Ангарская деревня-экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Цель работы: Выявить характерные особенности в подготовке и проведении городской обзорной экскурсиии в исторический музей города Братска «Ангарскую деревню».
Задачи:
1. Выявить методические особенности подготовки и проведения городских – обзорных экскурсий;
2. Провести анализ обзорных городских экскурсий;
3. Разработать новый маршрут городской – обзорной экскурсии.

Работа состоит из  1 файл

ангарская деревня.doc

— 129.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                                                                                                                                 Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность.

                  Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.

   Многоплановый характер городских обзорных экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий.

При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.

При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения.

Практически все методические приёмы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приёмов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приёмы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.

Из других методических приёмов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.

Автором была выбрана тема «Городские – обзорные экскурсии Братска», для разработки нового экскурсионного маршрута, потому что Братск, обладает разнообразными ресурсными потенциалами, влияющими на развитие городских – обзорных экскурсий. Для разработки нового маршрута городской – обзорной экскурсии были изучены и проанализированы различные источники информации: учебники, энциклопедии, сайты интернета, законы туристической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Контрольный текст городской обзорной экскурсии «Ангарская деревня».

Город Братск расположен на северо-западе Иркутской области в центральной части Ангарского кряжа, на берегу Братского водохранилища. Площадь города составляет около 43 тыс. га. Город возник в 1955 году, в связи со строительством Братской ГЭС, севернее старинного поселка Братск, основанного как острог в 1631 году. Сегодня Братск является одним из крупнейших промышленных центров Иркутской области и Восточной Сибири. Численность постоянного населения составляет более 250 тысяч человек. Братск — относительно молодой город, дети в возрасте до 16 лет составляют около 18 %. Средний возраст жителей города — 36 лет

 

Центральная площадь  В. И. Ленину.

Как бы ни было противоречиво и сложно наше сегодняшнее время, неординарны суждения о роли Ленина в истории нашего государства, памятник В. И. Ленину в Братске - это дань нашего глубокого уважения великому человеку, основателю Советского государства.

Памятник установлен на центральной площади города. Работа над его сооружением продолжалась несколько лет. В январе 1986 года Братский горисполком утвердил состав авторской группы под руководством московского скульптора Г. И. Потапова. Сначала он привез в Братск на согласование эскиз памятника своей разработки. Затем с участием соавторов-братчан В. М. Зимина и В. В. Астраханцевой был изготовлен второй вариант эскиза памятника. Ими были представлены на выбор несколько фигур, одна из них получила одобрение. В работу по изготовлению памятника, его отливке, доставке и установке. изысканию строительных материалов, особенно гранита, подбору рабочих-мастеров, умеющих хорошо вести отделку и монтаж памятника и объектов центральной площади, все активнее включались руководители горкома КПСС, горисполкома, Братскгэсстроя, дирекции по строительству города Братска. После того, как в мае 1986 года был одобрен эскиз памятника, примерно через год, весной 1987 года, в городе Ташкенте на заводе художественно-декоративного литья на основе гипсовой модели была изготовлена из бронзы четырехметровая фигура Ленина. Теперь возникла непростая проблема доставки ее в Братск. Расстояние немалое: более 4,5 тысяч километров. Решили везти на автомобиле. Эту транспортную операцию выполнил шофер А. А. Савченко.

Много и напряженно, с пониманием особой значимости события, с чувством долга и ответственности трудились рабочие подразделений треста "Братскгорстрой" и его субподрядных организаций из "Братскгэсстроя".

В ночь с 8 на 9 октября 1987 года памятник был установлен на подготовленном заранее постаменте. Установку бронзовой фигуры проводила бригада А. П. Исаева в лице монтажника Н. М. Губаренко, сварщика Г. Г. Романова и других. Четвертого ноября, накануне - 70-летия Великого Октября, состоялось торжественное открытие памятника.

 

    Мемориал Славы

 

Одинаково назывались,

Одинаково честно жили.

Ни один из них не увидел

Стройных линий высоковольтных,

Алюминиевых заводов

И высотных жилых ансамблей.

Двадцать раз на доске - Парилов,

А Муратовых там шестнадцать,

И двенадцать раз Карнаухов

Повторяется, словно эхо".

Е. Долматовский. "Братская былина"

Памятник вошел в жизнь города событием необыкновенным, ярким точно песня о богатырях. Это было в день 30-летия Победы. Мемориал открывали на глазах десятков тысяч братчан. Он изготовлен из железобетона по проекту архитектора Г. М, Ганиева, скульптора Ю. И. Русинова при активном участии А. М. Феоктистова, И. М. Ботирюса, А. С. Хомченко и В. М. Зимина. Инженерное проектирование проведено А. А. Бардощовым и А. П. Авштолис. Строительные работы выполнялись подразделениями управления строительства города Братска под руководством Н. Г. Букарева. Инициаторами всего дела были городской комитет КПСС и горисполком. Когда подходишь к мемориалу со стороны бульвара имени 30-летия Победы, взору открываются два величественных лепестка пламени, застывших в бетоне. По бокам, справа и слева, к ним почти примыкают две бетонные серповидные стелы. На них смонтированы плиты из мрамора. На каждой плите фамилия и инициалы, отлитые из меди: Погодаевы, Московских, Черемных, Хромовских, Беломестных, Ведерниковы, Ознобихины, Хлыстовы, Карнауховы, Большешаповы, Распутины, Париловы, Терпуговы, Шаманские - всего 1585 фамилий. Нельзя не обратить внимание на барельефы, высеченные внутри стел. На внешней стороне читаем слова: "Мы жизнью нашей, нашим светлым днем обязаны всем вам, кто пал в бою с врагом в 1941-1945 гг. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные, память в народе о вас не умрет".

    Ангарская деревня - архитектурно-этнографический музей

   Строительство ГЭС на Ангаре поставило под угрозу исчезновения жилые, хозяйственные, культовые постройки русских поселенцев - целую страницу сибирской истории. Сохранить для потомков памятники старинной деревянной архитектуры и ставило целью предложение И.И.Наймушина, руководившего строительством ГЭС на Ангаре, о создании музея под открытым небом в Братске.  Проект Ангарской деревни разрабатывался под руководством архитектора А.П.Ополовникова, знатока народного деревянного зодчества. В проекте предусматривалось создание двух секторов музея - эвенкийского и русского. Первым памятником, перевезенным на территорию музея, была башня Братского острога. Через некоторое время музей насчитывал ряд ценных исторических построек, включая и церковь.

  Братский острог

   История Братска Острожного богата событиями и тесно связана с присоединением к Русскому государству Приангарья в 17 веке. Первое известие о "Брацкой земле" принес в Енисейск землепроходец Пантелей Пенда, совершивший в 1620-1623гг.поход по Нижней Тунгуске, Лене, Ангаре. Сведения Пенды дополнялись сообщениями о пушных богатствах Приангарья других русских охотников-промысловиков, проникавших вверх по Ангаре для охоты на соболя.

    В 1626-1628гг., по указанию енисейского воеводы, небольшие казачьи отряды под началом Максима Перьфильева и Петра Бекетова совершили походы по Ангаре, вышли к Падунскому порогу и устью р.Оки и дали в своих донесениях сведения о порогах, бурятах и тунгусах. Особенный успех имел поход П.Бекетова, которому удалось склонить бурятских князей на Оке добровольно принять русское подданство и уплатить в "государеву казну" ясак (дань).

    Мирные отношения были выгодны бурятам: в первой половине 17 века в результате междоусобиц, нападений воинственных монгольских князей ослабли торговые связи с Монголией и Китаем куда, в обмен на необходимые товары, уходила пушнина, взятая с данников -- тунгусов. Русские доставляли необходимые товары и обещали князьям бурят военную защиту, поскольку целями походов казаков были не только сбор дани, но и присоединение вновь открытых земель к Русскому государству.

    Мирные отношения были нарушены походом стрелецкого полковника Якова Хрипунова в 1629 году на Ангару для поисков серебряной руды. Не найдя ее, казаки Хрипунова занялись разбоем и грабежами, что вызвало сопротивление бурят и привело к столкновениям. Власти Енисейска, пытаясь исправить положение, отправили к бурятам для переговоров десятника Вихоря Савина с пленными, захваченными Хрипуновым. В устье реки Гея посланец был убит.

    В 1630 году М.Перфильев с отрядом в 30 человек с двумя пушками отправился к устью Оки для строительства острога, но встреченный бурятами настороженно, острог ставить не рискнул и зазимовал у Шаманского порога. В 1631 году, получив подмогу из Енисейска, он поставил "острожек" у Падунского порога на Ангаре - первое укрепление русских на бурятской земле. Строительство острожка вызвало недовольство бурятской верхушки, которая увидела в существовании постоянного укрепления с гарнизоном угрозу потери своих данников - тунгусов. Не случайно в 1634 году большой отряд Дунайки Васильева был уничтожен на пути за ясаком в тунгусские кочевья, после чего острог у Падуна был взят штурмом и сожжен.  В 1637 году отряд казаков под началом Николая Радуковского обратил в бегство бурят на Оке, и на ее правом берегу, при впадении в Ангару, построил новый Братский острог, просуществовавший 18 лет.  

 

Музей состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В естественных природных условиях (музей находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города) представлены жилые и хозяйственные постройки эвенков и русских. Интерес посетителей вызывают и реконструированные жилища-чумы коренного населения, перевезенные и реставрированные усадебные комплексы русских. Привлекает внимание шаманский чум эвенскийского шамана, окруженный скульптурами духов-помощников и Михайло-Архангельская церковь (1875 г.). В музее находится памятник фундаментального значения - башня Братского острога (1654 г.).

      Русский сектор

     Русский сектор музея в г.Братске создается с 1980 г. Экспозиции нескольких крестьянских усадьбах открыты для посетителей. В их основе типичная планировочная структура и постройки ангарских усадеб, хотя памятники для них вывозились из разных деревень. Достаток крестьянской семьи определяется количеством рабочих рук, дающих возможность заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Планировка крестьянских усадеб и набор построек в них как раз и отражают разные хозяйственные возможности ангарских семей.

    Крестьянские избы рубились из кондового леса, на века, и служили жилищем в течение сотен лет. Простота, рациональность крестьянских построек сочетались с украшением резьбой ворот, наличников окон. Дворы выстилались плахами, перегородки (заборники), отделяющие женскую половину с печью ("бабий кут") от горниц, расписывались незатейливым орнаментом. В экспозициях русского сектора интересные экспонаты, отражающие старинный уклад и хозяйственные занятия русских крестьян: долбленые лодки и снасти для промысла рыбы, сельскохозяйственный инвентарь, станки для изготовления тканей, берестяная и деревянная посуда. Все жизнь крестьянина проходила в ежедневном труде: раскорчевка леса под пашню, пахота, посев, сенокос, уборочная, рыбная ловля, охота. Не случайно русских Приангарья называли "бурундуками" по аналогии с неутомимым и запасливым зверьком.

   Эвенкийский сектор

    В 1982 году открывается экспозиция эвенкийского сектора музея, где в условиях близких к естественным, были реконструированы жилища одного из коренных народов Сибири - эвенков, в XVII - XIX в. населявших бассейн Ангары, а затем ушедших на север.

    В условиях тайги занятия охотой и рыболовством полностью удовлетворяли все потребности эвенков в продуктах питания и в сырье для одежды и жилищ. Эвенки круглый год охотились на дикого северного оленя, лося, кабаргу, медведя. Рыболовством занимались преимущественно летом. Зимний пушной промысел давал шкурки соболя и белки для уплаты ясака и обмена на металл, бисер, муку, чай.

Информация о работе Ангарская деревня-экскурсия