Политический смысл принятия христианства в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Рассмотреть политическую составляющую принятия христианства
Объект исследования :Раннее христианство Древней Руси.
Предмет исследования: Мотивы принятия христианства в
Древней Руси
Гипотеза: Я считаю, что принятие христианства это важный шаг, который повлиял на будущее не только нашей страны, но и всего человечества в целом

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Исторические и духовные истоки христианства………………………5
1.1. Исторические истоки………………………………………………………..5
1.2Духовные истоки……………………………………………………………...9
1.3Философские истоки………………………………………………………….13
Глава!! Христианство на Руси…………………………………………………..16
2.1 Возникновение христианства на Руси………………………………………16
2.2 Идеи раннего христианства………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………..23
10.Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Храмова КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ  ВПОИГУ)

ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «история политических учений»

ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В КИЕВСКОЙ РУСИ» 
 
 

Специальность: «Политология 030200» 
 
 
 
 
 

    Выполнил: Храмова О.И

    Студент гр.19111

    Научный руководитель:

    к.и.н, ст.преп. Мясников.Д.А 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011

 

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава I Исторические и духовные истоки христианства………………………5

    1.1. Исторические истоки………………………………………………………..5

    1.2Духовные  истоки……………………………………………………………...9

    1.3Философские  истоки………………………………………………………….13

    Глава!! Христианство на Руси…………………………………………………..16 

    2.1 Возникновение христианства на  Руси………………………………………16

    2.2 Идеи раннего христианства………………………………………………….18

    Заключение………………………………………………………………………..23

    10.Список использованной литературы…………………………………………24

 

Введение 

    Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа.

    Христианство  - одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

    Христианство, так же как и буддизм, а затем  и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования, создало целостное мировоззрение и мироощущение. В основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. В древнерусских обществах длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ей внутренней иерархией различны? божеств. Каждый союз имел своего «главного бога».

    Но  как изменилось общество и изменилось ли вообще после принятия христианства? И был ли в этом политический смысл или этот процесс был спонтанным не обдуманным? На эти вопросы предстоит дать ответ в этой работе

    Данная тема, я считаю, является актуальной в наше время, так как, политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество и на сегодняшний день

    Цель   данной   работы:  Рассмотреть   политическую составляющую  принятия христианства

    Объект  исследования :Раннее христианство Древней Руси. 

    Предмет исследования: Мотивы принятия христианства в

    Древней Руси

      Гипотеза: Я считаю, что принятие христианства это важный шаг, который повлиял на будущее не только нашей страны, но и всего человечества в целом

    Работа  имеет введение, основную часть и  заключение, а так же список использованной литературы.

    Для написания работы были использованы учебники и учебные пособия по религиоведению, теории государства и права. 

 

Глава: 2 Исторические и духовные истоки христианства         1.1     Исторические истоки

    Обращение к античности дает возможность понять не только условия рождения христианства, но и его изначальную сущность, его сложную природу, обеспечившую этой религии особую жизнеспособность, непрерывную регенерацию в различных формах, с разной степенью реализации своих начал, но без утраты основного мистического и реакционного качества. Христианская религия возникла в первые века нашей эры в рамках античного мира в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества - от самих низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельной и образованной верхушки. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.1 Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в Римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

    Политическая  реакция и социально-экономические трудности порождали атмосферу придавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного общества, не исключая и высшие. Однако исторические трудности ощущались больше всего общественными низами

    Ситуация  осложнялась тем, что старые полисные религии все более становились анахронизмом, а поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех. Это лишь усиливало состояние духовного разброда и шатания.

    К исходу старой эры крах античных языческих  религий стал фактом. Но тогда же обнаружилась особенная тяга древнего общества к новой религии -религии сострадания и утешения, что знаменовало собой настоящий духовный поворот, исполненную глубочайшего мистицизма духовную революцию. Разумеется, сущность стремлений и надежд, которые возлагались в античном мире на новую религию, существенно отличалась у разных слоев: у измученных гнетом низов - надежды на скорое пришествие божественного спасителя - мессии, на скорую и по возможности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения; у более обеспеченных и привилегированных групп - на утешение и успокоение чисто духовного свойства.

      Необходимую ему религию утешения античное общество могло найти только само, то есть такая религия должна была возникнуть снизу, в самой гуще народной. При этом она должна была отличаться особым новым качеством, пафосом сострадания, человечностью, и соответственно уровню социально-политического и духовного развития античного общества концентрироваться на культе одного, единого, универсального божества. Такая религия и появилась в начале новой эры - это было возникшее среди глинизированных иудеев христианство. Быстрая или сравнительно быстрая победа этой новой религии над старыми античными культами объясняется именно тем, что она в высокой степени обладала указанными выше качествами. Однажды зародившись, эта новая религия в силу своей открытости, в силу решительного разрыва с ритуалом и догмами старых верований, в том числе и иудейских, скоро стала центром притяжения для всех, кто искал утешения в вере.

    В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было интересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.

       Однако характерно было практически  всеобщее обращение за мистическим,  иллюзорным утешением в условиях, когда общество изверилось в  возможностях реального переустройства. Принятие во внимание столь отчетливой в христианстве мистико-этической стороны очень важно для понимания последующей живучести этого вероучения, той притягательной силы, которой оно долго обладало, а отчасти и обладает в глазах всех страдающих и сломленных духом. Вместе с тем важно и то, что, родившись в условиях античного общества, христианство усвоило целый ряд ценностей, созданных античной цивилизацией, как духовного плана (элементы этических представлений и философских учений, литературные формы и приемы и пр.), так и более осязаемого, так называемого институционного, и прежде всего саму общинную форму организации, постепенно развившуюся в церковь. Через эту общинную организацию христианство восприняло главнейший принцип социального устройства, выработанного древними народами еще в доклассовый период. Названные культурные ценности сообщили христианству   дополнительную силу и жизнестойкость, благодаря которым оно долго, с успехом меняя свой лик, приспосабливалось ко все новым и новым условиям. Христианство как религиозное явление, как порождение мистического сознания с самого начала было окутано таким покровом легенд и фантазий, обладало столь страстным, бросающим вызов всякой логике, эмоциональным началом, что его усвоение и  постижение объявлялось христианскими доктринерами делом веры.        Создателями христианства это ощущалось с самого начала, а довольно скоро это убеждение обрело и осознанную литературную форму. Уже на рубеже П-П1 веков, то есть спустя каких-нибудь полтора столетия после возникновения первых христианских общин, христианским писателем         Тертуллианом было сформулировано и с вызовом противопоставлено всех инакомыслящим кредо христианской теологии: «Вот правило, или символ, нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единым бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков. Мы веруем, что слово сие есть сын божий, многократно являвшийся патриархам под именем бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию бога духа святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это - господь наш Иисус Христос., проповедовавший новый закон в новое обетование царства небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную отца своего. Что он вместо себя послал духа святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею.    Что, в конце концов, он придет с великой славой даровать своим святым жизнь вечную и неизреченное блаженство и осудить злых людей на огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей» . Разумеется, эти положения могли быть приняты только на веру. Однако инакомыслящих этот символ веры удовлетворить не мог. 1-л о фантастичность была непостижима средствами логики, и те, кто хотел оставаться на позициях рационалистического знания, должны были, взяв под сомнение фантастические догматы христианства, обратиться к фактам, документам, источникам и в них попытаться найти разумное объяснение явлению христианства. Такой подход был нащупан и опробован уже в древности первоначальными критиками христианства, представителями языческой интеллигенции, хранившей   вер-Ранович А.Б. «11ервоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы», М., 1933, с. 166

       Окончательное торжество этой религии знаменовало слабость античного государства и предвещало скорую гибель самой классической цивилизации. При всем том религия Христа стала прямым порождением отживающей древней цивилизации. Способность к развитию и скорое торжество этой религии были обусловлены причудливым, но отвечавшим потребностям времени сплавом различных духовных элементов, выработанных классической древностью. Представление об этих элементах является непременным условием постижения сути христианства, а потому нам необходимо ближе познакомиться с идейными, духовными истоками этой вновь родившейся религии. 

    1.2 Духовные истоки

    Христианство  родилось в античном мире, где основными  народами были греки и римляне, Их своеобразное историческое сотрудничество составило основу мировой Римской империи. Следовательно, когда мы говорим о тяготении населения античного мира к новой религии, необходимо иметь в виду именно эти два народа, их духовную метаморфозу. В поисках новой веры естественным было обращение древних греков и римлян от своих традиционных верований к тем культам, которые хотя и не были новыми в собственном смысле слова, но для народов античного мира оказались и достаточно новыми, и весьма притягательными. Речь идет о ряде восточных культов, которые привлекали население античного мира своей относительной новизной, а также повышенным мистериальным характером. Люди с особой охотой готовы были искать религиозное утешение в неожиданно открытых мистериях, суливших возможность необычной, живой связи с богами. Вместе с тем важно было и то, что заимствованные с Востока культы нередко обладали целым арсеналом идей, которые давно уже были выработаны древней цивилизацией Востока, а теперь стали необходимы и античному миру. Это и универсальный характер божества, и более или менее определенный монотеизм, и, наконец, в особенности мессианизм, то есть идея божественного спасителя, что должно было особенно импонировать подавляющему большинству населения античного мира к началу новой эры.

    Восточные культы оказались, таким образом, естественным источником, откуда должны были черпать идеи и представления творцы новой религии Христа. Другим источником явилась античная философия, обращение к которой для новых богостроителей было тем более естественным, что их выступление было выступлением протеста, а стало быть, и предлагаемая ими новая вера должна была опираться на доказательство, иметь вид учения, доктрины. Здесь помощь могла оказать именно античная философия, - разумеется, такие ее формы, которые тоже носили до известной степени оппозиционный характер и притом,

Информация о работе Политический смысл принятия христианства в Киевской Руси