление  на регионы  добычи углеводородного сырья. К таким регионам относится Каспий, Центральная Азия, Сибирь  и  Арктика. Китай  и другие  восточноазиатские страны испытывает  нехватку запасов нефти, газа и угля для удовлетворения  растущих потребностей экономики. Для этого Россия должна стать  активным участником  региональной интеграции, в первую очередь  в Северо-Восточной Азии. Без делового сотрудничества с Китаем, Японией и Кореей невозможно стабильное развитие  Сибири и российского Дальнего Востока.  В ХХ1 веке  могут быть реализованы проекты  энергетических мостов из России,  строительство  тоннелей Хоккайдо – Сахалин для выхода Японии через Транссиб в Европу.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была учреждена в 2001 вместо созданной в 1995  «Шанхайской пятерки», объединяет Китай, Россию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. ШОС преследует цель обеспечить региональную безопасность  и содействовать  экономическому сотрудничеству,  противодействовать угрозам терроризма, сепаратизма, экстремизма, наркоторговли и организованной преступности. Скромный пятилетний юбилей Шанхайской организации сотрудничества в июне 2006 года  показал, что это объединение переросло в нечто большее. За короткий срок Организация начала выступать в качестве новой влиятельной политической силы и стала важным игроком на мировой шахматной доске — пока в мирном противостоянии США, ЕС и ШОС.  
ШОС – это Китай, набирающий мощь второй сверхдержавы; это вторая ядерная держава (Россия), растущий потребительский рынок, это демографическая мощь, которую относительно карликовая Америка не может игнорировать. Сегодня здесь сконцентрирована треть населения Земли, а завтра после приема Индии и других стран может быть две трети. Поэтому эту организацию нельзя будет объявить «осью зла», как, например, Северную Корею. В противном случае это будет вызов большинству человечеству. Россия и Иран являются мировыми лидерами по запасам природного газа «голубого топлива». 

В июле 2005 года на саммите ШОС была принята декларация о необходимости для участников антитеррористической операции в Афганистане определиться с конечными строками пребывания  военных контингентов на  территории стран-членов ШОС.   Внешнеполитический курс можно сформулировать лаконично «Янки, убирайтесь домой из Азии». После чего американцы были вынуждены уйти из Узбекистана. 
Даже название организации выбрано не случайно. Шанхай не только экономическая столица Китая. Зона экономического и технологического развития Пудун, созданная на правом берегу Ханпу напротив исторического центра мегаполиса, вероятно в текущем столетии будет ассоциироваться с Манхэттеном, мировой валютно-финансовой столицей.  
Китай и Россия при поддержке других участников ШОС по аналогии с американской «доктриной Монро» объявили регион зоной своих национальных интересов. В результате американская геополитическая «Петля анаконды» в Евразии начала рваться, несмотря на преданных «розово-оранжевых» холопов в Грузии и на Украине. Белый дом начал ощущать предел своих возможностей.  
Становится очевидным, что если продолжится экспансия  НАТО в зону геополитического влияния стран-участниц ШОС, то это противостояние перейдет в другую плоскость НАТО – ШОС. И Шанхайская организация вынуждена будет в ближайшем будущем стать ведущим военно-политическим и экономическим союзом в Евразии. Учитывая, что НАТО, это, прежде всего, военная мощь США, а не вассальной Европы, то усилится конфронтация по линии США – ШОС. Только такого подарка не хватало Белому дому после «успешного» продвижения демократии на Большой Ближний Восток. Кроме того, пока  Америка ведет с известным результатом антитеррористические операции в мусульманском мире, появились первые антиамериканские протесты в православной Европе (Крыму). Наметившийся геополитический сдвиг и возможное создание оси «Москва – Пекин – Тегеран» требует от НАТО более взвешенной политике в отношении Украины. 

В связи с укреплением  ШОС наблюдается тенденция к  юридическому оформлению трех полюсов  экономического и технологического развития или трех полюсного мирового порядка. Формула США – ЕС – АТР трансформируется в ЕС – США – ШОС, где зоны жизненных интересов  пересекаются и требуют установления новых правил мирового порядка. Несмотря на очевидную военно-политическую и экономическую мощь США, страны ШОС обладают абсолютной демографической мощью, природными и трудовыми ресурсами, преимущественно динамично развивающимися экономиками,  включают вторую ядерную державу (Россия) с усиливающейся энергетической мощью. Европейский Союз при очевидной экономической мощи остается военно-политическим «карликом», что диктует Брюсселю более взвешенную политику в отношении двух других полюсов. 

Информация о работе Факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития региона