Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Матриархат…………………………………………………………….…..4
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..……………4
1.2 Матриархальные общества……..……………………………………….6
1.3 Матриархат в истории и мифологии…………..……………………….8
1.4 Матриархат и феминизм…..……………………………………...........11
1.5 Матриархат в современном мире…..…………………………………12
Глава 2. Патриархат…….………………………………………………................14
2.1 Патриархат в гендерных отношениях………..……………………….14
2.2 Патриархальная семья…………..………………………………...........15
2.3 Точка зрения феминизма…..…………………………………………..16
2.4 Ослабление патриархальной семьи..………………………………….17
Глава 3. Эндогамия и экзогамия…………….…………………………................19
Вывод……………………………………………………………………………….24
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии.docx

— 77.98 Кб (Скачать документ)

    Эд. Тайлор находит, что экзогамия явилась результатом сознательного стремления первобытных людей к миру, который в значительной мере гарантировался взаимными браками. «Дикие племена - говорит он, - имели перед собою практическую альтернативу между браками извне и взаимным истреблением». Что экзогамия имела благотворное влияние на социальные отношения - это несомненно, но крайне сомнительно, тем не менее, чтобы мотивы мира создали экзогамию. Для целей мира гораздо целесообразнее были бы ограничения территориальные (т. е. запреты между лицами одной и той же территориальной группы), чем родственные; между тем, соседство и отдаленность не играют никакой роли в брачных запретах. Далее, для целей мира не было надобности различать в брачующихся родах восходящих и нисходящих, с одними дозволять, с другими запрещать браки, различать между детьми братьев и сестер; наконец, следовало бы ожидать поощрения браков между самыми отдаленными по родству лицами, между тем как сам Тайлор констатирует, что наиболее частая форма экзогамии - браки между детьми братьев и сестер.

    Наука, таким образом, не выдвинула ни одной вполне удовлетворительной теории происхождения экзогамии. Одно начинает теперь выясняться при изучении брака у первобытных народов: экзогамная регламентация не ограничивается только запретами внутренних браков, но в то же время требует обязательных браков в строго определенных родственных группах. Мало того: как это выяснено Тайлором относительно австралийских племен, самые излюбленные и часто обязательные формы экзогамии – это браки между потомством братьев и сестер, т. е. браки между наиболее близкими по крови лицами, так что целью экзогамной регламентации могло именно служить стремление объединять в родовом союзе мужчин и женщин одного общего происхождения - стремление, легко объяснимое важностью роли культа предков в родовом союзе и необходимостью, поэтому избегать приема путем брака чуждых по крови лиц. Если принять во внимание универсальность института культа предков и его огромную роль в жизни рода, то роль его в происхождении экзогамии станет совершенно понятной. 
 
 
 

  Вывод 

    Образно развитие государства или общества можно представить в виде человека, идущего на двух ногах, имя которым  патриархат и матриархат. Если одна нога будет делать шире шаги, чем  другая, человека будет уводить в сторону от прямого пути. А если при этом одна нога будет вообще стоять, то он будет крутиться на одном месте. Так и общество будет либо уходить в сторону от магистрального пути развития человечества, либо вообще топтаться на одном месте, если полностью восторжествует матриархат или патриархат. Все дело в гармонической соразмерности шагов обеих ног. Когда преобладает патриархат — народ ругает правительство; когда верх берет матриархат — народ не доволен положением в стране. А когда народ бывает доволен? А никогда! И в этом заключается неиссякаемый источник прогресса человечества.

    Прогресс  так же зависит от вида брачных  отношений, царящих в обществе. Если при матриархате запрещалось заключать браки в своем роде, во избежание кровосмешения, т.е. распространена была эндогамия, то в патриархальных обществах, напротив, для сохранения чистоты крови, имущества, - экзогамия. В современном мире все больше и больше набирает обороты эндогамия, но нельзя с уверенностью сказать, что через 50, 100 лет в обществе не будет доминировать кровнородственные браки.

    Идеальное общество – это общество без яркого лидерства той или иной общественной системы. Но, так как в мире нет  ничего идеального, то и нам придется жить с перекосом то на матриархат, то на патриархат; то на экзогамию, то на эндогамию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература 

  1. Думанов Х.М., Першиц А.И. Матриархат: новый взгляд на старую проблему. – М.: «Вестник Академии наук», 2000. – 627 с.
  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Соч., 2 изд., т. 21 -  Л.: 1934.
  3. Пазий И. Был ли матриархат?: «Школа жизни, познавательный журнал», 2008.
  4. Алексеев В.Т. История первобытного общества. – 6-е изд. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
  5. Конституция РФ, статья 19
  6. http://www.antiwomen.ru
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://dic.academic.ru

Информация о работе Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии