Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:03, реферат

Описание

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»). Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

Работа состоит из  1 файл

Конфуцианство.docx

— 22.07 Кб (Скачать документ)

Буров Владимир 10а

 

 

 

Конфуцианство

 

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция.  В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»). Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

Конфуцианство призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Главными в Конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей  в обществе и семье. Жэнь достигается  путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и  т. д.

В Конфуцианстве  большое значение придавалось внутрисемейным отношениям. Конфуций писал: "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет боятся наказаний и потеряет чувство  стыда. Если наставлять народ введением  правления, основанного на использовании  правил, то в народе появится стыд и он станет послушным". Для создания гибких правил Конфуций предлагал использовать принцип "Хе" (гармония, борьба противоположностей: "Правила надо создавать через достижение единства через разногласия").

Согласно конфуцианству  все люди были разделены на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие  повседневной животной жизнью; их понятия  дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные. Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. Согласно конфуцианству "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

 

Высказывания  Конфуция:

  1. Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
  2. Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
  3. Блажен, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
  4. Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали.
  5. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
  6. Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
  7. Молчание - верный друг, который никогда не изменит.
  8. Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их.
  9. Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.
  10. То, к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то, что ищет низший, - в других.
  11. Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
  12. Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.
  13. Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.

Совершенствование человека

Для того чтобы люди могли  узнать, как им следует жить, Конфуций описал "совершенного человека", "царственного человека". Конфуций назвал его "царственным" из-за своей веры в то, что правители были учителями. Однако каждый в любое время мог жить как совершенный человек.

Совершенный человек вырабатывал  в своем характере  Пять Постоянных Добродетелей, которые он тренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, как дыхание. Благие деяния были его неотъемлемой частью. Когда Конфуций говорил о себе, что только после семидесяти он смог следовать велениям своего сердца, не переступая границ правильного, он чересчур скромничал. Тем не менее истинный конфуцианец не жалеет времени на то, чтобы сделать правильный образ жизни столь привычным, чтобы поступать правильно даже не задумываясь.

Истинное отношение

Первая из Пяти Постоянных Добродетелей касается отношений с другими людьми. Совершенный человек стремится быть в гармонии с людьми. Он знает, что не сможет выполнить свою задачу в жизни до тех пор, пока не будет жить в ладу с другими. Правильное отношение выражается в поведении. В людях скрыто зерно такого отношения, но ему надо помочь прорасти. Под таким добродетельным отношением иногда понимают закон самоконтроля

   

Истинное поведение

Второй Постоянной Добродетелью является надлежащий образ действий. Человек благородного ума изучил правила поведения. Он знает, как  применять их в каждой ситуации, с которой он сталкивается. Он знает  все правила этикета, которые  определяют, что именно требуется  от человека в каждой конкретной социальной ситуации. Он знает все церемонии  и ритуалы, относящиеся к почитанию  предков. Он знает, как сесть, как  встать, как беседовать, как ходить, как владеть своим лицом при  любых обстоятельствах. Тем не менее все эти ритуалы и действия не имеют значения, если в человеке нет правильного отношения. "Если у человека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний"

Истинное знание

Третьей Постоянной Добродетелью является знание. Совершенный человек - это человек знающий. Он должен быть образован, для того чтобы точно соответствовать требованиям. Целью конфуцианца было постепенное развитие до уровня, когда выученные правила становятся привычкой. Предметами, которые формируют у человека правильные нравственные привычки, являются история, литература и гражданское право, составляющие китайскую классику. Совершенный человек так планирует свое образование, чтобы в него вошли все эти необходимые предметы. Веками классика составляла основу образования в Китае. Современная эпоха ввела новые области знания, однако конфуцианец по-прежнему относится с уважением к классике.

Истинное состояние  духа

Согласно Четвертой Постоянной Добродетели совершенный человек  должен развить такое состояние  духа, которое необходимо, чтобы  оставаться верным себе и милосердным  к своим ближним. Он должен обладать такими качествами, чтобы все, что  он делает, было достойным вкладом  в общество. Что бы он ни делал - это  улучшает человеческие отношения.

Истинное постоянство

Значение Последней из Пяти Постоянных Добродетелей выделено в самом названии - это постоянство. Достигнув первых четырех добродетелей, совершенный человек упорно их придерживается. Он неизменно добр и полезен. Он знает, что он должен делать в каждом конкретном случае, и всегда знает, как сделать  это. Поскольку он прорастил семена добродетели в глубине своей  души, он находится в гармонии со всем в этой вселенной. Поскольку  он находится в гармонии с самим  собой, он - часть космической гармонии. Вот почему он может сделать все, что нужно, когда это необходимо.

 


Информация о работе Конфуцианство