Экскурсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:43, доклад

Описание

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике— в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Экскурсия.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Экскурсия

 

Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение  достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод  приобретения знаний. Проводится, как  правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике— в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.

 

Э. возникли в конце 18 — начале 19 вв.; как метод  обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. Э. постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики "Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). Параллельно с учебными с конца 19 — начала 20 вв. стали проводиться Э. культурно-просветительского направления, появились спец. экскурсионные организации. В 1907 при Российском обществе туристов (РОТ) основана организация "Экскурсии по России", в 1914—16 издавался журнал "Экскурсионный вестник" (Москва), в 1914—17 — "Русский экскурсант" (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. В конце 20 — начале 30-х гг. Э. культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акционерное общество "Советский турист", преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 — Центральная станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его организации. После Великой Отечественной войны 1941—45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и обществ. организаций, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране" (1969). Количество экскурсантов возросло с 35 млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные организации, предлагающие св. 15,5 тыс. различных тем Э.: производственных, исторических, природоведческих, архитектурных, искусствоведческих, литературных и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято около 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977). Большую научно-просветительскую и культурно-образовательную экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2 тыс. в 1977), которые ежегодно посещают около 120 млн. чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. н. экскурсионной плотности — количество посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР; в 1977 было свыше 200 ДЭТС, в Э. участвовало около 8 млн. школьников. Советская школа широко использует Э. в учебно-воспитательном процессе: предметные (по учебной программе), производственные (в которых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнического образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные.

 

Экскурсионный метод эффективно применяется в  работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д.

 

В развитых странах Э. стали составной  частью путешествия, одной из его  целей, что привело к появлению  т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций — познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др.

 

Лит.: Крупская Н. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, М., 1959; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.— Л., 1930; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. Н. А. Гейнике, М., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [М.], 1965; Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, М., 1972; Вопросы экскурсионной работы, М., 1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тимрота], М., 1976; Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, М., 1976.

 

  П. С. Пасечный, В. М. Кривошеев.

 

 

 

 

 

 

Что такое экскурсия?

 

Среди различных форм и методов  обуче ния географии видное место  занимает экскурсия.

 

Стоящие перед советской школой учебно-воспитательные задачи требуют  применения активных методов преподавания. По этому методика географии уделяет  большое внимание экскурсии.

 

Несмотря на давность применения экскурсии  и на существо вание обширной, многообразной литературы по этому вопросу, всё-таки методика экскурсий пока ещё слабо разработана и не достигнуто общепризнанного понимания сущности этого вида школьной работы.

 

Самый термин «экскурсия» произошёл  от латинского слова excurro (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно — выведение уча щихся за пределы школы к изучаемому объекту.

 

Экскурсия есть один из видов учебно-воспитательной работы, которая проводится на основе непосредственного восприятия изу чаемого объекта на месте его обычного нахождения и сопрово ждается выходом за пределы школы.

 

Таким образом, экскурсия характеризуется  тремя существен ными признаками: во-первых, на экскурсии обучение и воспита ние проводятся на основе непосредственного восприятия учениками изучаемого объекта. Во-вторых, обучение увязывается с иссле дованием предмета на месте его нахождения, что, в-третьих, требует выхода за пределы школы и движения к изучаемому объекту.

 

 

Трудности проведения экскурсии

 

 Проведение экскурсий в школе  встречает значительные трудности.  Учителю нужно осо знать эти  трудности для успешного их  преодоления. Укажем на некоторые  из них: 

 

1) Школа работает по строгому расписанию. На урок по ка ждому предмету отводится 45 минут. Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может потребоваться два часа и больше, что срывает последующие уроки по другим предметам.

 

Для преодоления этой трудности  надо двухчасовые экскурсии вносить заранее в календарный план, учитывать их при составлении расписания и по возможности экскурсии проводить в послед ние часы занятий. В начальной школе, за редким исключением, один учитель в классе ведёт все предметы. Он легко может выделить время на экскурсии. Труднее находить время учителям, ко торые одновременно занимаются с несколькими классами.

 

2) Провести хорошую экскурсию  труднее, чем дать обычный 

 урок. Многие учителя не имеют  экскурсоводческих навыков. 

 

Нужно на практике учиться проводить экскурсии, накапливать опыт. Первые экскурсии трудны. Потом будут приобретаться знания своего края и методическая экскурсоводческая сноровка; ка чество и эффективность экскурсий будут возрастать. Нужно читать литературу по методике экскурсий и обеспечить себя нуж ными справочниками.

 

3) Отсутствие в некоторых школах  необходимого оборудо 

 вания. 

 

Учителю необходимо вместе с учениками  наладить изготовление самодельных  приборов.

 

4) На экскурсии труднее организовать  занятия детей и под 

 держивать дисциплину, чем в классе.

 

Создание рабочего состояния есть лучшее средство для под держания порядка. Нужно хорошо продумывать  план экскурсии и стремиться к  тому, чтобы все ученики были вовлечены  в учеб ную работу.

 

5) Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей пого

 дой. Иногда из-за плохой  погоды срывается назначенная  экскурсия. 

 

Тут иного  выхода нет, как только перенести  экскурсию на другой день.

 

Все эти  трудности в проведении экскурсий  требуют от учителя дополнительных усилий на их преодоление.

 


Информация о работе Экскурсия