Христианство и Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:31, реферат

Описание

Влияние христианства на культуру, архитектуру, политику и жизнь Киевской Руси. История возникновения христианства на Руси.
Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, который начался раньше времен правления Владимира, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения.
Существует концепция, что христианство известно славянам с незапамятных времен. Так в «Начальный свод» летописи 1116 г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил-де в своё время путешествие на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Иван Грозный заявлял : «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим..». Но эта легенда совершенно безосновательна, так как Киев и Новгород совершенно не лежат на пути из Греции в Рим, да и зафиксирован данный факт более нигде не был.
Но следует понимать, что процесс христианизации Руси начался за несколько столетий до княжения Владимира. В те времена славяне проводили систематические военные походы на Византию, и неминуемо были ознакомлены с религией и культурой обитателей. Так же, наверняка, торговые связи с Византией и контакты с частично христианизированными хазарами непременно принесли на Русь знания о христианстве. Однако из всех князей до Владимира лишь княгиня Ольга приняла христианскую веру

Содержание

Оглавление
Христианизация Руси 3
Христианство при Владимире 3
Христианство при Ярославе Мудром 4
Церковь и «Русская Правда» 5
Раскол в церкви и государстве 10
Церковь в период татаро-монгольского ига 12
Церковь и культура 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Христианство и Киевская Русь.docx

— 45.15 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ГОУ  ВПО «СГГА») 
 

                                              Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

 

НА  ТЕМУ: 

«Христианство и Киевская Русь» 
 
 

                     Выполнил:  Голиков М.В.

                     Проверил:   Фёдорова Г.И. 
                 
                 
                 

НОВОСИБИРСК, 2011г

Оглавление

Христианизация  Руси3

Христианство  при Владимире3

Христианство  при Ярославе Мудром4

Церковь и «Русская Правда»5

Раскол  в церкви и государстве10

Церковь в период татаро-монгольского ига12

Церковь и культура13

Заключение15

Список  используемой литературы16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Христианизация  Руси.

    Христианизация  Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, который  начался раньше времен правления  Владимира, а конец датируется несколькими  столетиями позже его княжения.

    Существует  концепция, что христианство известно славянам с незапамятных времен. Так  в «Начальный свод» летописи 1116 г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил-де в своё время путешествие на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Иван Грозный заявлял : «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим..». Но эта легенда совершенно безосновательна, так как Киев и Новгород совершенно не лежат на пути из Греции в Рим, да и зафиксирован данный факт более нигде не был.

    Но  следует понимать, что процесс  христианизации Руси начался за несколько  столетий до княжения Владимира. В те времена славяне проводили систематические  военные походы на Византию, и неминуемо  были ознакомлены с религией и  культурой обитателей. Так же, наверняка, торговые связи с Византией и  контакты с частично христианизированными хазарами непременно принесли на Русь знания о христианстве. Однако из всех князей до Владимира лишь княгиня  Ольга приняла христианскую веру.

    Христианство  при Владимире.

    После становления Владимира единоличным  главой Киевской Руси, он установил  святилища в честь группы языческих  божеств близ своего дворца. Главным божеством этого святилища был Перун, который ранее не пользовался почитанием на Руси. Добрыня, которого Владимир посадил в Новгороде на правление, так же поставил идол Перуна над рекою Волхвом, и новгородцы приносили ему жертвы как богу. Таким образом Владимир пытался создать единый культ Перуна, «киевского бога», не исключая местных богов, но подчиняя их центральному. Позднее Владимир осуществил единый государственный культ, приведя Русь к христианству.

    События «Крещения Руси» не ясны. Летопись говорит, что к Владимиру являлись полы от народов, исповедующих различные  религии, и убеждали его принять  свою веру. Однако Е.Е. Голубинский и  большинство историков считают  этот факт неисторичным, основываясь на то, что в более ранних источниках никаких сведений о приходе миссионеров различных религий в Киев не имеется. И так, ясно, что в конце 80-х годов X в. Князь Владимир христианскую веру от византийского духовенства. Мотивы, побудившие Владимира принять христианство ясны. Ему требовалась религия, которая должна укрепить централизованную власть и государство, а также Византия стала политическим и экономическим союзником Руси на юге. После принятия христианства Владимиром перед ним встала иная, более трудная задача – христианизация всей Руси. Водное крещение стало событием, которое убеждало людей в ложности старой веры и истинности новой. Вот как это описывается в летописи. Князь послал по всему городу глашатаев со словами: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг". "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах". После началось крещение всей Руси. У людей не было выбора. Знать с радостью принимала новую веру, т.к. была заинтересована в этом,  а низы завоевывались постепенно. Иногда христианизация встречала сопротивление, но оно подавлялось. Народные массы видели в христианстве развитие феодальных отношений, оно воплощало в их глазах те порядки, которые были развиты в христианских странах.

    Христианство  при Ярославе Мудром.

    Несмотря  на то, что Владимир крестил Русь, основателем русской церкви стал его преемник Ярослав Мудрый (1015-1054). В летописи это охарактеризовано так, что Владимир землю вспахал  и размягчил, а Ярослав ее засеял.

    Ярослав Мудрый понимал, что церковь может  помочь ему сохранить единство государства. Церковь не могла развиваться сама собой и в данных условиях князь был вынужден пользоваться помощью и руководством Византии. В 1037г. Русь получила из Византии первого метрополита – грека Феофемпта. Киевская метрополия быстро выросла и даже стала богатейшей из состава византийской патриархии. Но через назначаемых и поставляемых метрополитов Византия могла оказывать влияние на политические дела в государстве. Ярослав сделал все, чтобы избавиться в церковном отношении от установившейся вначале зависимости. Ярослав понимал, что фундаментом церкви  являются кадры низшего духовенства и в 1030 г. только в Новгороде князь собрал 300 человек для обучения в приходские священники. В 1074 г. он поставил митрополитом русского священника Илариона. Важным делом было замещение еписпокских кафедр. Комплектованию состава высшего духовенства способствовали монастыри, в которых было не мало представителей высших слоев населения. Вскоре церковь укрепилась, состав высших слоев духовенства был разбавлен «своими» людьми, а низшая часть и вовсе была заменена ими. Церковь превращалась в мощный политический и хозяйственный механизм, доходы ее возрастали. Церковь более не нуждалась в материальной поддержки князей, скорее она начала поддерживать их. Она освящала светскую власть, оказывала ей идеологическую поддержку.

    Церковь и «Русская Правда».

    Судебная  власть церкви устанавливалась над  всем христианским населением Руси, по определенным делам. Над некоторыми группами населения церковный суд  устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных  земель. В целом ряде случаев действие церковных уставов накладывалось  на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда. 

    В Русской Правде не раз встречаются  замечания, что так “судил” или  “уставил” Ярослав. Но в Правде можно встретить несколько постановлений, изданных преемниками Ярослава, его  детьми и даже его внуком Владимиром Мономахом. Русская Правда была плодом законодательной деятельности не одного Ярослава. 

    В Русской Правде нет одной важной особенности древнерусского судебного  процесса, одного из судебных доказательств  – судебного поединка или поля. Между тем сохранились в древних  источниках истории России следы, указывающие  на то, что поле практиковалось как  до Русской Правды, так и долго  после нее. Этот документ игнорирует его, не хочет признавать. Можно объяснить это непризнание: духовенство настойчиво на продолжении веков проповедовало против судебного поединка, как языческого остатка, обращаясь даже к церковным наказаниям, чтобы вывести его из практики русских судов, но долго его усилия оставались безуспешными. 

    По  разным спискам, Русская Правда является в нескольких основных редакциях. Краткая  редакция попадается чаще в памятниках чисто литературного свойства, не имевших практического судебного  употребления, в летописях. Пространная  Правда встречается большей частью в Кормчих, иногда в сборниках  канонического содержания, которые  носили название Мерила праведного. Эта  редакция Русской Правды встречается  среди юридических памятников церковного или византийского происхождения, принесенных на Русь духовенством и  имевших практическое значение в  церковных судах. Древняя русская  Кормчая– перевод византийского Номоканона, о чем уже говорилось выше. Номоканон –свод церковных правил и касающихся Церкви законов византийских императоров. Этим сводом и руководствовалась древнерусская Церковь в своем управлении и особенно в суде по духовным делам. Византийский Номоканон, наша Кормчая, является в нашей письменности с целым рядом дополнительных статей. Одной из них, а не самостоятельным судебником, является Русская Правда, которая составлялась под влиянием памятников византийского права. Составители, ничего не заимствуя дословно из этих памятников, ими руководствовались. Читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой руководствовались ее составители в своей работе. Этим объясняется, почему в Русской Правде нет постановлений о политических преступлениях, которые не подлежали церковному суду, об оскорблении женщин и детей и об обидах словом, которые разбирались исключительно церковным судом на основании не Русской правды, а особых церковных законов. 

    Церковь судила всех христиан, духовных и мирян, по некоторым делам духовно-церковного характера, а некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам, церковным  и нецерковным, гражданским и уголовным. Для церковного суда над этими христианами по нецерковным делам и был необходим церковным судьям писаный свод местных законов. Эта необходимость обуславливалась двумя причинами:

    1) первые церковные судьи были  греками или южными славянами,  не знавшими русских юридических  обычаев;

     2) этим судьям был нужен такой  свод законов, в котором были  бы устранены или изменены  некоторые обычаи, особенно претившие  нравственному и юридическому  чувству христианских судей, воспитанных  на византийском церковном и  гражданском праве. 

    Этими потребностями и была вызвана  в церковной среде попытка  составить кодекс, который воспроизводил  бы действовавшие на Руси юридические  обычаи применительно к изменившимся под влиянием Церкви понятиям и отношениям. Плодом этой попытки была Русская  Правда. 

    Изначальными  источниками Русской Правды были: “закон русский”, то есть обычное право  древней языческой Руси, который  и лег в основу Русской Правды, был основным ее источником. Так  же составители пользовались и другими  источниками, которыми служили постановления, изменявшие или развивавшие древний  юридический обычай Руси. Такими источниками  были: законодательные постановления  русских князей, судебные приговоры  князей по частным случаям, законодательные  проекты духовенства, принятые князьями. 

    Главное содержание Русской Правды составляет юридическое определение деяний, которыми одно лицо причиняет вред другому. За некоторые из тех деяний закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх  того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первого рода–  гражданские правонарушения, деяния второго рода –уголовные преступления. Русская Правда отличала личное оскорбление, обиду, нанесенную действием лицу, от ущерба, причиненного его имуществу, но и личная обида, физический вред, рассматривался законом преимущественно с точки зрения ущерба хозяйственного. Она строже наказывала за отсечение руки, чем за отсечение пальца, потому что в первом случае потерпевший становился менее способным к труду, т. е. приобретению имущества. Смотря на преступления преимущественно как на хозяйственный вред, Правда карала за них возмездием, соответствующим тому материальному ущербу, который они причиняли. Русская Правда обращает мало внимания на мотивы преступления и не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Правда не знает преступлений нравственного характера, ей чужда мысль о нравственной справедливости. 

Информация о работе Христианство и Киевская Русь