Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

В китайском языке нет слова, обозначающего религию, в отношении конфуцианства употребляется иероглиф, переводящийся скорее как учение. Вера, являющася основой любой религии, в конфуцианстве была заменена социальной этикой с ориентацией на моральное самоусовершенствование. «Конфуцианство как идеология стало больше, чем религия, заняло ведущие позиции в обществе, приобрело структурную прочность и выразилось в культе неизменной формы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Жизнь учителя Куна…………………………………………………………4
2. Религиозное учение конфуцианства………………………………………...7
2.1 Литература древности……………………………………………….…...11
Заключение…………………………………………………………………...…15
Список используемых источников………………

Работа состоит из  1 файл

оригинал.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Собственных книг Кун  не писал, однако его последователи составили сборник его афоризмов и суждений под названием «Лунь юй» [3:153] через сто лет после его смерти.

«Лунь юй» [3:153] - одна из основных книг в Конфуцианстве, написанная примерно в VI в. До н. э. и состоящая из 20глав. В переводе название книги звучит так: «Беседы и суждения» иногда эту книгу называют «Аналекты Конфуция».  «Лунь юй» входит в состав «Тринадцати законов» [1:135], и ее знание обязательно для сдачи экзаменов китайскими чиновниками.

Стоит отметить что «мудрый  Кун черпал свое вдохновение из книг древности «Ши цзин» и  «Шу цзин», а также из описаний ритуалов почтения предков» [3:151]. Кун и его ученики опирались на так называемое «Пятикнижие» [3:152]. В него входили такие древнейшие труды:

1) «И цзин» - «Книга перемен», другое ее название - «Чжоу и» («Канон перемен эпохи Чжоу», или «Чжоуская Книга перемен»), один из ранних литературных памятников Древнего Китая, ее создание относиться к концу 2-го тысячалетия до н.э. «Название книги отражает изменчивость процессов, происходящих в природе, включая небесную сферу: природа ежедневно творит все многообразие окружающего мира» [1:95]. Книга делиться на две части: «основную, каноническую (и цзин)» [1:95], и «комментаторскую (и чжуань)» [1:95]. По преданию, к основному ее разделу «Десять крыльев» - «Ши и» [1:95] Конфуций оставил комментарии, в которых излагаются базовые формулировки «натурфилософских концепций» [1:95]. «Книга перемен» - «сборник магических формул, заклинаний чаще гадательного характера» [3:152]. Основная мысль книги сводиться к тому, что все явления имеют изменчивый, динамический  характер. «И цзин» состоит из 64 графических символов, «гексаграмм» [1:95], образованных элементами, символизирующими темные и светлые силы «инь-ян». Символы выражают жизненную ситуацию, каждый из символов состоит из шести черт, которые обозначают различные способы развития этой ситуации. Эти черты разделяют на два вида: «целые (обозначают активное действие, свет, напряжение - «ян») и прерванные посередине  (символизируют пассивность, тьму, подчинение - «инь»)» [3:152]. Первоначально знаки состояли из трех черт, символизирующих Небо, Землю и человека, располагаясь в определенном порядке, они составляли восемь «триграмм» [1:96], которые символизируют восемь явлений природы: небо, землю, гром, ветер, воду, огонь, горы, озера.

Основным назначением  «Книги перемен» было не предсказание будущего, а объяснение существующих ситуаций. Чтобы воспользоваться  предсказаниями книги, надо было провести некий ритуал с применением пятидесяти палочек из стеблей тысячелистника.

К «Книге перемен» было написано несколько комментариев, самые известные  из них - «Си гуа чжуань», «Шо гуа  чжуань», «Сюй гуа чжуань» и «Цза гуа чжуань». Комментаторская традиция и попытки нового истолкования «Книги перемен» заложили основы философии в Древнем Китае и стали источником ее дальнейшего развития.

2) «Шу цзин» - «История  древности» или «Канон истории», один из основных трудов Конфуцианства. Это сборник документов по древнейшей истории Китая в обработке Конфуция и его учеников. «В этом трактате впервые вводиться понятие «история» - «шу», таким образом, он послужил началом зарождения исторической науки в Китае» [1:274]. Здесь приводятся мифические и легендарные предания «о первопредках и совершенномудрых государях» [1:274], представлены документы, обращения правителей, поучения сановников вплоть до VIII в. До н. э.

3) «Ши цзин» - «Книга песен», «Канон поэзии». Это первый сборник в Китае фольклорных стихов, включающих в себя более 300 произведений, исполняющихся под музыку, некоторые из них звучали во время ритуалов связанных с разными религиозными ритуалами. «Ши цзин» написана «четырехсловным, или четырехсложным размером» [1:267]. «Книга песен» состоит из четырех разделов: "Го фэн" — "Нравы царств", "Сяо я" — "Малые оды", "Да я" — "Большие оды", "Сун" — "Гимны", каждый из которых является как бы самостоятельной книгой.

4) «Ли-цзы» - «Книга Церемоний» или «Книга установлений», «Записки о правилах благопристойности или нормах поведения» - «труд, в котором собраны описания различных обрядов, в том числе и религиозных, правил учтивости и церемониала, которые обязательны для исполнения» [1:128]. Все записанные в этом трактате правила следовало знать и уметь применять на практике, особенно тем, кто хотел стать идеальным «благородным мужем - цзюнь-цзы» [5:142]. Трактат служил источником по политико-административному устройству Древнего Китая, мировоззрению и идеологическим ценностям китайского общества. «Ли-цзы» была написана разными авторами, Конфуцием и его последователями, в разное время, с IV по I в. До н. э., и состоит из 49 глав. Позднее две главы трактата, «Дасюэ» и «Чжун юн», были выделены в самостоятельные произведения.

5) «Чун-цзю» - «Книга осени  и весны» - историческое сочинение Конфуция, представляющее краткую хронику китайского государства Лу с 770 по 481 гг. до н. э. Для написания летописи Конфуций воспользовался готовым произведением, подвергнув его «исправлению имен» [1:261]. «В результате получился авторизованный текст, в котором явственно проступали оценочные суждения Конфуция» [1:261]. К этой книге также прилагаются комментарии, которые носят название «Чунь-цю цзо-ши чжаунь» [1:261].

Согласно этим текстам  «веря в изначальное добро  в каждом человеке, Кун учил, что  только высокоморальное воспитание каждого жителя способно сделать эту страну процветающей» [3:153].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Самым важным правилом жизни  и опорой общества и государства, согластно конфуцианству, является старательное и регулярное выполнение обрядов, ритуалов и традиций, описаных в древнейших текстах.

Предметом размышления  и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В «Лунь юй» [3:153] Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лао Цзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало решить в сфере противостояний верхов и низов.

После Конфуция в философских  произведениях, в частности в  конфуцианском памятнике «Ли-цзы» - «Книга Церемоний» [1:128], высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как неотделимая от природы часть.

Конфуций неустанно  проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость. Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении.

Он разработал собственную  систему правил, которые позволяли  жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», и основывается на древнейших текстах «Пятикнижия».

Конфуций дает человеку рекомендации, как улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая совершенствоваться другим. Пусть это называется путь к богу, путь к знанию.

Список использованных источников

1 Конфуцианство, даосизм от А до Я. / сост. Ю.В.Парфенова. - М.:АСТ: Восток - Запад, 2007.-320 с.

2 Шагинов И.Ю. Религии мира. Религиии Востока. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир к ниги», 2007. - 192 с.

3 Малявин В.В. Конфуций. - М : Мол. гвардия, 1992. - 335 с.

4 Васильев Л.С. История  религий Востока. Учебное пособие  для вузов. - 4-е изд. - М.: «Книжный  дом «Университет», 1999. - 432 с.

5 Федоренко Н.Т. Китайская литература: очерки по истории китайской литературы / Федоренко Н.Т. - М : Худож. лит, 1956. - 732с.




Информация о работе Конфуцианство