Политический смысл принятия христианства в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Рассмотреть политическую составляющую принятия христианства
Объект исследования :Раннее христианство Древней Руси.
Предмет исследования: Мотивы принятия христианства в
Древней Руси
Гипотеза: Я считаю, что принятие христианства это важный шаг, который повлиял на будущее не только нашей страны, но и всего человечества в целом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Исторические и духовные истоки христианства………………………5
1.1. Исторические истоки………………………………………………………..5
1.2Духовные истоки……………………………………………………………...9
1.3Философские истоки………………………………………………………….13
Глава!! Христианство на Руси…………………………………………………..16
2.1 Возникновение христианства на Руси………………………………………16
2.2 Идеи раннего христианства………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..23
10.Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Храмова КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

    по  природе своей, были близки к религии. Только подвергшись известной философской обработке, новая религиозная идея могла победить классические языческие верования.

    Рассмотрим  более подробно восточные культы, которые пользовались особенным успехом в античном мире на рубеже старой и новой эры.

    В первую очередь это культ Кибелы, или Великой матери богов, синкретического  греко-малоазийского божества, почитание  которого отличалось повышенной эмоциональностью и оргиастичностью. В Кибеле чтили Великую матерь всего сущего, грозную повелительницу людей и животных, служение которой не терпело никаких компромиссов.1

    Большим почитанием пользовался также культ  Исиды, синкретического грекоегипетского божества, импонировавшего чувствам верующих пафосом сострадания и милосердия. Образ Исиды, универсального сострадающего божества, вдвойне интересен, поскольку он был не просто одним из элементов, предуготовлявших христианскую мифологию, но и более конкретно мог повлиять на формирование христианского образа богоматери

    Но  самым примечательным был культ  иранского божества Митры, с которым  Римляне, по-видимому, познакомились  во времена восточных походов  11омпея (60-е годы I века до н.э.). В культе Митры справедливо видят не только одного из главных предшественников, но и прямого соперника христианства, поскольку он обладал во многом теми же притягательными качествами. I 1очитание Митры строилось на основе своеобразной, глубоко разработанной религиозно-мифологической доктрины, элементами которой были важные религиозного сознания того времени представления об извечном космическом дуализме - противостоянии сил добра и зла, венном посреднике в отношениях между богами, но также и между божествами и людьми - боге света и солнца Митре; о загробной жизни и посмертном воздаянии - суде Митры; о конце мира и страшном суде, который будет творить некий спаситель или сам Митра; наконец, о заключительной борьбе между силами добра и зла и конечном торжестве правды.

    При всей популярности охарактеризованных восточных культов, при всей несомненности вклада, который они внесли в предуготовление христианства, надо, однако, признать, что они не стали и не могли стать объектами всеобщего и исключительного почитания. Одним не хватало сострадания и милосердия, другие импонировали религиозным чувствам только части населения (культ Исиды - скорее женщинам, культ Митры - более мужчинам). Во всех случаях ощущался недостаток ярко выраженной идеи мессии - посланца божьего, призванного страдать вместе с людьми и спасти их ценой собственной жертвы. Эти качества будут свойственны иудейскому мессианизму, который и выйдет победителем в борьбе за господство над умами.

    Важным  источником идей и представлений, подготовлявших рождение христианства, была, как уже говорилось, античная идеалистическая философия. Именно она организовала пестрый материал стихийно развивавшихся религиозных представлений в более или менее стройную систему, привнесла в круг религиозно-эмоциональных чувств необходимое логическое начало, что и явилось одним из главных оснований последующей победы христианства. Хотя весь античный идеализм содействовал подготовке духовной почвы для формирования христианской доктрины, все же среди философских предтеч христианства можно различать и более далекие (Пифагор, Сократ, Платон), и более близкие (киники, стоики, гностики). Последние были близки христианству и по духу, а именно своей философской эклектичностью, акцентом на нравственную сторону...

    Сильной стороной киников являлось их нравственное учение, характерными черта-ми которого были воинствующий культ добродетели, отвержение всяких материальных благ и идеализация естественного состояния. Критикой современного мира, погрязшего в пороках, киники в немалой степени подготовили античное общество к восприятию нравственного учения христианства. Своим подчеркнуто воздержанным образом жизни, тем, что обычно именуют аскезой, киники были непосредственными предшественниками первых христианских общин, и в частности тех, которые тяготели к монашеству. 

1.3 Философские истоки

    Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.( Мы почти ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с философией- уделом интеллектуальной элиты.

    Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связь христианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа Филопа Александрийского, впервые применившего идеи философии платонизма)единое божество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения о загробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде .добрых) для истолкования Ветхого завета, Энгельс назвал "отцом христианства", а представителя римских стоиков Сенеку - "дядей "христианства. Можно указать также на этическое направление греческой •философии, берущее начало с Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетель есть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьем душевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанция перенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, а позднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.

      Социально-политическая ситуация  и ее влияние на христианство Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных народов

    Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния  тогдашнего общества: "настоящее  невыносимо, будущее, пожалуй еще  более грозно. Никакого выхода".(( В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения. Однако "во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния"(- По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

    Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. "Но не в этом мире".

    Однако  необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство. Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.

    Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения ;более того, они разъединяли их.

    Христианство  же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала  условиям того времени, когда произошло  смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного опредставителя в лице римского императора. В течение первых веков своего существования христианство претерпело сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум периодам. При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив.

    Вы, пожалуй, спросите, в чем же заключается  политический смысл этой вроде бы не чисто политико- правовой идеи(как и некоторых других). Ответ на этот вопрос можно дать, если взглянуть на результат их воздействия на общество и государство. Мы полагаем, никто не усомниться в том, что сила их действия на человечество оказалась беспримерной. Этим мы хотим сказать, что вся история после Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество. 
 
 
 
 

                  
 
 

Глава II Христианство на Руси

2.1 Идеи раннего христианства Не совпадает с содержанием

    Идея  последовательного хода истории.??????? 

    Сама  тема представляет немалый интерес. И одновременно она представляет Христианство, выступившее как синтезирующая  религия в условиях усугубляющегося социально- политического кризиса трактовала политический процесс как линейную последовательность событий, имеющую начало и конец, зависимую от провидения бога. (Пришла из иудаизма). Такое толкование исторического процесса служило обоснованием для утверждений о гибели Римской империи.

    Как ни своеобразна и независима была жизнь общины, она объективно не могла быть полностью свободной  от взаимодействия с той средой, в которой она появилась, а  проповедь язычникам, которая так  энергично повелась апостолами по всему миру, привела Церковь в непосредственное соприкосновение с этим миром. Это прикосновение ставило перед сознанием церкви крайне трудный вопрос о том, как оценивать мир и как с ним считаться. (На этом этапе четкий вопрос о соотношении государства и церкви еще не поставлен). Основные принципы отношения к миру даны еще в Евангелии.

    Наиболее  древней новозаветной книгой является Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этот источник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся от иудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности, которая впоследствии появилась в Евангелиях.

    Эту книгу пронизывает ненависть  к Риму как источнику зла. Еще  не сложилась в это время христианская догматика, многие важные элементы вероучения отсутствуют.

    Необходимо  отметить, что некоторые находят  в Апокалипсисе революционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержках из Евангелий

    подобного рода: "предаст брат брата на смерть, и отец- сына ... восстанет народ  и царство на царство", или "не думайте, что я пришел принести мир  на землю; не мир пришел я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Такое представление о Христе -бунтаре искусственно. Евангелие- особый источник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия. Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Им противостоят идеи осуждения насилия ("взявший меч от меча и погибнет"). Эти положения больше соответствую духу христианства. Программа и суть христианства не в преобразовании мира, а в спасении души. 

2.2 Идеи раннего христианства

    Вопрос   принятия   христианства   на   Руси   сложен    и    во   многом    не определен. Для 'того чтобы наиболее объективно представить себе сущность этого явления    (очень    часто    трактуемого    как    поворотный    момент    в отечественной   истории),  необходимо,  прежде  всего,  рассмотреть  две основные проблемы:

    1) в какой  фазе развития находилось язычество на момент принятия христианства   и   насколько   оно   удовлетворяло   духовным   запросам населения Киевской Руси;

    2) каковы были причины, толкнувшие Владимира «на путь реформ».

    К концу 10 в. язычество на Руси представляло собой достаточно сложный механизм, в котором причудливым образом сплетались духовные и мировоззренческие понятия, практические наблюдения и хозяйственный опыт. «В истории язычества мы наблюдаем не смену устаревшего возникшим новым, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть, несколько трансформируемое) старое»3... Действительно, в обрядах и культах русичей достаточно ярко проступают фетишистские и тотематические, и анимистические элементы. Более того, многие из них вошли в народное сознание достаточно прочно, что сохранились по сей день (например, ношение в кармане амулетов, клыков животных или камешков причудливых форм).

    Почитание водоемов, камней, деревьев, определенных животных естественным образом переходило в почитание духов вод (русалок), лесов (леших) и т.п. С течением времени персонификация божеств приобретает более конкретный характер. К 9 в. это уже вполне определенная политическая система. Важным здесь является тот факт,

Информация о работе Политический смысл принятия христианства в Киевской Руси