Экскурсия по городу Угличу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание

О печальных и радостных событиях в более чем тысячелетней жизни Углича молчаливо свидетельствуют памятники архитектуры. Помимо величественных сооружений Кремля, соборов, церквей и монастырей, в Угличе уцелели образцы деревянного и каменного зодчества XVIII века в стиле классицизма.

Работа состоит из  1 файл

Углич.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)


Экскурсия по городу Угличу

 

О печальных и радостных событиях в более чем тысячелетней жизни Углича молчаливо свидетельствуют памятники архитектуры. Помимо величественных сооружений Кремля, соборов, церквей и монастырей, в Угличе уцелели образцы деревянного и каменного зодчества XVIII века в стиле классицизма.

Нашу экскурсию мы начнем с территории Угличского Кремля, на территории которого располагаются Спасо-Преображенский собор, церковь Царевича Дмитрия на крови, палаты Угличских удельных князей, колокольня, Богоявленский собор, здание Угличской городской управы.

Редко бывает так, что природа создает не просто удобное – идеальное место для Кремля. Русла ручья Каменного и реки Шелковки впадают в Волгу параллельно. Осталось лишь отрезать их междуречье рвом (который до сих пор сохранился как колоссальный овраг), и получился остров.

Домонгольский Кремль был несколько меньше современного: тогда речка Шелковка не играла оборонительной роли. Вместо нее Кремль огораживался рвом, остатки которого видны и ныне в виде пруда. Свой современный вид и новый ров Кремль получил в XV столетии, в пору удельного расцвета. Пруд, оставшийся от старого рва, стал внутренней гаванью.

Стены кремля всегда были только деревянными, поэтому до наших дней не сохранились.

Дворец князя служил цитаделью крепости. Он был очень велик, основная часть его раскопана. Дворец был окружен со всех сторон глухой стеной. Глухая стена отделяла его и от Волги. Внушительное впечатление несколько портило то, что второй этаж дворца был все-таки сложен из бревен, зато первый – из кирпича, а центральное здание (палаты угличских удельных князей) - из кирпича на все три этажа. Через единственные ворота сложной формы можно было попасть во внутренний двор, и только оттуда – во все остальные помещения. Строили Дворец мастера – псковичи.

Спасо-Преображенский собор является третьим по счету соборным храмом Угличского Кремля. Известно, что первый уже действовал при Романе Угличском в 1249 году. Затем при Андрее Большом в XV веке собор был коренным образом перестроен. Не исключено, что для росписи храма Андрей Большой призвал Дионисия. К 17 веку фрески так обветшали, что составитель Переписной книги не смог разобрать даже подписи. Храм стоял тогда чуть ближе к Волге, чем теперь. У него была одна глава. В годы Смуты собор пострадал, тем не менее, простоял весь XVII век, и только по его исходу было принято решение о его полной реконструкции. В 1700-1713 гг. на месте полностью разобранного сооружения XV-гo века строится новое. Росписи в соборе сначала сделали в 1713 году, но в наводнение 1719 года их смыло, и нынешние относятся к 1810-1811 годам. Некоторые фрески, например, Преображение, копируют картины Рафаэля. Колокольня возле храма выстроена в 1730 году, и представляет ныне главную вертикаль старого города. Интересно, что колокольня построена, скорее всего, на том самом месте, где и прежде стояли колокола и где пономарь бил в тот самый, сосланный набатный колокол, когда узнал о кончине Дмитрия Царевича.

Церковь царевича Дмитрия «на крови» была построена на месте его гибели. Первоначально была построена часовня, а в 1630 году ее сменила деревянная шатровая церковь. Современное здание строилось с 1677 года до 1692 года. Придел со стороны Волги заменил старое гульбище в XIX-м столетии. Тут же в помещении храма можно посмотреть на набатный колокол, тот самый, что призвал к расправе над убийцами, и который Борис Годунов сослал в Тобольск как «неодушевленного узника». В ссылке колокол был 300 лет (его вернули в 1892 г.), а также носилы Царевича и слюдяной фонарь, которым освещали путь во время перенесения мощей.

Алексеевский монастырь – один из сохранившихся монастырей Углича. Он основан в 1371 году московским митрополитом Алексеем. Главное «чудо» монастыря – это храм Успения Богоматери, который чаще называют Дивной Церковью. Построенная в голодном 1628 году, она стала памятником всем погибшим в годы Смуты. Контраст между ее величием и разрухой, царившей во время ее строительства, поражает и не может быть объяснен. Несмотря на поиски аналогий и на вписанность церкви в канву искусства предыдущего, XVI-гo столетия, точно такого памятника найти так и не удалось. На территории монастыря находится церковь Иоанна Предтечи, которую относят к 1681 году. Стена монастыря (1777 г.) сохранилась только на старинных гравюрах. В неприкосновенности от нее остались лишь Святые ворота, красивые, украшенные изразцами.

Воскресенский монастырь. Первое упоминание о нем относится к 1482 г. (церковные историки уверяют, что основан он во времена княжения Романа, то есть во второй половине XIII века), но тогда он стоял метрах в ста от нынешнего места, точно там, где Троицкий ручей впадает в Волгу, и примыкал изнутри к городскому валу. В Смуту он был разрушен, а его архимандрит, братия и 500 горожан, укрывшихся в монастыре, убиты 16 июня 1609 года. Монастырь совсем заглох бы, если бы не имел счастья видеть в своих стенах юного послушника, который впоследствии стал влиятельнейшим церковным иерархом страны – Иону. Иона Сысоевич, знаменитый митрополит Ростовский, перенес монастырь на так называемые Лужки, и отстроил в своем излюбленном стиле (1674-1677). Это случилось еще до строительства Ростовского кремля и других ярчайших творений Ионы. Воскресенский монастырь – его первенец.

Собор, трапезная и звонница Воскресенского монастыря поставлены в одну линию, как стена, причем по этой стене можно ходить, как по крепостной. Храм Воскресе­ния Христова (с приделами архангела Михаила и апостола Иакова) господствует в этой композиции.

На монастырском кладбище были похоронены предки матери Михаила Романова, Ксении Шестовой. В 1764 году монастырь упразднили, а поскольку он стоял посреди посада, снесли и кельи, и ограды, оставили только храмы.

Напротив монастыря стоит посадский храм, который ныне, после уничтожения стен обители, стал восприниматься как его часть. Это возведенная в 1689-1690 годах церковь Рождества Иоанна Предтечи, поставленная купцом Чеполосовым в память о своем сыне Иоанне (Иване), убитом приказчиком Рудаком. Храм Рождества стоит почти на самом волжском откосе, он очень красив.

Богоявленский монастырь по одной из версий был заложен матерью царевича Дмитрия – Марией Нагой после убийства сына. В древности монастырь находился в Кремле, и лишь в 1661 его перенесли на окраину города.

Храм Смоленской Богоматери (1689-1700 гг.) в XIX столетии пострадал от перестроек (пристроено новое крыльцо, колокольня разобрана).

Федоровская церковь (1805-1811 гг., а по другим данным 1818 г.) возведена полностью в стиле классицизма. Храм расписывался в 1822-1824 гг. и 1862 г.

Богоявленский собор (1843-1853 гг.) строился по проекту К. Тона – знаменитого автора московского храма Христа Спасителя. С его строительством связано следующее предание: на месте собора стоял фруктовый сад, и по весне повадились садиться в нем на отдых три лебедя. Игуменья монастыря после того, как монастырь купил эту землю, восприняла это явление как знамение. В монастыре сохранились кельи, дом настоятельницы, школа и несколько деревянных домов, построенных в стиле классицизма.

 

 



Информация о работе Экскурсия по городу Угличу