Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Матриархат…………………………………………………………….…..4
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..……………4
1.2 Матриархальные общества……..……………………………………….6
1.3 Матриархат в истории и мифологии…………..……………………….8
1.4 Матриархат и феминизм…..……………………………………...........11
1.5 Матриархат в современном мире…..…………………………………12
Глава 2. Патриархат…….………………………………………………................14
2.1 Патриархат в гендерных отношениях………..……………………….14
2.2 Патриархальная семья…………..………………………………...........15
2.3 Точка зрения феминизма…..…………………………………………..16
2.4 Ослабление патриархальной семьи..………………………………….17
Глава 3. Эндогамия и экзогамия…………….…………………………................19
Вывод……………………………………………………………………………….24
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии.docx

— 77.98 Кб (Скачать документ)
  • уступать женщине сидячее место в транспорте, театре, прочих общественных местах и т.п.
  • просто уступать женщине в непринципиальном споре, беседе и т.д.
  • подавать женщине руку при выходе из транспорта
  • пропускать женщину вперед, открывая перед нею дверь
  • дарить женщине цветы и делать комплементы, соблюдать прочие ритуала уважения

    Это просто названные навскидку «пережитки» матриархата. Конечно, не все соблюдают эти правила этикета. Не во всех культурах, возможно, они присутствуют. Однако, более или менее, понятно, что даже в мусульманских странах принято глубокое почтение к матери, а так называемые ограничения для женщин созданы для их безопасности. Вероятно, в реликтовых племенах, которые в небольшом количестве можно встретить сегодня, мы встретим объективный принцип матриархата, выражающийся в преклонении перед необходимостью и возможностью продолжения жизни. В современном цивилизованном обществе мы видим сосредоточение экономических и политических ресурсов преимущественно у мужчин. Но эти ресурсы – всего лишь инструменты, подобные копью древнего охотника. При помощи этих инструментов мужчина все так же обеспечивает стабильность женщины.

    Есть  еще один достаточно верный признак  матриархата в современном мире – культовые монументы, олицетворяющие наиболее абстрактные и фундаментальные  ценности человечества, представлены в женском обличии. Имеется в  виду Статуя Свободы в США, немецкая Женщина-Германия – олицетворение  воинствующей национальной гордости, Родина-Мать – социалистический символ, на который не смеет покуситься новая  политическая элита. Есть культовые  монументы, изображающие и мужчин, но они посвящены либо каким-то конкретным людям, либо менее абстрактны и фундаментальны. То есть воплощение главных ценностей  человечества по-прежнему выражается в женщине. Возможно, это происходит от того, что созданием культов  и утверждением общественных приоритетов  занимаются в основном мужчины. Но сегодня, как никогда прежде, влияние женщин велико и в политике, а в социальной сфере женщина начинает занимать лидирующее место.

    Надо  отметить, что ошибочно считать, по мнению большинства ученых, матриархат формой политического устройства, потому что матриархат, как было сказано  в начале,  не подразумевает строгой  иерархии и подчинения, кроме коллективного  контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Патриархат

    Переход от матриархата к патриархату  совершался в ходе значительного  развития производственных сил и  повышения производительности труда  во всех видах первобытнообщинного  хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение  частной собственности. Повсюду  происходит вытеснение мужчиной женщины  из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно  домашней работой. 

Патриархат  (от греч. patér — отец и árcho — управляю, властвую; буквально — «отцевластие») – форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье.   

    2.1 Патриархат в гендерных отношениях

    Все известные общества являются патриархальными, хотя имеются различия в степени патриархальности и природе власти мужчин над женщинами. У специалистов нет ни единого мнения, ни сколько-нибудь точных данных о характере гендерного взаимодействия в самом далеком прошлом. Одни из них считают, что времена палеолита и неолита – 50-20 тысяч лет тому назад – были гендерно нейтральными, другие говорят, что на заре истории царил матриархат.

    Самые строгие исследователи доказывают, что история человечества изначально складывалась как история мужского доминирования, иерархически выстроенных мужского и женского статусов. Данную точку зрения разделяет, например, Э. Гидденс. Он утверждает: «Хотя роли, которые играют в различных культурах мужчины и женщины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины». По его мнению, всеобщая распространенность патриархата обусловлена не господством мужской физической силы, а в первую очередь материнскими функциями женщин, ввиду того, что частые роды и хлопоты по уходу за детьми делают их зависимыми от мужчин, в том числе и в материальном отношении.

    Схожую  точку зрения развивает канадская  исследовательница О'Брайен. Она доказывает, что идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства – в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархальный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчиняются его предписаниям.

    Ни  одна из вышеприведенных точек зрения на характер гендерных отношений  в доисторическую эпоху не получила окончательного признания.

      Очевидно другое: с началом так называемого исторического времени – примерно 7-5 тысяч лет тому назад, в момент, когда возникает тот тип общественной организации, который социологи определяют как традиционное общество, патриархат является узаконенной системой отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополняемости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство. Женщине – дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений. Она – объект его власти. Как справедливо отмечает Р. Айслер, выстроенные таким образом гендерные отношения – самые фундаментальные из всех человеческих отношений, их матрица «глубочайшим образом воздействуют на все наши институты, … на направление культурной эволюции».

    Авторитет мужской силы, право силы, утвердившееся  в гендерных отношениях, превращается в основание всех известных человечеству авторитарных режимов – власти вождей рода, «отцов» народов, монархов, диктаторов. И пока гендерное неравенство сохраняется, существует и потенциальная возможность существования власти авторитарного типа.

    Такая авторитарная власть опирается не только на аппарат физического принуждения  и грубого насилия. Это и методы культурного воздействия, формирования стереотипов должного социального  поведения; методы социализации, воспитания; идеологической обработки сознания с помощью языка, культурных образцов. Такие методы надежным образом оберегают власть имущих – в данном случае мужчин – от бунта подчиненных – женщин.

    Самый типичный, на поверхности лежащий пример – нормы языка. Скажем, практически во всех европейских языках понятие «мужчина» равнозначно понятиям «муж» и «человек». Понятие «женщина» не является синонимом понятия «человек». Это значит, что он – полноценный представитель человеческого рода. А женщина – лицо социально не значимое, не включенное в человеческое общество. Таким образом, нормы языка фиксируют патриархальную установку на мужскую власть. 

    2.2 Патриархальная семья

    Ранее считалось, что исторически патриархальная семья – это форма семьи, сменившая  матриархальную семью. Однако большинство  современных исследователей придерживаются мнения, что патриархат господствовал и на ранней стадии развития человеческого общества.

    Патриархат характеризуется, в частности, такими признаками как патрилинейность (счет происхождения детей, родства и наследств по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или в доме мужа, выбор места проживания семьи мужа), моногамия (единобрачие) или полигиния (многоженство).

      Вообще патриархальная семейная  община включала в себя 3-5 поколений  ближайших родственников по линии  отца, потомков одного предка, с  женами мужчин данной группы. Таким образом, в семье насчитывалось  до 200-300 человек.

    Жизнью  всех ее членов руководит семейный совет. Повседневным же трудом распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет право вмешиваться, распоряжается «старшая», и их положение является пожизненным. Имущество семейной общины считается неделимым и неотчуждаемым. Такая патриархальная семья постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца.

    При патриархальном укладе жена воспринималась как «собственность» мужа, поэтому работать в не дома или учиться женщинам запрещалось. Поскольку жена  являлась имуществом мужа, а дочь – имуществом отца, у многих народов сам брак представлял своего рода «покупку» невесты женихом у ее отца, уплатив ему стоимость женщины, так называемы «калым».

    Выйти замуж женщина могла только один раз в жизни, однако на мужчин данное право не распространялось. После  смерти мужа вдовы оставались не нужными  обществу, так как их никто не брал в жены, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношения вдов до сих  пор существует в Индии (сати), подобные обряды ранее наблюдались в Китае, у древних германцев и славян.  

    2.3 Точка зрения феминизма

    Многие феминисты считают патриархат основой, на которой построено большинство современных обществ, однако устаревшей моделью семейных отношений, не отвечающей потребностям современности, таким как участие женщин в производстве и общественной жизни. При патриархальном укладе семья и дети – единственная сфера реализации женщины в жизни. Феминисты утверждают, что необходимо и крайне желательно отступить от этой модели для того, чтобы достичь правового и социального равенства полов. Хотя феминизм — это термин, который вошёл в широкое употребление с 1970-х гг. как инструмент, позволяющий бороться за более широкие права женщин, некоторые думают, что это не совсем точный термин, так как, по их мнению, «феминизовать» мужчину означает подвергнуть его символической кастрации.

    Противники  этой формулировки предлагают использовать другой, более пригодный с их точки  зрения и менее спорный термин эгалитаризм (от фр. egalite «равенство»). Некоторые критики не соглашаются с таким отношением к патриархату, так как они считают, что феминисты слишком упрощают сложные явления в обществе, и что роли, предписанные мужскому и женскому полу, не обязательно их ограничивают. Другие авторы резко критикуют феминистов за их предполагаемое стремление заменить патриархат на матриархат — общественный порядок, который вызывает не меньшее количество споров, чем патриархат.

    После взятия курса на равноправие был  разрушен институт патриархальной семьи  как крепкой основы общества. Феминистки активно борются за равноправие, сохраняя неравенство обязанностей. Так, например, в России был отклонён законопроект, предписывающий женщине, состоящей в браке, делать аборт  лишь с согласия мужа, а в Швеции – снимающий с женщин привилегии по ненадобности службе в армии. 

      2.4 Ослабление патриархальной системы

    На  мировых экранах не раз показывали один из продуктов голливудской киноиндустрии  – фильм Джеймса Камеруна «Титаник». В отличие от многих других блокбастеров, данные фильм повествует о реальной трагедии, произошедшей в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане. Деталь, на которую мало кто обращает внимание: практически все 1523 погибших были мужчинами. В том числе богатейший человек того времени – мультимиллионер C.Astor. Все просто: первыми места в шлюпках занимали женщины и дети.

    Причина – в законах патриархата, по которому за свои повышенные права мужчина  платил повышенной ответственностью. Платил, в том числе, и своей  жизнью. Патриархат признавал половое  неравенство как естественное природное  качество. И именно с борьбы за «равные  права» началось его разрушение.

    XX век ознаменовался принятием  массы законодательных актов  на государственном и международном  уровне, утверждающих равноправие.  Равенство мужчин и женщин  перед законом отражено в большинстве  западных конституций, а так же в статье 19 Конституции РФ. 

Статья 19

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, половой, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Информация о работе Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии