История западного христианства и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3
1. Христианство, как одна из основных религий Европы..............................................4
2. Распространение христианства в Римской Империи..................................................5
3. Особенности европейского христианства....................................................................7
Вывод............................................................................................................................................8
Список литературы......................................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

РЕЛИГИЯ НОВЫЙ.docx

— 70.79 Кб (Скачать документ)

Изначально  христианство было исключительно городской  религией, но позднее к нему стали  присоединяться более широкие слои населения. В составе первоначальных христианских общин преобладали  представители низших слоёв общества - рабы, вольноотпущенники и т.д. Но позднее в христианство встали вливаться  и представители других, более  зажиточных, сословий. Изменение социального  состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Всё  настойчивее проявлялись тенденции  на объединение с существующей императорской властью. Власть, в свою очередь, тоже идёт на уступки.

После царствования Константина образовалось три важных центра христианства: Рим, Константинополь и Иерусалим. Церкви, построенные во время данного  периода в этих трёх центрах, стали  символами триумфа христианской церкви на земле.

Христианское  вероучение основывается на священном  писании - библии и священном предании - творениях отцов церкви, определениях вселенских соборов. Однако ранние христиане  данных источников не имели. Существовала длительная устная традиция распространения  христианства путём проповедей и  рассказов.

Разделение  церквей

Христианство  никогда не являлось единым религиозным  течением. Распространяясь по городам  и странам, оно ассимилировалось (приспосабливалось) под различные  местные условия и традиции. Самым  крупным разделением христианства было разделение на два направления  – православие и католицизм. Этот раскол назревал в течение целого ряда столетий. Сказывались особенности  развития феодальных отношений в  восточных и западных частях Римской  империи.

В начале V в. Римская империя раскололась  на Восточную и Западную. Восточная  была единым государством, в то время, как Западная состояла из множества  княжеств, впоследствие завоёванных  германцами. На востоке (Византия) церковь  оказалась в подцинении у государства. Западное христианство изначально стремилось к тоталитарному господству во всех сферах общества, в том числе в  сфере политики. Римским папам  удалось превратить церковь в  заметную экономическую силу, повысить её политический престиж.

Одним из самых крупных разделений христианства было появление  двух основных направлений - православия и католицизма.  Этот  раскол  назревал  в течение  нескольких  столетий.   Он   определялся   особенностями   развития феодальных отношений  в  восточных  и  западных  частях  Римской  империи  и конкурентной борьбой между ними.

         Предпосылки раскола возникли  еще в конце IV  начале  -  V  в.  Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от  экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной  державой.  Во  время Никейского и  I  Константинопольского  соборов  оно  выглядело  относительно единым, несмотря на внутренние  распри  и  богословские  споры.  Однако  это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а  на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область.  Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а  римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.

         Что касается укрепления власти  римского  епископата,  то  оно  было связано ,  прежде  всего,  с  престижем  столицы  империи,  а  потом  уже  с претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память об  апостолах Петре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на  месте “мученической смерти Петра” способствовали возвеличению  римского  епископа. В 330  г.  столица  империи  была  перенесена  из  Рима  в  Константинополь. Отсутствие императорского двора  как  бы  автоматически  выдвинуло  духовную власть  на  первый  план  общественной   жизни.   Ловко   маневрируя   между враждующими группировками богословов, римский епископ сумел укрепить  свое влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он  собрал  в  343  г.  В Сардике  всех  западных  епископов  и  добился  признания  за  собой   права

арбитража  и  фактического  главенства.  Восточные  епископы  никогда   этих решений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал  столицей, но теперь уже только западной части бывшей империи.  Политические  неурядицы в   нем   способствовали   концентрации   в  руках    епископов    обширных административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций I в письме епископам Фессалии открыто заявил  о  своих  претензиях  на  главенство  в  христианском  мире, утверждая, что отношение римской церкви ко  всем  прочим  подобно  отношению “головы к членам”.

         Начиная с римского  епископа  Льва, названного  Великим,  западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами Рима,   управляющими соответствующими   епархиями   от   имени    римского первосвященника.  Однако  подобная  зависимость  никогда не была  признана епископами Константинополя, Александрии и Антиохии.

         В  476  г.  Западная  Римская   империя  пала.  На   ее   развалинах образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали между собой за первенство. Все  они  стремились  оправдать  свои  притязания волей бога, полученной  из  рук  первосвященника.  Это  еще  больше  подняло авторитет, влияние  и  власть  римских  епископов.  С  помощью  политических интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире,  но  даже создать свое собственное  государство  -  Папскую  область  (756-1870  гг.), которая занимала всю центральную часть Апенинского полуострова.

         Начиная с V  в.  за  римскими  епископами  закрепился  титул  папы. Первоначально в христианстве папами именовались  все  священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий  спустя  он закрепился только за римскими епископами.

         Укрепив свою власть на Западе, папы попытались подчинить  себе  все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство  подчинялось  императору, а тот  и  не  думал  поступаться  хотя  бы  частью  своей  власти  в  пользу самозванного “наместника Христа”,  восседавшего  на  епископской  кафедре  в Риме.

         Достаточно серьезные расхождения   между  Римом  и  Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил  Рим  (римский папа) принял только 50. В обращение  поступили  сборники  Дионисиев  и  др., которые принимали папские декриталии, опускали не принятые Римом  правила  и тем все определенней подчеркивая линию раскола.

         В 867 году римский папа Николай  I  и  Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию.  Причиной  раздора  послужила обращенная в  христианство  Болгария,  поскольку  каждый  из  них  стремился подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт  через  некоторое  время  удалось уладить,  но  вражда  двух  высших  иерархов   христианства   на   этом   не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и  в  1054  г.  Произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был  притязаниями  папы  Льва IX  на  территории,  подчинявшиеся патриарху.  Патриарх  Михаил  Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные  анафемы  (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала  называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а  восточная  -

православной, т.е. верной догматам.

         Таким образом, причиной раскола  христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению  границ  своего  влияния. Это была борьба за власть. Обнаружились и другие расхождения в вероучении  и культе, но они были скорее следствием взаимной  борьбы  церковных  иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое  знакомство  с  историей христианства показывает, что католицизм и православие  имеют  сугубо  земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами 
 
 

Особенности европейского христианства

      Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Православная Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным таинство является тогда, когда человек приемлет его с должным расположением.

      Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек  причащается без рассуждения, без  должной подготовки, то он делает это  в осуждение себе.

      Католики  же считают, что, во всяком случае - вне  зависимости от того, с верой или  без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при  таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет  положенные слова, если есть тот, над  кем этот обряд совершается, и  есть все внешние атрибуты, необходимые  для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие  этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

      Таинство  крещения

      В Православной Церкви формула крещения такова: «Крещается раб Божий имя  во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У католиков  же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю тебя».

      У католиков со средних веков введено  обливательное или окропительное  крещение. Мы не можем сейчас говорить об этом как об отличии, потому что  и у нас за последнее столетие многие взрослые и дети были крещены  таким образом. Но в нашей стране условия жизни были таковы, что  Церковь была вынуждена допускать  крещение обливанием или кроплением. В крайней ситуации такое крещение допускалось и древней Церковью - если надо было выбирать: крестить человека обливанием или не крестить вовсе. Католики же в средние века не были побуждаемы к этому никакими основательными неизбежными причинами. У нас  хотя и был временный отход, но сейчас мы стараемся по возможности  вернуться в отношении взрослых - и это есть уже во многих храмах - к практике крещения погружением, как это и было в древней Церкви, в то время как католики по-прежнему принципиально считают достаточным обливательное или даже только окропительное крещение.

      Таинство  миропомазания 

      В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в  отличие от Православной Церкви, как  правило, епископом. Это отличие  не так уж существенно, ведь и у  нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В практике Православной Церкви миро раз в два  года освящает Патриарх, затем оно  распределяется по епархиям и по приходам (то есть, епископ таким образом  часть своих полномочий препоручает  священнику). А у католиков сам  епископ совершает это таинство через возложение рук.

      Существенным  отличием является то, что конфирмация  не совершается над младенцем  сразу после крещения, а лишь по достижении отроческого возраста. В  разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался  от семи до двенадцати лет.

      Чем руководствуются католики, отодвигая  миропомазание -конфирмацию - от крещения? Они учат так. Если младенец крещен, то он освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет. Если он и умрет, то все равно будет  спасен и сподобится лучшей участи, поэтому нет смысла преподавать  ему другие таинства до достижения отроческого возраста. Это чисто  внешний, рационалистический подход, при  котором игнорируется благодатное  действие таинств.

      Таинство  Евхаристии

      Более всего отступлений от древне-церковной  практики у католиков в таинстве Евхаристии.

      Во-первых, младенцев до конфирмации  не причащают.

      Во-вторых, причащение мирян  совершается только под видом хлеба.

Хлеб  для Евхаристии употребляется пресный. Практика причащения мирян только хлебом возникла в средние века из соображений  санитарно-гигиенических. В то время  Европу часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие до четверти населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение мирян только под одним видом, когда каждому причащающемуся дается так называемая облатка - кусочек  пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось неверие в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные недуги, недостаточная  вера в силу Тела и Крови Спасителя. Это произошло уже после отделения  католичества от Вселенской Церкви, когда  многое в церковной жизни католиков  стало приходить в угасание.

Информация о работе История западного христианства и его особенности