Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

Инструментальная музыка, предлагаемая для слушания старшим  дошкольникам, также отличается большим  разнообразием и развитием музыкальных  образов, использованием более сложных  средств музыкальной выразительности. Например «Вальс» Д.Б. Кабалевского ре-минор (в пределах указанных композитором ремарок — пиано, умеренно) можно сыграть спокойно, просветленно, лирично, нежно, а можно — чуть-чуть более взволнованно, трепетно.

При исполнении вальса в  старшей группе детского сада возможны оба варианта, так как дети этого  возраста могут прочувствовать и  осознать и то, и другое настроение. Необходимо исполнить музыкальное  произведение выразительно, увлечь детей  игрой, заразить теми чувствами, которые  выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно детям, дошло до сердца каждого, было бы осмыслено, прочувствовано ими. Дети должны понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает не только словами, но и звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушаться в ее звучание.

Дети старшего дошкольного  возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску  музыки, но и выразительные интонации: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д. Они могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Важно, чтобы они поняли  что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания.

Характеристика эмоционально-образного  содержания музыки и является самым  трудным моментом в работе с дошкольниками, у. Дети без особого труда определяют моменты изобразительности  («падают  листочки», «журчит ручеек», «капает  дождик», «чирикает птичка»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму).

Однако их высказывания о  характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в  нем, не отличаются разнообразием. В  беседах, пояснениях необходимо обращать внимание ; детей на те стороны музыкальных произведений, к которым оно не привлекалось ранее, в средней группе: «Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но  и их тончайшие нюансы. Даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная — и нежно-задумчивой, мечтательной, и I скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена, радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь».

Эпитеты «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «веселая», «радостная» являются словами-образами. Именно [ образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.

Для уяснения характера музыкального произведения, предназначенного для  слушания, можно привлекать знакомые детям песни. Так, перед пением песни  В. Витлина «Дед Мороз» дети слушают  пьесу Р. Шумана «Дед Мороз» и высказываются  о характере  обоих произведений. В запеве песни В. Витлина «Дед Мороз» музыка «спокойная,  добрая  нежная, ласковая» в припеве — «веселая, праздничная, шутливая, звонкая, радостная, сверкающая». В пьесе Р. Шумана «Дед Мороз» музыка «тревожная страшная, злая, суровая, сердитая, грозная. Дед Мороз нагоняет метели, вьюги».

Аналогичный прием используется при сравнении музыки «Листопад» Т. Попатенко с песней «Падают листья» М. Красева, «Мамин праздник» — с песней «Маме в День 8 Марта» Е. Тиличеевой и др.

Различение детьми оттенков одного настроения помогает глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно  вслушиваться ; в ее звучание, а также понимать, что одним словом, например «веселая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов. Например, при сравнении пьес Г.В. Свиридова «Парень с  гармошкой» (веселая, плясовая, бойкая) и П.И. Чайковского «Мужик на гармошке играет» (веселая, маршевая, удалая, важная, тяжелая). (Примеры приведены из опыта работы и из книги О.П. Радыновой «Слушаем музыку». — М.: Просвещение, 1990.)

В старшем дошкольном возрасте усложняются и предлагаемые для  слушания произведения, и задачи, которые  ставятся перед детьми. Усложнение музыкальных произведений идет по следующим  направлениям:

1) от пьес с преобладанием  изобразительных моментов — к  пьесам с доминированием выразительности;

2) от небольших по объему, простых по форме и музыкальным  образам — ко все более развернутым и сложным;

3) от содержащих одну  ведущую тему — к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.

Беседы, сопровождающие слушание вокальных и инструментальных произведений, несколько иного характера, чем  в средней группе, несмотря на то, что и там, и здесь подчеркивается связь содержания музыки и средств  музыкальной выразительности.

Говоря о вокальной  музыке, педагог строит беседу, рассказ  на конкретных образах, данных в литературном тексте. Знакомя детей с инструментальной музыкой, надо помнить, что она менее  конкретна, поэтому пояснения педагога должны быть более сдержанными, более  общими. Беседы становятся более развернутыми. Педагог в доступной форме доводит до сознания детей развитие музыкального образа, поясняет различные выразительные средства, которые передают это развитие.

Так, знакомя детей с  произведением П.И. Чайковского «Камаринская», педагог создает образ постепенно усиливающейся задорной русской  пляски. Эта пьеса построена на народной мелодии варьированного характера. В каждом вариационном отрывке хорошо слышна мелодия, но она несколько  видоизменяется, и это дает возможность детям воспринимать отдельные вариации. В пьесе ярко выражено постепенное нарастание динамических оттенков. Пляска начинается как бы с легкого, спокойного движения. Постепенно танцор «расходится». Его движения становятся все размашистее, быстрее, задорнее. Внезапно звучание стихает — как будто танцор замедляет движения, заканчивая пляску.

Можно сказать детям и  о том, что в этой музыке, сопровождающей пляску, как бы передаются звуки  музыкальных инструментов. Вот в  первой вариации играет дудочка, во второй — к ней присоединяются звуки  балалайки. Затем звучит гармошка. Пляска становится все веселее, музыка —  звучнее, громче.

Наряду с музыкальными произведениями в старшем дошкольном возрасте, необходимо использовать для развития музыкального восприятия такие приемы, как аудио- и видеозаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении, диафильмы, диапозитивы с произведениями живописи, архитектуры, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, а также посещения доступных детям по содержанию оперных и балетных спектаклей, концертов, знакомство с музейными экспозициями.

Приемы развития музыкального восприятия следует варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка музыкальных  произведений может сочетаться с  передачей характера музыки в  движении, инсценировкой песен (дети делятся на группы — одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае можно объединить разделы  занятия — слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипов  придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии. Желательно и целесообразно использовать прием оркестровки музыкального произведения до инсценирования его, чтобы дети могли глубже вслушиваться в музыку, различать в ней и характер, и изобразительные моменты, и средства музыкальной выразительности. На заключительном, обобщающем занятии все эти приемы могут применяться одновременно. Они хорошо сочетаются и взаимодополняют друг друга. Дети в игровой форме выражают свои впечатления, полученные от восприятия музыкального произведения, их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется, они становятся более активными.

Все методические приемы эффективны лишь в том случае, если музыкальные  произведения исполняются выразительно, вызывают у детей эмоциональный  отклик, сопереживание, побуждают к  высказываниям о характере и  выразительных оттенках музыки, развивают  эстетическое восприятие, любознательность и творческую активность детей, их музыкальную  культуру.

Показатели развития. К  концу учебного года дети должны уметь:

— внимательно от начала до конца прослушать небольшие музыкальные  произведения;

— эмоционально реагировать  на смену настроений в различных  частях музыкального произведения;

— рассказывать о своих  музыкальных впечатлениях, чувствах, образах, возникших в процессе музыкального восприятия;

— узнавать и называть прослушанные музыкальные произведения; узнавать произведения по мелодии, вступлению;

— называть правильно жанры  музыкальных произведений (марш, танец, песня), определять, инструментальная или вокальная музыка;

— определять и называть двух-, трехчастную форму произведения.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с  необходимостью: - специально подбирать  музыкальный репертуар и методы работы с ним;

· использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

·  использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и  художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное  восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа  музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться  на то, чтобы они отвечали двум ведущим  принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные  эмоции.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая  может осуществляться в самых  различных видах (игра на музыкальных  инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое  пение, ритмические движения и танец и др.). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Правильный подбор песенного  материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных  композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала.

Соблюдение этого условия  способствует повышению интереса и  желания учащихся к исполнению песен. Искусство пения требует овладения  вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и  должна быть связана с работой  над художественным образом произведения.

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование  процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние  на формирование его голосового аппарата и на развитие "слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань  с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1октавы —ре 2 октавы).

Низкие звуки звучат более  напряженно, поэтому в работе с  детьми надо использовать песни с  удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 6 лет чаще всего являются (ми) фа — си 1 октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

В результате систематической  работы с детьми младшей и средней  групп, направленной на реализацию программных  требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей  группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные  звуки по высоте, различать громкую  и тихую музыку, передавать несложный  ритмический рисунок хлопками, в  движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии  достижения детьми художественного  исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём  должна чувствоваться глубина понимания  музыкального образования. Поэтому  выразительное исполнение требует  овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Правильное певческое  развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления  голоса, способствует развитию здорового  голосового аппарата. Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой  деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры. Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного  подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте