Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Матриархат…………………………………………………………….…..4
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..……………4
1.2 Матриархальные общества……..……………………………………….6
1.3 Матриархат в истории и мифологии…………..……………………….8
1.4 Матриархат и феминизм…..……………………………………...........11
1.5 Матриархат в современном мире…..…………………………………12
Глава 2. Патриархат…….………………………………………………................14
2.1 Патриархат в гендерных отношениях………..……………………….14
2.2 Патриархальная семья…………..………………………………...........15
2.3 Точка зрения феминизма…..…………………………………………..16
2.4 Ослабление патриархальной семьи..………………………………….17
Глава 3. Эндогамия и экзогамия…………….…………………………................19
Вывод……………………………………………………………………………….24
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии.docx

— 77.98 Кб (Скачать документ)

Содержание

    Введение……………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Матриархат…………………………………………………………….…..4

      1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..……………4

      1.2 Матриархальные общества……..……………………………………….6

      1.3 Матриархат в истории и мифологии…………..……………………….8

      1.4 Матриархат и феминизм…..……………………………………...........11

      1.5 Матриархат  в современном мире…..…………………………………12

    Глава 2. Патриархат…….………………………………………………................14

      2.1 Патриархат в гендерных отношениях………..……………………….14

      2.2 Патриархальная семья…………..………………………………...........15

      2.3 Точка зрения феминизма…..…………………………………………..16

      2.4 Ослабление патриархальной семьи..………………………………….17

    Глава 3. Эндогамия и экзогамия…………….…………………………................19

    Вывод……………………………………………………………………………….24

    Литература………………………………………………………………................25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Человечество  прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличался определенным уровнем и характером общественных отношений: культурных, экономических, религиозных. Самым крупным, наиболее длительным этапом в жизни человеческого  общества было время, когда не существовало государства и права в современном  смысле слова. Этот период охватывает первое тысячелетие от появления  человека на земле, до возникновения  классовых обществ и государств. В науке за ним закреплено название первобытного общества или общинно-родового строя.

    Современная антропология доказала, что человек  современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно  не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные  образования появились лишь около  пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет  люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или  ее еще называют первобытно-родовой  общиной - род, племя, их объединения.

    У большинства народов мира родовой  строй в своем существовании проходит два основных этапа - матриархат и патриархат. Но и сейчас не забывают про них, так как постоянно идет гласная и негласная борьба между женским и мужским полами за право главенствовать или диктовать свои условия. Поэтому целью работы является понять основные особенности этих этапов, противостояние которых в современном мире очень актуально, а также затронуть такие виды брачных отношений как эндогамия и экзогамия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Матриархат 

    1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения

    Начну с того, что матриархат происходит от латинского слова matris –мать и греческого arche – начало, власть, то есть буквально можно перевести как «женовластие».

    В словарях даются такие определения:

  • Матриархат – это такая форма общества, в котором лидирующую роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.
  • Матриархат – это одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу.
  • Матриархат – это форма правительства, сформированного исключительно из женщин, или в котором доминируют женщины.

    Сразу надо оговориться – никаких документальных свидетельств о жизни матриархата нет – государство и письменность создавались везде под властью мужчин.… Поэтому вокруг матриархата ходить много домыслов и фантазий, так же как и недопониманий и недомолвок. Любые факты для рассуждения являются косвенными, а любые обряды, предположительно оставшиеся от матриархата, – описаны уже в патриархальном обществе. И вообще все исторические события не могут быть абсолютно достоверными, потому что стечением времени они подвластны изменениям под влияниями различных человеческих мнений, культурных ценностей и так далее. 

    Теория  матриархата возникла в русле  естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозицию патриархальной теории общественного устройства, доминирующего в европейской науке со времен Платона и Аристотеля.

    Первым  период женского господства выделил  швейцарский ученый И.Я. Бахофен в своей книге «Материнское право» (1861г.), основываясь на материалах античной мифологии. Ученый показал, что в древнейшей истории человечества первоначально существовал материнский счет и наследование по материнской линии. Бахофен назвал такое социальное устройство гинекократией. 

    Продолжил теорию швейцарского ученого американский антрополог Л.Г. Морган в своей книге  «Древнее общество» (1877г.). Опираясь преимущественно  на данные этнологии, он выдвинул тезис  о коллективном роде как форме  организации первобытного общества и материнском роде как его  начале. 

    Создание  теории матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для XIX века большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшую в основе европейского общественного устройства. Поэтому естественно, что Ф. Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884г.) развит концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе.

    Все три книги основывались на данных этнологии и антропологии, а к  концу XIX века их накопилось еще больше, и внимание к положению женщины в первобытном обществе усиливалось. Однако солидных доказательств существования власти женщин над мужчинами ни этнология, ни археология, ни антропология так и не представили.

    В советской литературе существование  матриархата долгое время не ставилось под сомнение: до сих пор в большинстве учебников и даже академических пособиях можно встретить несколько ироническое описание «господства женщин». Но в западной антропологии уже в 50-е годы появилась аргументированная критика «матриархата» в представлении Бахофена-Моргана-Энгельса, а к 70-м годам большинство антропологов пришли к выводу о том, что матриархат – это миф, созданный на базе интерпретации греческой мифологии.  

    Однако  в любом случае, в противовес ученым, отрицавшим матриархальный строй, есть ученые, выступающие за право его существования, приводя аргументы, основывающиеся на нескольких видах доказательств:

    • данные о современных обществах, в которых женщина обеспечивает основные средства к существованию;
    • данные об обществах, в которых наличествует матрилинейная система наследования;
    • древние мифы о правлении женщин;

    Все западные специалисты согласны с тем, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти. Однако никто и никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин, так как структура матриархального общества вообще не подразумевает строгой иерархии и подчинения, кроме коллективного контроля. Поэтому не правильно вообще считать матриархат общественным строем, где все мужчины находились под властью всех женщин.

    Противники  теории существования матриархата  как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса все-таки нередко  наблюдается на начальном этапе  развития культуры земледелия. При  этом, они, однако, считают, что неправомерно идентифицировать такой рост со становлением матриархата.

    По  мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло  от собирательства – типично женского занятия в отличие от мужской  охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин  в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала. Однако данные утверждения вступают в противоречие с недавними археологическими находками на юге России, Украине и южной Сибири, которые подтверждают высокую роль женщин с жизни древних скотоводческих племен.

    По  представлениям некоторых эволюционистов, матриархат был тесно связан с  культом плодородия – древние  люди ассоциировали «мать землю, взращивающую брошенное в нее  семя» с женщиной, беременеющей после  полового акта. Получив власть над материальными ресурсами - злаками, зерном, плодами, женщины стремились закрепить свою власть и в духовной сфере. Из обрядов требовалось исключить всякое упоминание о мужчине, как о плодоносной, продуктивной силе. Рожать и плодоносить - привилегия исключительно женская. И при матриархате происходило затушевывание, уход в тень первоначальных ритуалов плодородия, изображавших соитие мужчины и женщины, неба и земли. Дождь – небесное семя – необходимо было заменить на другую жидкость, не так прямо указывавшую на необходимость наличия мужчины для зачатия. И такой жидкостью стала кровь. Матриархат, религия и строй жизни, прославлявший материнство, считается одной из самых кровавых эпох в истории человечества. Именно с матриархата пошли традиции кровавых жертвоприношений (поначалу это были приношения матери-земле), обычаи при строительстве города приносить в жертву живое существо (обязательно мужского пола), коррида - ритуальные игры с обязательным убийством животного (самца) и пролитием его крови.

    В основе религиозных представлений  того времени была вера в «богиню-мать – прародительницу рода». 

    1.2 Матриархальные общества

    Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка.

    Общества  могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, при котором имуществом семьи распоряжаются женщины, и передается оно только по женской линии. Мужчина, с которым женщина состоит в длительных отношениях, не имеет право распоряжаться собственностью женщины и ее семьи.

    Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200—300 человек близких родственников по женской линии. Ее возглавляет старшая женщина, иногда ее брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и ее детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери к дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами, обмен иногда перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).

    Есть  и другой вариант матриархального  порядка: племя делится на две  половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. Родство так же ведется по женской линии. Пересечения обоих половин племени происходит только на период брачных обрядов для зачатия детей. На другие сферы жизни друг друга обе половины племени не влияют.

    В матриархальных обществах, где религиозную  картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие  во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего  великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма – шактизм, или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется на мужской пантеон. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку

Информация о работе Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии