Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:06, контрольная работа

Описание

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

Введение
Причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси
Историческое значение принятия Русью христианства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Религоведение и туризм на печать.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской  Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет» 

Филиал  федерального государственного бюджетного  образовательного учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

  г. Нижний Новгород  Нижегородской области 

Факультет Менеджмента 

Кафедра __________________ 

Дисциплина  Религиоведение и туризм 
 

Контрольная работа 

Тема:  

Принятие  христианства на Руси 
 
 
 
 

   
Выполнил  студент 6 курса ЗФО 

Группа  _ Мб – 62-06

Никанова  Наталья Павловна

   
Проверил

Преподаватель: Яшин В. В.

                                 

Оценка___________________

Дата  «___»______________2011

Подпись преподавателя_____________

   
 
Дата  поступления работы «___»____2011
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011

Содержание: 

Введение

       Причины принятия христианства на Руси

       Крещение  Руси

       Историческое  значение принятия Русью христианства

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

Христианство  в Древней Руси  существовало  еще  задолго  до придания  ему  статуса  официальной  религии,  но оно было слабо распространенным и,  конечно,  не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям  суеверия  диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем  более  должна  была влиять христианская сфера  на  тех  из  славян,  которые  могли  ее  узнать.

Торговые  отношения с Грецией облегчали  для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники,  раньше  и  чаще  славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться  в   христианство  приносили на Русь новое учение,  передавая его славянам.  В княжение Игоря в Киеве  была  уже  христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, в Киев много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень  много  христиан.   Жена  князя  св.  Ольга  также  была  христианкою. Словом,  христианская вера стала хорошо знакома  киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие  идолы и еще существовали жертвоприношения.  Летописец рассказывает,  как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983)  убила двух варягов-христиан,  отца и сына,  за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам».  Но  все   же,   на  это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться. 
 
 
 
 
 

ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ. 

       Официальное крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича, «в последствии получившим наименование Святого».

Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной, мне кажется, можно  считать зарождение на Руси раннего  феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло  существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. «Этот выбор может показаться произвольным лишь на первый взгляд. В действительности он был жестоко обусловлен принадлежностью к определенному региону. Кроме того, оказывают влияние налаженные... политические, торговые, культурные связи». Сухов А. Д. Введение христианства на Руси. Соц. предпосылки и последствия крещения Руси. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).

       Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать  официальной религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.

       Первой  причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что  Коран запрещает вино. Хотя история  Востока дает массу примеров нарушения этой заповеди (султан Селим получил прозвище “маст”, что означает пьяница).

       Владимир  же как известно любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед  в военных походах. Более достоверной  и достаточной мне видится  другая причина.

       Это слабость исламского мира в 80-е г.г. 10 века. «Правители Сирии в 70-е годы 10 века получили ряд серьезных поражений  от Византии... Некогда могущественную державу Саманидов на востоке  мусульманского мира в правление Нуха (976-997 г. г) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е годы 10 века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть».

Принятие  же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия - Анну. Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест, ... стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией. Принятие же Западного варианта христианства означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно об укреплении власти на месте не могло быть и речи.

Из всей массы всемирно-исторического материала, доступного для наших предков, история  Византии представлялась наиболее пригодной  для практического приложения, для  заимствования и справок и примеров в нужных случаях. Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории языческого мира, ни в истории латинского запада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ. 

       В 988 г. Владимир крестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину и под  страхом наказания заставил креститься киевлян и всех руских вообще.

       При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II —Василия Великого.

       Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда  почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением  церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Новгородом, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества. По сообщению «Повести временных лет», Владимир начал строить в городах церкви, назначать священослужителей «и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».

       По  словам историка Я.Н.Щапова: "распространение  христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной  организацией насильно, при сопротивлении  не только жрецов, но и различных  слоев населения". Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н., который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: "Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью". В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление.

       Основная  часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс.

В большинстве  открыто восставших против насаждения христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь.

       Восставшие  повсеместно разрушали храмы, убивали  священников и миссионеров. Восстания  в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в  Суздале, Киеве, Новгороде, в них  слились воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

       Необходимо  обратить внимание на два момента. Первый заключается в том, что восстания  происходили в основном в неславянских землях, где к указанным мотивам  присоединилась и борьба за самостоятельность. Именно с этого времени на Руси начали проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и колонизация соседних земель. Для второго момента характерно удивительное совпадение дат восстаний со смертью князей или их отсутствием, вызванным феодальными распрями, т.е. периоды относительного безвластия. Но причины восстаний в XI в. уже другие. Их начало, как правило, связано с ухудшением экономического положения народных масс, периодическим недородом и многолетним голодом. Между тем, центральное киевское правительство, не обращая внимания на трудности северо-восточных земель, продолжало поборы с населения. Положение усугублялось междоусобными войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную группу — своих идейных врагов, - церковники обвинили их в «колдовстве», в применении вредной «земли» и «потвора», настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями.

       Восстание 1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским и мутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе его также стояли волхвы. Волхвы выбрали удачное время для восстания. Эта социальная группа была и материально заинтересованной стороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа ранненациональной религии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил». Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением, и летописец не считал нужным говорить о ней.

       Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде  было вызвано теми же причинами. Большинство народа шло за волхвами, а не за духовенством, которое защищало интересы знати.

Оба восстания  имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный характер и антицерковный  характер. Безусловно, что социальной основой этой борьбы явились классовые противоречия , но они наносили удары по процессу христианизации, сдерживали ее ход, заставляли церковь приспосабливаться.

Информация о работе Принятие христианства на Руси