Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Содержание

Введение......................................................................................................3

1. Теоретические основы  восприятия музыки в детском  саду.................6

1.1 Слушание музыкальных  произведений в детском саду.....................6  

1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12

1.3 Восприятие как вид  музыкальной деятельности ребёнка  в дошкольном образовательном  учреждении.....................................................14

2. Развитие музыкального  восприятия детей в старшем  дошкольном возрасте..............................................................................................................20

2.1 Анализ состояния развития  музыкального восприятия детей  в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20

2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25

2.3 Результаты работы по  развитию музыкального восприятия  в процессе слушания музыки...............................................................................36

Заключение...............................................................................................47

Список литературы..................................................................................49

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди многих видов искусства  музыка по праву занимает особое место  в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого  человека.

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что  не подвластно слову, не находит в  нем своего выражения, находит отражение  в музыке. Особенно ярко воспевает  она великую гармонию природы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству  и могут быть вовлечены в посильную  для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также  пробуждение потребности постоянного  общения с ней и желания  активно проявлять себя в этой сфере.

Под руководством взрослого  ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных  инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую  птичку и жужжащего шмеля, неуклюжего медведя и хитрую лису.

Опыт показал, насколько  полезно для общего развития детей  вовлекать их в самостоятельную  деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е непосредственность действий, увлеченность, стремление по своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного  характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость  детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь  между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных  видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям  в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут  активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Актуальность  темы  определяется значимостью проблемы, влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у дошкольников и малой ее разработанностью.

Объект исследования — развитие музыкальности у детей в условиях целенаправленных педагогических воздействий.

Предмет исследования - процесс развития музыкального восприятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусства.

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.

Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Гипотезы исследования.

Использование взаимодействия различных видов искусства на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному развитию музыкального восприятия у дошкольников. Основой  репертуара, предлагаемого детям  на специальных занятиях, могут стать  синтетические жанры оперы и  балета.

Главным условием эффективности  формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста является соответствие его основных линий логике развития этой способности  в онтогенезе.

Использование на занятиях по слушанию музыки специально подобранных  произведений художественной литературы и изобразительного искусства будет  способствовать развитию у детей  не только музыкального восприятия, но и художественной, и общей культуры.

Научная новизна  работы. Проведено специальное исследование роли взаимодействия искусств (музыки, литературы и изобразительного искусства) и синтетических жанров оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Доказана эффективность системы занятий по слушанию музыки, построенной в соответствии с логикой становления музыкального восприятия в онтогенезе. Разработаны методики развития музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств и ознакомления дошкольников с синтетическими жанрами оперы и балета; создана новая программа по слушанию музыки для детей 5-7 лет.

Теоретическое значение исследования заключается в доказательстве возможности эффективного развития музыкального восприятия у дошкольников на основе взаимодействия различных видов искусства; выявлении принципов их взаимодействия в процессе развития музыкального восприятия у детей; разработке одного из путей амплификации музыкального, художественного и общего психического развития ребенка.

Практическая  значимость ВКР состоит в разработке и широком внедрении новой программы по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада и методов развития музыкального восприятия.

 

1. Теоретические  основы восприятия музыки в  детском саду

1.1 Слушание музыкальных  произведений в детском саду

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок  получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции  близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. «Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев  и песню кузнечика, журчание весеннего  ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск  волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает  сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен  эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным  уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести  до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует  многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку  культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Музыка вызывает у слушателя  различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость  или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает  его духовный мир. Музыка побуждает  к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному  сопереживанию.

В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую  трудность, что связано, с одной  стороны, со спецификой музыкального художественного  образа, с другой – с возрастными  особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым  по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени  музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять[19 c. 34].

В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает:

специальный подбор музыкального репертуара;

использование соответствующих  возрасту методов работы с ним;

использование других видов  музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

использование различных  видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов  и т.д.). Синтез различных видов  искусств, когда ребёнок, воспринимая  музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском  саду определяется воспитательными задачами, а незадачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью  главной воспитательной задачей  по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной  культуры, а именно[5 c. 94]:

знакомство детей с  доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а  также с народным музыкальным  творчеством, распределяя их по жанрам и видам;

формирование у детей  музыкальной восприимчивости, способности  эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

развитие способности  запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной  выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

воспитание оценочного отношения  к музыке и её исполнению, что  является проявлением музыкального вкуса;

формирование навыка слушания музыки;

создание фонда любимых  детских произведений.

В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три  этапа:

Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

Развитие музыкальных  способностей и навыков культурного  слушания музыки.

Развитие способности  различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

На первом этапе музыкальный  руководитель должен пробудить интерес  к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление  в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий  характер. Слово педагога, посвящённое  музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное  слово перед первым слушанием  музыки, а также и все последующие  пояснения[24 c. 97].

По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка  в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед  педагогом стоит задача активизации  процесса восприятия музыки. Музыкальный  руководитель обращает внимание на наличие  вступления, заключения, а также  на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и  игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием  произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте