История западного христианства и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3
1. Христианство, как одна из основных религий Европы..............................................4
2. Распространение христианства в Римской Империи..................................................5
3. Особенности европейского христианства....................................................................7
Вывод............................................................................................................................................8
Список литературы......................................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

РЕЛИГИЯ НОВЫЙ.docx

— 70.79 Кб (Скачать документ)

Традиционные  языческие боги выражали чувство  душевной сопричастности к жизни  космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим практически  перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для  человека. Человек остался наедине  с собой и жаждал новой смысловой  опоры, связанной уже лично с  ним, искал Бога, обращенного к  каждому, а не ко всем вместе.

     Христианство  сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным  духовную общность людей, принадлежащих  самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над  внешними различиями и распрями этого  мира, и для него, по словам апостола Павла, «…Нет ни Эллина, ни Иудея, Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

     Христианская  вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме – «с горы»). 

Распространение христианства в Римской  Империи

     Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После  смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э. римляне  передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально  распространилось в еврейской среде  в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия  существования получило большое  количество последователей из других народов.

       Во второй половине I века и  в первой половине II века христианство  представляло собой ряд общин,  состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями  уже отмечается наличие в составе  общин благородных и состоятельных  людей.

       Одним из важных элементов  перехода христианства на принципиально  новый уровень был его разрыв  с иудаизмом в II веке. После  этого процент евреев в христианских  общинах стал неуклонно уменьшаться.  В это же время происходит  отказ христиан от ветхозаветных  законов: соблюдения субботы,  обрезания, строгих пищевых ограничений.  Расширение христианства и вовлечение  в христианские общины большого  количества людей самого разного  вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода  представляло собой не единую  церковь, а огромное количество  направлений, группировок, богословских  школ. Положение усложнялось большим  количеством ересей, количество  которых к концу II века церковный  историк конца IV века Филастрий  определяет числом 156.

       Во второй половине III века шел  процесс дальнейшей централизации  церкви, и к началу IV века из  существовавших епархий выделилось  несколько митрополий, каждая из  которых объединяла группу епархий.  Естественно, крупные церковные  центры создавались в наиболее  важных политических центрах  империи, прежде всего в столицах.

       В начале IV века христианство  становится государственной религией  Римской империи. В это время  укрепляется церковная организация  и происходит официальное оформление  церковной иерархии, высшей и  наиболее привилегированной частью  которой становится епископат.  Складывавшаяся церковная организация,  возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.

       Император Деций (249—251 гг.) начал  преследования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше.

       Преследования продолжались при  Валериане (253— 260 гг.). Он издал  указ, по которому все без исключения  служители христианской церкви  предавались смерти. Однако этот  указ не предусматривал никаких  наказаний для лиц низшего  состояния, то есть для основной  массы верующих.

       Гонения значительно усилились при Диоклетиане (284—305 гг.). Они отличались от прочих гонений тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонения при нем приняли широкий государственный размах.

       Преследования не сломили христианскую  церковную организацию, а их  безрезультатность показала, что  новая религия имеет значительную  массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу.

       В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, против христиан. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. В этом же году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. Этот собор осудил как ересь учение Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» — краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на Земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убийством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством.

       Попытка при одном из преемников  Константина — императоре Юлиане (361 — 363 гг.), получившем у христиан  прозвище «Отступника», вернуться  к язычеству успеха не имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло.

       Император Феодосий I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далёкой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, растерзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли многие произведения древнего искусства.

       Ожесточенная борьба велась со  всеми инакомыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены «докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни» Христа, вело к отрицанию церковной организации. Впоследствии учение докетов стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской (Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты, выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому времени церковная иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах, монтанистской оппозиции не удалось изменить установившиеся порядки. Одновременно церковь окончательно покончила с проповедниками, пророками, апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут называться лишь непосредственные ученики Христа. В этот период были особенно в ходу и усердно разрабатывались мифы о том, что апостолы передали епископам свою власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще продолжает сказываться в различных течениях, призванных еретическими (например, у донатистов). Демократическая оппозиция церкви особенно явственно проявляется на рубеже II-III вв., в движении агонистиков. Распространившееся в начале IV в. манихейство, впитав многие элементы раннехристианских представлений и признав Христа лишь одним из посланников бога на земле, фактически представляло собой уже самостоятельную религию. С этой религией христианская церковь вступила в ожесточённую борьбу. Все эти религиозные течения и общины сторонников «еретических» вероучений становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, её политикой и идеологией, а главное - освящавшимся ей социальным и политическим строем. В этом и состояло значение таких еретических течений.

       С отделением «клира» от «мирян»  все более усложняется и развивается культ — обряды, богослужение, выполняемые клиром и служащие для укрепления его власти. Христианское богослужение приобретает вид современной православной службы. Примерно с IV века в христианстве начинает распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось прямыми преемниками богов древних религий. Так, «святой Николай» фактически занял место древнего бога морей и мореходства, появились святые — покровители скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший Бога-отца, богиню-мать, Бога-сына и духа святого, пополнился теперь многочисленными полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).

       В IV веке резко изменился характер христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на лоне природы, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выполняют различные хозяйственные работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие церковные общины. В IV веке настоятели египетских монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разрабатывают не только культовые вопросы, но и наставляют своих подчиненных в различных хозяйственных делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в западных церковных организациях. В руках руководителей церкви монастыри являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в государстве.

       В VI веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии. В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.

       В течение первых пяти веков  христианская церковь демонстрировала  поразительный рост. Численно она  выросла с 4.000 последователей  после воскрешения Иисуса до 43.4 миллионов формальных сторонников,  что в начале VI века составило  22.4 процента населения земного  шара. Географически она распространилась  от своей начальной точки в  Палестине во все концы Римской  империи и за ее пределы.  Хотя в тех, конкретных условиях  были факторы, способствовавшие  росту, тем не менее, наблюдалось  и огромное сопротивление. Религиозное,  культурное и политическое противодействие  достигали пика в периоды уничтожительных  гонений. Богословские расхождения  и юридические противоречия были  разрушительны внутри христианской  общины и сбивали с толку  людей за ее пределами. Наступали  и периоды расслабляющей апатии  и поглощенности земными делами. Тем не менее, рост продолжался.  Несмотря на сопротивление и  неудачи, христиане продолжали  вести миссионерскую деятельность  и способствовали распространению  влияния церкви. Различными путями  и по разным причинам им  удавалось приводить людей к  Иисусу Христу. Распространение  христианства в Европе повсеместно  влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры. Христианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.

       До V века распространение христианства  происходило в основном в географических  границах Римской империи, а  также в сфере ее влияния  - Армении, Эфиопии, Сирии. Во  второй половине I тысячелетия христианство  распространилось среди германских  и славянских народов, позднее  - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских  народов. К XIV веку христианство  практически полностью завоевало  Европу, и, начиная с этого времени,  стало распространяться за пределами  Европы, главным образом за счет  колониальной экспансии и деятельности  миссионеров. 

       Итак, христианство зародилось на  Ближнем Востоке и на самых  ранних этапах появилось также  в Северной Африке. В Х1Х и  начале ХХ века произошло заметное  оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. К концу XX века число приверженцев христианства во всем мире превышает один миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.

       Христианская вера продолжает  распространяться, однако центр  тяжести быстро смещается: из  Европы и (в меньшей степени)  США в Африку, Азию и Латинскую  Америку. В связи с демографическими  тенденциями в этих странах  некоторые исследователи предполагают, что церковь ХХI века будет  представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой  расе.

Эта религия  родилась в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально была выражением бессильного протеста рабов и  беднейших слоев населения против гнета рабовладельцев. Не видя выхода из создавшегося положения, беднота  обращала взоры к небу. Так возник образ божественного спасителя  Иисуса Христа, с именем которого связано  возникновение христианства. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью  якобы искупил грехи человечества, во второе пришествие Христа, которое  должно состояться в будущем, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление царства божьего. Эти догматические  положения являются основными для  всех христианских течений. В них  заключено существо христианской веры, дающей приверженцам христианства надежду  на избавление от тягот земного существования  в вечной жизни, которая должна наступить  после смерти. Христианство не является единым религиозным направлением. Оно  распадается на множество различных  течений. Процесс дробления христианства шел на протяжении многих столетий существования этой религии. В IV в. между  восточным и западным христианством  наметился раскол, который официально оформился в 1054 г., когда появились  римско-католическая и православная церкви.

Информация о работе История западного христианства и его особенности