История западного христианства и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.

Содержание

Введение......................................................................................................................................3
1. Христианство, как одна из основных религий Европы..............................................4
2. Распространение христианства в Римской Империи..................................................5
3. Особенности европейского христианства....................................................................7
Вывод............................................................................................................................................8
Список литературы......................................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

РЕЛИГИЯ НОВЫЙ.docx

— 70.79 Кб (Скачать документ)

      Моментом  преложения Святых Даров у католиков  считаются установительные слова  Христа Спасителя: «Примите, ядите, сие  есть Тело Мое...», а не молитва призывания Святого Духа, как в Православной Церкви. Эпиклеза (призывание Духа Святого) есть в древних литургических  текстах и, конечно же, в литургиях  святого Иоанна Златоуста и святого  Василия Великого. В католической мессе этой молитвы нет. В этом проявляется различие богословского  подхода. Для католиков главное - произнесение формулы, даже если в роли этой формулы выступают слова  Христа Спасителя. Главное - чтобы формула  была вовремя произнесена.

      Таинство  брака 

      Первое  отличие состоит в том, что  совершителями брака в Католической церкви признаются сами брачующиеся, а  не священник. Брак и у них совершается  в храме, перед алтарем. Священник  дает жениху и невесте кольца. Но священник нужен лишь для признания  канонической законности брака.

      Второе  отличие - признание абсолютной нерасторжимости  брака. Развод у католиков недопустим ни по какой причине - даже по той, которая  указывается самим Спасителем в  Евангелии (то есть по причине нарушения  супружеской верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой брачный союз при жизни изменившей ему стороны.

      Однако  из книг известно, что в средние  века католики разводились. Дело в том, что у католиков все можно  изящно обойти. Брак абсолютно нерасторжим, но он может быть признан недействительным. По каким причинам? Главная причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют цели брачного союза. В средние века этим очень  часто злоупотребляли, и иные европейские  монархи не раз вступали в брак, пользуясь этой формулировкой. Теперь тоже таких процессов довольно много. Все они идут через Ватикан.

      Большие хлопоты соответствующему ведомству  Ватикана доставляют многочисленные процессы о признании недействительными  браков, заключаемых жителями «третьего  мира» (в основном испанцами и  португальцами из Латинской Америки), с целью получить гражданство  в странах Южной Европы (Испании, Португалии, Италии). В Испании и  Португалии гражданский брак практически  не имеет места или, по крайней  мере, не дает права гражданства. Поэтому  иные люди решаются на такое беззаконное  действие. 
 

Таинство  священства

      Во  второй половине XI века у католиков  был введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.

      Целибат не надо путать с монашеством. Священников  и епископов из католических монашеских орденов не так много. Целибат - это  просто обет отказа от семейной жизни.

      В древней Церкви в брак могли вступать пребывающие в сане всех трех степеней священства: диакон, пресвитер и  епископ.

      В Послании апостола Павла к Тимофею  говорится: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3, 2). Такая  практика существовала на протяжении первых веков. Постепенно (примерно к VI веку) на Востоке утвердился обычай безбрачия епископата. При византийском императоре Юстиниане Великом все  епископы стали обязательно безбрачными (не монахами, а именно безбрачными). И только потом, значительно позднее, стало так, что в епископы может  быть рукоположен только монах. В  древней Церкви, как и у нас  сейчас, для диаконов и священников  до хиротонии разрешался первый и  единственный брак.

      На  Западе с самого начала брак духовенства  скорее допускался, чем считался нормой. Там распространилась психология гнушения браком, на брачный союз стали смотреть как на что-то нечистое, в особенности  применительно к священнослужителям. На Востоке тоже существовало такое  мнение, но оно было отвергнуто Соборами древней Церкви. Поместный Собор  в городе Гангры, а затем и Трулльский Собор приняли специальные правила - каноны, в которых говорится, что, если кто отпускает жену свою или  мужа своего не по стремлению к чистоте  и благочестивой жизни, а по причине  гнушения браком, таковой, если священник, - да будет извержен из сана, а если мирянин - да будет отлучен. Или если кто не желает принимать Причастие  у женатого священника, потому что  гнушается им, как живущим в  браке, то таковой, если пресвитер, - да будет извержен, а если мирянин - да будет отлучен.

      Отношение к браку как к чему-то оскверняющему  человека древняя Церковь решительно не приняла. Однако на Западе оно постепенно укреплялось и привело к признанию  всецелого обязательного целибата.

      Рукоположение у католиков сохраняется. Единственное отличие - в том, что рукоположение  епископа у них совершается одним  епископом, а в Православной Церкви - не менее чем двумя. А прочее по форме достаточно похоже.

      Диаконов  у католиков почти не осталось. Они формально признаются, но чин  диаконского служения при совершении католического богослужения не нужен. Само богослужение сокращено - нет ектений. Сан диакона для католиков - это  просто ступенька: посвящаемый на 10 минут рукополагается в диакона, чтобы после этого стать пресвитером. Фактически же диакон отсутствует, как у нас фактически отсутствует иподиакон (кроме тех, кто служит при епископе). Тем не менее у православных каждый, кто рукополагается во диакона, сначала посвящается в чтеца (то есть иподиакона) и некоторое время, пока он стоит и ожидает диаконской хиротонии, бывает иподиаконом. Примерно так же у католиков произошло с диаконским служением.

      Таинство  покаяния

      Католики  учат, что грехи подразделяются на простительные и смертные. опутно необходимо заметить, что в некоторых  наших молитвенниках, изданных в XX веке или западного издания, имеются  перечни «семь смертных грехов»  или что-нибудь подобное. Все эти  списки - по семь, по восемь и по девять - благополучно перекочевали к нам  из католических книжек.

      Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально какой-то определенный: скажем, воровство или убийство. Исаак  Сирин писал: «Грех к смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии  пребывает».

      То  есть смертным грехом является тот, в  котором человек не раскаивается. Он может быть по видимости и мелким. Но если мелкая страсть крепко привязывает  человека к земле и душа пребывает  в не раскаянии, то и небольшой  на первый взгляд грех может оказаться  гибельным для души.

      Святые  отцы не делят грехи по каким-либо внешним признакам на смертные и  простительные. У католиков же такое  деление есть. Кроме этого каждый грех делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание  за грех.

      В чем же особенность католического  учения об исповеди?

      В крещении человеку прощаются все  грехи: и смертные, и простительные: и в отношении вины, и в отношении  наказания. То есть в крещении человеку прощается все.

      А в таинстве исповеди, как учат католики, все происходит по-другому: смертные грехи прощаются и в отношении  вины, и в отношении наказания, но вот простительные грехи прощаются  только в отношении вины, а наказание  при этом остается. Наказание человек  непременно должен понести. Отсюда и  индульгенции, и учение о чистилище  и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание - это  способ дать Богу удовлетворение.

      Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести  за грехи. Католическое «Руководство по пастырскому богословию» - там написано, за какой грех, при каких обстоятельствах, в каком возрасте, при каких  смягчающих, при каких отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то индульгенция. Одним словом, все очень точно расписано, и это понятно.

      Ведь  если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что  если наказание дать меньше, чем  полагается, то человек будет приносить  его в чистилище, а духовник ответит  за то, что он не наложил правильного  наказания по мере исповеданных грехов.

      Духовник  здесь выступает как судья, а  не как душепопечитель. Этот аспект весьма преувеличен в католической пастырской практике.

      И еще одна интересная особенность, связанная  с католическим учением о спасительной действенности таинств вне зависимости  от расположения приступающего к  таинству. Как считают католики, для того, чтобы таинство покаяния оказалось спасительным, не требуется  глубокого сокрушения, продиктованного  любовью к Богу, а достаточно легкого  сожаления о грехах, продиктованного  страхом или другими мотивами. Это учение католики выделяют как  один из самых положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве исповеди. В Римско-католической богословской энциклопедии, вышедшей в 1967 году, написано по этому поводу следующее:

      «Превосходство  нового закона как раз в том  и состоит, что неполное сокрушение, не являвшееся достаточным для отпущения  грехов ни в первобытной религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в соединении с таинством  в религии христианской». Получается, что подлинное покаяние, которое  требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и, тем  не менее, получить разрешение грехов. Это опять проявление того же формального, внешнего подхода к таинствам. 

      Организация католической церкви отличается строгой  централизацией.

      Римский папа – глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.  
Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.  
Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама Триединства и Боговоплощения. Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.
 

      Согласно  догмату Триединства, внутренняя жизнь  Божества есть личное отношение трех "Ипостасей", или Лиц: Отца (безначального  Первоначала), Сына, или "Слова" Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа ("животворящего" Начала). Сын рождается от Отца, Святой Дух "исходит" от Отца (по православному  учению) или от Отца и Сына (так  называемые filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом  и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как "рождение", так  и "исхождение" совершается не во времени, а в вечности; все три  Лица были всегда ("предвечны") и  равны по достоинству ("равночестны"). 

      Христианское "тринитарное" учение (от лат. Trinitas Троица), разработанное в эпоху так называемые отцов Церкви и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует "не смешивать Лица и не разделять Сущность"; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного "ипостасного" самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.

     В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской  империи только церковь в течение  многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для  всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно  было то влияние, которое церковь  оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям  стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих  в нем силах и законах.

      Таким образом, основные догматические нововведения западной

      церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

      • учение об абсолютной, единоличной  власти Римского епископа (папы) над  Церковью, и о его непогрешимости;

      • учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (лат. филиокве); эти  два пункта были основными причинами  отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской  непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;

Информация о работе История западного христианства и его особенности