Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:38, доклад

Описание

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.

Работа состоит из  1 файл

Конфуцианство.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)

Конфуцианство 

этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства  были заложены в VI в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») — всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианства ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета

связано с именем философа Конфуция 

Основа основ — уважение старших  
В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.
 

Основы учения Конфуция составляли:  
 
1. Добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.  
 
2. Стремление к совершенному общественному порядку, «ли», достигаемому путем этики и благодаря развитию человека.  
 
3.-Понятие о благородном муже.
 

Конфуций писал, что в обучении нужно:  
 
         1. Довести человека до того, чтобы задавал вопросы.  
2. Благодаря вопросам идти вглубь себя.  
3. Познавая себя — познать Небо и Законы.  
4. Познавая Небо и Законы — познать других людей.  
5. Познавая других людей — создать общество как отражение Духовных благ.
 

Как свидетельствуют  его ученики, Конфуций категорически  воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично.  
О нём самом он сам говорил своим ученикам:  
"Разве посмею я претендовать на то, что обладаю высшей мудростью и человечностью? Но я стремлюсь к ним ненасытно, учу других без устали, вот это лишь и можно обо мне сказать…"  
"Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учëбе".  
На мой взгляд,очень важным и актуальным сегодня является изречение Конфуция о важности воспитания: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен учëному-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем»  
Высшая цель жизни человека,по мнению Конфуция, заключалось в том, чтобы отыскать и осуществить в жизни волю Бога и Его закон, то есть проявлять истинную, нравственную сущность нашего Я. В своей философии Конфуций считал проявление нравственности как проявление воли Создателя,а исполнение нравственых законов людьми как выполнение своего долга.  
Конфуций говорил,что если люди создают себе правила, законы, пути жизни, которые далеки от самых простых рассуждений их разума, то эти пути нельзя считать истинными.  
Давая определение религии,философ говорил:"Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что мы зовем религией".
 

Конфуций говорил  своим последователям и ученикам: "Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь". 

Народное конфуцианство  
С ранних пор в конфуцианстве сложилось достаточно большое число ориентаций и направлений, имевших разные социальные и численные характеристики. В широкой народной среде в конфуцианское учение внедрилась масса обычаев, обрядов и традиционных религиозных представлений, которые в целом образовали школу конфуцианства инь-ян — темного и светлого начала. Это народное религиозное воплощение конфуцианства, дополненное культами и обрядами многообразных семейных и клановых групп, составило наряду с даосизмом основу большинства религиозных систем и верований Китая вплоть до современности.  
Обрядовая сторона «религии ученых» эволюционировала и в древности, и на протяжении всего средневековья. Начиная с 1 века на нее оказывало влияние буддийское учение, а в конце средневековья — и христианское. В «религии ученых» сформировался строго разработанный ритуал, исполнявшийся на всех уровнях социальной жизни страны. Во главе ритуальной организации стоял сам император, исполнявший в течение годового цикла в своем столичном городе большое число обрядов, связанных с почитанием неба, солнца, луны, земли, небесных и земных божеств и т. д.  
Все обряды, исполнявшиеся в столице, полностью дублировались во всех провинциальных и более мелких центрах, где от имени императора действовали его представители — чиновники, главы местных администраций. Тем самым с помощью обряда создавалась унифицированная политико-административная обстановка, благоприятная для сохранения общеимперской гармонии. Этому способствовало и то, что вся подготовка чиновников, которые одновременно были и жрецами конфуцианской религии, была централизована.
 
 

Неоконфуцианство  
Конфуцианство не было неизменным. Особенно значительные перемены в нем произошли в течение 12 века в сунскую эпоху, когда усилиями Чжу Си и братьев Чэнь Хао и Чэнь И сформировалось так называемое неоконфуцианство, учение, в котором был усилен, по сравнению с обрядовым, морально-этический аспект и больше внимания стало уделяться не групповым, а личностным качествам его приверженцев.

Информация о работе Конфуцианство