Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:32, реферат

Описание

В китайском языке нет слова, обозначающего религию, в отношении конфуцианства употребляется иероглиф, переводящийся скорее как учение. Вера, являющася основой любой религии, в конфуцианстве была заменена социальной этикой с ориентацией на моральное самоусовершенствование. «Конфуцианство как идеология стало больше, чем религия, заняло ведущие позиции в обществе, приобрело структурную прочность и выразилось в культе неизменной формы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Жизнь учителя Куна…………………………………………………………4
2. Религиозное учение конфуцианства………………………………………...7
2.1 Литература древности……………………………………………….…...11
Заключение…………………………………………………………………...…15
Список используемых источников………………

Работа состоит из  1 файл

оригинал.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Жизнь учителя Куна…………………………………………………………4

2. Религиозное учение конфуцианства………………………………………...7

   2.1 Литература древности……………………………………………….…...11

Заключение…………………………………………………………………...…15

Список используемых источников………………...………………………......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В китайском языке  нет слова, обозначающего религию, в отношении конфуцианства употребляется  иероглиф, переводящийся скорее как  учение. Вера, являющася основой  любой религии, в конфуцианстве была заменена социальной этикой с ориентацией на моральное самоусовершенствование. «Конфуцианство как идеология стало больше, чем религия, заняло ведущие позиции в обществе, приобрело структурную прочность и выразилось в культе неизменной формы».[1:106]

Конфуцианство зародилось в VI в.до н.э., в «золотой век»[1:107] китайской философии. Основоположником Конфуцианства является Древнекитайский мудрец Кун-Фу-цзы, или Конфуций, живший в эпоху социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии глубокого кризиса.

Реферат обращается к  проблеме создания идеала совершенного человека и государства.

При подготовке работы было изучено множество научно-исторических трудов. Среди них труд Шагинова И.Ю. «Религии мира» в которой автор изложил сведения представленные в разделах книги о самобытной культуре Китая. Кроме того, были изучены и другие труды историков и исследователей жизни в древнем Китае.

Изучая данную тему, возникает  вопрос: можно ли считать учение Конфуция регулятором жизни Китая?  Многие современники и личности по-разному оценивали влияние учения на культуру древнего Китая и поэтому эта работа посвящена изучению основных текстов и основ этой философии.

 Цель работы – выяснить, является ли главным учение о пути спасения в философии Конфуция.

Задачи: 1) Изучить историографию по теме; 2) Сопоставить традиции изучения текстов и сделать оценку итогам разрешения проблемы.

1Жизнь учителя Куна

Китайский философ Кун-Фу-цзы, родился в 551 г. до н.э. в местечке Цзоу царства Лу в обедневшей, но знатной семье. Его отец, Шу Лянхе, был известным военачальником, но не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он считался «аристократом (дафу), но низшего ранга»[2:146].  «Достигнув почтенного возраста, он взял себе в жены девушку - Янь Чжи, которая родила ему сына. Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю означает холм, а Ни - это глина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе. Сам мальчик унаследовал родовую фамилию - Кун.

Когда Куну исполнилось  три года, глава семьи умер. По достижении шестнадцатилетнего возраста Конфуций потерял и мать» [1:107]. Но не смотря на эти трагические обстоятельства, Кун успешно постигал многие знания и постигал искусство музыки и танца, стрельбу из лука, вождение колесниц, а также арифметику и письмо. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим «знаниям»[2:107]  придавалась особая значимость. Благодаря страсти к образованию и обучению молодой Кун нашел применение своих знаний в юности на должности управляющего складами и надсмотрщика над пастухами, где показал себя талантливым администратором.

В 19 лет Конфуций берет  в жены девушку из семьи Ци, проживавшей  в царстве его предков - Сун, что  без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.

Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. «Луский правитель Чжаогун в память о заслугах его отца Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев)»[2:148].  В возрасте 22 лет Кун-цзы «открыл собственную школу, где обучал молодежь знаниям, которые постиг сам» [2:148]. Через пять лет Кун занял должность помощника жреца главной «кумирни» [2:148] царства Лу.

 «Кун был известен своей мудростью и образованностью, поэтому ему предложили пост первого советника в Лу»[2:148]. Став  первым советником при циском царе Мин-гуне (581-554), он сохранил эту должность при его сыне Чжуан-гуне (553- 548) и внуке Цзин-гуне (547-490).

«Однако государственные  дела не нравились Куну, который был не доволен общим государственным устройством и беспорядками, происходившими тогда в Поднебесной империи»[2:149]. «Естественно, обязанности чиновника мешали Конфуцию работать над своей теорией и убеждать других, на данные занятия просто не хватало времени. Поэтому, прослужив первым советником несколько месяцев, он ушел в отставку, после чего тринадцать лет скитался по стране, проповедуя собственную морально-этическую концепцию управления государством среди князей Китая»[2:150].

Отказавшись от службы у царя, Конфуций с большой энергией приступил к редактированию древнекитайских памятников и занятиям со своими учениками, отдавая им все свое время. Он удалился на покой и сосредоточился на исправлении старых религиозных текстов: «Ши цзина» [3:152], «Шу цзина»[3:152], а также на разработке ритуала и на занятиях музыкой. «Число учеников постоянно множилось, они приходили и из далеких мест, и не было среди них ни одного, кто бы не внимал бы его поучениям»[3:127].

Особый рост репутации  Конфуция связан с его поездкой в столицу государства Чжоу с целью поиска и разбора малоизвестных ритуалов, где он посетил библиотеку, служителем которой, как утверждали его ученики, был сам почтенный Лао-цзы - один из основателей Даосизма. Между двумя мудрецами состоялся разговор, который произвел на Кун-цзы неизгладимое впечатление.

Однако многие историки полагают, что эта встреча «сама  по себе маловероятна, так как, согласно не менее распространенной версии, Лао-цзы жил значительно раньше. В таком контексте эту встречу  интерпретируют символически как взаимодействие двух идеологий: начинающего свое развитие конфуцианства и политеизма даосов.

Обобщая вышесказанное  Конфуций был великолепным философом  и идеологом, причем «склонным к материалистическим позициям»[2:153]. Но после смерти учителя Куна на 73 году жизни, в 479 г. до н.э., спустя некоторое время, появилось почитание Конфуция, носящее иной характер - в виде новой религии.

Его учение известно по работам  его учеников и последователей в  виде записей бесед с учителем и его высказываний: «Лунь юй» («Беседы и рассуждения»), «Чунь цю», «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Учение о середине»). «Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, положения его в мире и обществе, отношение к духам предков, взаимоотношения с другими, «старшими» и «младшими» людьми» [5:98].

Воздерживаясь от собственных  суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безразличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное»[5:102]  Небо - «Тянь» и посредничающих с ним духов предков. Это в дальнейшем обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.

 

2. Религиозное учение Конфуцианства

Это этико-политическое   учение    в    Китае.    Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя)  священной,  дарованной  небом,  а разделение людей на высших  и  низших  «благородных  мужей»[4:107]  и «мелких людишек» [4:107]    всеобщим  законом  справедливости.   В   основу   социального устройства конфуцианство ставило нравственное  самоусовершенствование  и соблюдение норм этикета «ли» »[3:152]  . Со 2 в. до нашей эры и до  Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось государственной идеологией.

На протяжении двух с лишним тысяч  лет Конфуцианство с его консерватизмом и почитанием древности формировало  умы и чувства китайцев, влияло на их образ жизни, мироощущение, оно  стало неотделимой частью жизни  общества.

Конфуцианство регулировало социально-экономические процессы в стране, было основой политики на определенных этапах истории. Конфуцианство также регулировало взаимоотношения Китая с Небом через императора - «сына Неба» - и с другими странами и народами. Большую роль здесь также играет культ предков, которые осуществляют связь миров духов и людей. Основным содержанием культа является строгое выполнение обрядов и церимоний, которые предписывалось совершать, почитая предков: каждая семья имела свой небольшой храм, в котором приносилась жертва перед специальными табличками - чжу.

Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Сверх того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России.

Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих  идей. Он всю свою жизнь составлял и редактировал «Пятикнижие» [3:153] которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы.

Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновья  почтительность, которая вместе с  любовью к старшим братьям  являлось основой человеколюбия.

Управление государством и обществом базируется на «ли», правилах, приобретших функцию закона. Для того чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «об исправлении имен»[3:158], т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок.

Согласно учению Конфуция, идеальные  правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной  царил порядок. На этот «золотой век» [1:107] в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.

Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах.

Каждый образованный китаец был обязан знать текст «Лунь юй» наизусть, а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни.

Основные принципы учения Конфуция созрели к тридцати годам, это философские концепции будущего учения Конфуция.

1. Концепция «Жень» [4:109]   (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этикет). Ли провозглашалось высшим проявлением «Жень» [4:109]. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

2. Суть второй концепции - «быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей» [3:152] Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

3. Третья концепция известна как «следование среднему пути» [3:152] (чжун юн) или «учение о середине» [3:152], которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

4. Рассуждая о проблеме  власти, Конфуций считал, что все  дела должны решаться на основе  принципа справедливости, т.е., по  существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как «власть» [3:153] и «справедливость» [3:153].

5. Пятая концепция  касается отношения человека к той вере, которую он исповедует: «Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его» [3:153]. Вся жизнь Конфуция явилась наглядным примером непреклонной приверженности этой доктрине.

6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространенной тогда вере в духов. Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.

«Правитель, должен быть правителем» [4:300] надо понимать в сочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысль Конфуция об «истинном правление» [4:300]. Государь должен быть мудрейшим из совершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью ли должен обладать народной любовью и признательностью. В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами логистов, как это уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи.

Конфуцианство до сих  пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом  исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1Литература древности

 

Согласно учению Конфуция, каждый должен заботиться прежде всего  о выполнении своего долга. Семья  должна жить по простым законам: жена пусть подчиняется мужу, сын- отцу. Подобно этому и в государственном строе, правитель может правильно управлять государством только с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед законом морали и ритуалами, используя насилие только в крайних случаях.

Информация о работе Конфуцианство