Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:08, реферат

Описание

Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа существует около 40 тыс. лет. В этот период человеческий род совершал уже преимущественно не биологическую, а социальную эволюцию. Между тем первые государственные образования появились лишь около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа существовали в первой клеточкой человеческой самоорганизации – общине, или ее еще называют первобытно-родовой общиной - род, племя, их объединения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Матриархат…………………………………………………………….…..4
1.1 Понятие «матриархата» и теория возникновения………..……………4
1.2 Матриархальные общества……..……………………………………….6
1.3 Матриархат в истории и мифологии…………..……………………….8
1.4 Матриархат и феминизм…..……………………………………...........11
1.5 Матриархат в современном мире…..…………………………………12
Глава 2. Патриархат…….………………………………………………................14
2.1 Патриархат в гендерных отношениях………..……………………….14
2.2 Патриархальная семья…………..………………………………...........15
2.3 Точка зрения феминизма…..…………………………………………..16
2.4 Ослабление патриархальной семьи..………………………………….17
Глава 3. Эндогамия и экзогамия…………….…………………………................19
Вывод……………………………………………………………………………….24
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии.docx

— 77.98 Кб (Скачать документ)

    Например, подтверждают существование матриархального общества археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), в контексте изучение истории народа Минангкабау. Минангкабау — один из самых развитых народов мира, сочетающий традиции материнско-родового строя (матриархат) с мусульманской религией. Минангкабау широко представлены в высших политических, экономических и культурных кругах Индонезии, что опровергает распространенное заблуждение о том, что матриархальные общества — это общества, отстающие во всех сферах культурного и экономического развития.

    Известно, что в XIII веке в западной части  Суматры существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Материнско-родовая структура у минангкабау очень сложная и многоступенчатая. Важнейшая социальная единица — это большая материнская семья, «сапаруи», что означает «плоды одного чрева». Её ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме и имеют все права на имущество. Пришлая часть — это мужья женщин большой семьи; они принимают определённое участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. При разводе всё имущество, а также дети остаются в клане жены, а мужчина возвращается в клан матери. Фактически абсолютной собственностью на землю и имущество у Минангкабу обладают только женщины.

    Также интересные открытия преподнесло изучение жизни народности Мосо (Mosuo), входящую в группу народа Наси (все имеют сходные обычаи), в провинции Сычуань (Китай), которые живут в типичном матриархальном укладе, не изменившимся с самых древних времен. Изучение матриархального уклада народности Мосо, опровергает распространенное заблуждение о бесправии мужчин в матрицентрированном обществе. У мужчин в племени Мосо — своя важная функция: они отвечают за ритуалы, защиту, молятся о благополучии семьи. В принятие важных решений касающихся жизни и благополучия племени их голос так же далеко не последний. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребенка, да и имя отца ребенку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи — братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе Мосо отсутствует. Однако матриархальные семьи Мосо — часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости Китае в последнее время.

    Система свойства и родства свидетельствует  о господстве у далеких предков карачаевцев/балкарцев материнского рода, основанного на материнском праве, и матриархальных порядков в древности. Родственников по линии матери они считают наиболее близкими, чем по линии отца. 

      1.3 Матриархат в истории и мифологии

    К наиболее древним литературным источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ, можно отнести древнегреческие мифы об амазонках. До недавнего времени считалось, что мифы об амазонках, как об обществе воинственных женщин, живущих без мужей, воспитывавших дочерей в воинском духе, подчиняющихся строгой иерархии и дисциплине, являются выдумкой античных авторов. Однако последние раскопки на юге России подтвердили гипотезу, что миф об амазонках мог быть основан на исторических фактах: были найдены курганные захоронения знатных женщин, в могилу которых было положено драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Это свидетельствовало о том, что женщины при жизни занимались военным ремеслом.

    В 1998 году в Острогорском районе Воронежской  области было открыто уже шесть  могил амазонок. Об этом сообщает газета МК от 11.11.1998 г.: «Как установили специалисты института, это были женщины 20—25 лет (средняя продолжительность жизни человека в то время составляла 30—40 лет), среднего роста и современного телосложения. В их могилах помимо оружия нашли золотые серьги, детали веретена, костяной гребень с изображением гепарда и практически в каждой гробнице — бронзовое или серебряное зеркало».

    Судя  по деформации бедренных костей, эти  женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках.

    Анализ  генетического материала помог  уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи  собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что  там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени  шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную  роль — были царицами или полководцами.

    Следующим источником являются повествования  о жизни каракалпаков, по большей части проживающие в низовьях реки Амударьи, имеющих много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками — казахами, узбеками, ногайцами, башкирами. В то же время каракалпаки еще в начале XX века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза — кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н. э. — первых веках н. э. в Арало-Каспийском регионе.

    Исторические  документы свидетельствуют о  сильных матриархальных традициях  в управлении массагетских племен и их подразделений, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов. Убедительным подтверждением сообщений историков об особой роли женщины в жизни племени является эпическая поэма каракалпаков «Кырк кыз» — «Сорок девушек», повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим. Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и ее подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на нее напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и одерживают победу.

    Любопытно, что яркий образ девушки-воина  запечатлен у каракалпаков не только в эпических строках, но и в  элементах костюма невесты. Его  основу составляло длинное платье синего цвета, которое девушки начинали носить в 15-16 лет (как раз в возрасте Гулаим). Платье украшалось обильной вышивкой, получившей название «узор кольчуги». В середине XIX в. платье шили из домотканой хлопчатобумажной материи, а до этого из ткани «торка», изготовленной из волокон кендыря — дикой конопли; эта ткань обладала удивительной прочностью и необыкновенной легкостью. Примечательно, что в языке киргизов, имеющих с каракалпаками много общего, слово «торка» обозначало плотную ткань, непробиваемую для стрел, а значит, вполне подходящую для доспехов. Головной убор невесты — саукеле, состоящий из двух частей, напоминает боевой шлем. Нижняя часть, изготовленная из войлока и простеганной на вате ткани, очень плотная и массивная; она имеет большие наушные лопасти и выступ, закрывающий переносицу, с нашитой на нем большой металлической бляшкой в виде шипа, которая вместе с другими украшениями, обильно покрывающими поверхность убора, довершает сходство саукеле со шлемом. Интересно отметить, что такой шлем надевает перед сражением одна из героинь поэмы «Сорок девушек». Верхняя часть саукеле представляет собой металлическую шапочку с плоским верхом, которая, как корона, венчает новобрачную. Сохранение в облике саукеле черт царственного головного убора связано с уподоблением брачующейся пары князю и княгине, имевшим широкое распространение в культуре разных народов.

    В историографии древних славян также отразились свидетельства о матриархальной эпохе, которая предшествовала патриархальному укладу. В частности, в «Чешской хронике», составленной в 1113 г. Козьмой, деканом пражской церкви говорится о происхождении древнего чешского замка Девин, который по преданию был опорным пунктом воинственных женщин, не желавших ни в чем уступать мужчинам. Так же многие исследователи отмечают, что чешское сказание о княгине Либуше также есть отголосок древних событий, ознаменовавших переход от матриархального уклада к патриархальному.

    Помимо  того:

    • у латинов царская власть передавалась по женской линии;
    • в древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь, Цекропс, ввел систему индивидуального брака. Греческие обычаи позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в коем случае не на сестре по матери. Понятие родства существовало только для женщин.
    • наследие матриархата прослеживается у кельтов: принцессы, выбиравшие себе мужей, многочисленные богини-матери, симуляция отцом родового акта. Ж. де Врие, специалист по кельтским традициям, по этому поводу пишет: «Нам известно, что симуляция отцом родового акта была присуща древним жителям Европы, и этот обычай до сих пор сохранился у басков». И добавляет: «В Великобритании отмечены случаи полиандрии (многомужества), а в Новой Каледонии существует женская община».
    • в Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома.
    • в племенах германцев царил патриархат, но, тем не менее, в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит пишет так: «Племянники были гораздо ближе к дяде по матери, нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и более священное родство». В общинах, где сохранились воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую он являлся главой семьи.
    • матриархат, оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей жены.
    • такой же обычай был некогда столь распространен в Индии, что там даже встречался особый вид брака, называвшийся «служебным».

  Еще одним пережитком матриархата является обычай, в соответствии с которым  женщина остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать.

  Таким образом, матриархальные отголоски  в той или иной форме встречаются  во всех исторических периодах. 

    1.4 Матриархат и феминизм

    Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

    Многие  консервативно настроенные исследователи  ставят знак равенства между матриархатом и феминизмом, считая их одинаково вредными, и почти тождественными друг другу.

    Однако  матриархат как форма общественно-семейного  устройства и феминизм как общественно-политическое течение за права женщин — это совершенно разные явления жизни и никак не связанные между собой. Феминизм является продуктом патриархального общества, в котором женщина была лишена многих возможностей доступных мужчине: свободы передвижения (в классических патриархальных обществах женщина не может покинуть место своего жительства без разрешения владеющего ей мужчины — отца, мужа или брата), свободы брачного выбора (власть главного мужчины в семье — отца позволяла диктовать выбор супруга) свободы слова, возможности получать образование, занимать руководящий пост или просто работать где-либо кроме дома, свободы распоряжаться своим имуществом. В результате такого положения дел, и явных правовых перекосов в сторону мужчин, преференций и дискриминаций по половому признаку, и появилось общественно политическое течение известное под названием «феминизм». Конечной целью которого было, и есть, стирание каких-либо правовых и социальных различий между полами ради всеобщей справедливости, а также отделение женщины от «семейного рабства». 

    1.5 Матриархат в современном мире

    В современном обществе бросаются  в глаза признаки матриархата, отмеченные, прежде всего, в бытовых ритуалах и нормах этикета:

Информация о работе Матриархат и патриархат. Понятие эндогамии и экзогамии