Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

Музыкальное восприятие ребенка  не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.

Репертуар, отобранный в  определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического  отношения к окружающему. Поэтому  имеет значение, с какой музыкой  нужно знакомить детей в различном  возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет  усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар  входят произведения классики, современной  и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а  также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов[34 c. 12].

Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так  важно реалистическое, правдивое  отображение действительности. Музыковед  И. Нестьев отмечает, что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми.

В процессе обучения ребята обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного  исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует  подменять излишними разговорами  о музыке, ее особенностях. Перед  слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога.

Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера  произведения. Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами - идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.ь Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Он так же отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно-выразительная речь человека. Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.

2. Развитие музыкального  восприятия детей в старшем  дошкольном возрасте

2.1 Анализ состояния  развития музыкального восприятия  детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет

Под музыкальными способностями  понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать  отдельные компоненты музыкальных  звуков: высоты, тембра, длительности, силы. Предполагается, что в структуру  этих способностей входит качество активного  вслушивания в музыкальные звуки  в их выразительных отношениях, наглядно-действенное  ознакомление с ними.

Задача данного исследования - установить роль усвоения детьми способа  вслушивания в развитии сенсорно-музыкальных  способностей.

При решении этой задачи использовался метод сопоставлений: результатов применения способов вслушивания и некоторых дополнительных упражнений по «обследованию» (дети группы А), с результатами непосредственных действий по инструкции (дети группы Б); б) уровней овладения способами вслушивания у детей старшей группы (5-6 лет) в) результатов работы по обычной с результатами применения способов вслушивания (дети старшей группы 5-6 лет).

Сопоставление результатов  позволило выяснить роль наиболее эффективных  способов развития сенсорных способностей.

Опыты проходили в «незнакомой  для детей деятельности - ознакомления их с игрой на музыкальных инструментах, с которыми они до сих пор не встречались. Специально для этой цели были разработаны нами некоторые  образцы музыкальных игрушек, частично внесены коррективы в уже существующие и использованы бытующие образцы. Игрушки  были систематизированы в соответствии с конкретными задачами обследования. Для выявления качества восприятия звуковысотных соотношений использовалась сконструированная нами «музыкальная лесенка». Ее ступеньки построены в диатоническом мажоре (звучат в восходящем в нисходящем движении), они съемные и могут быть заменены другими (звучит другая тональность). В целом конструкция игрушки не только хорошо моделирует высотные отношения, но и дает возможность детям пользоваться ею различными способами. Использовались также, инструменты построенные в мажорном звукоряде (флейта, цитра, домра, аккордеон, колокольчики и т. д.). Ритмический слух проверялся с использованием игрушек и инструментов из ударной группы (бубен, барабан, треугольник и т.д.). Основное требование, предъявляемое к инструментам для проверки тембрового слуха - определенность их тембров и разнообразие звучания, например, из группы струнных берется цитра и басовая домра; у первой звучание нежное, светлое, у второй - густое, гудящее. Для проверки динамического слуха был сконструирован опытный образец баяна с пятью кнопками, при нажатии которых извлекаются звуки, одинаковые по высоте и тембру, но различные по силе. Были разработаны также специальные пособия для детского самостоятельного музицирования. (Развитие восприятия средств музыкальной выразительности в их комплексном звучании). Их можно отнести к типу самообучающих с контрольным управлением, так как ребенок имеет возможность сам проверить правильность своих ответов («музыкальное лото», «музыкальные шкатулки», «музыкальные ящички» и т.д.).

Было проведено 4 серии  опытов по выявлению роли способов вслушивания в звучание музыки (для  развития звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха). В результате выявились следующие данные.

Применение этих способов дало преимущество детям группы А (которые усваивали их помимо одних и тех же заданий, инструкций, получаемых и группой Б). Оно выразилось в количественном отношении от 30% до 70%. Значительные колебания в процентах объясняются различной степенью интенсивности примененных способов. Качественное преимущество проявилось в том, что дети группы А, по мере усвоения способов самостоятельной слуховой ориентировки, стали справляться лучше с любым новым заданием. Это особенно подтвердилось при сравнении результатов выполнения заданий детьми старшей (А и Б) и подготовительной групп. Получив совершенно новое для обеих групп задание, дети 5-6 лет причем наивысшие данные были в экспериментальной группе А.

Успешность выполнения заданий  отмечена по всем четырем показателям: звуковысотному, ритмическому, тембровому и динамическому слуху. Для их развития важно не ограничиваться сопоставлениями свойств музыкальных звуков, но совершать определенные практические действия, контролируемые слухом, опирающиеся на моторные и зрительные ощущения. Так, при звуковысотных различиях важную роль играют: вокализация, наглядно-зрительные представления знаковых символов, различные их обозначения, моделирующие высотные связи, условные движения (типа дирижирования) и т. д.

Сопоставление качества восприятия у детей  5-б лет показало: звуковысотные отношения подаются успешной дифференцировке с ранних лет, если найти наглядную форму их моделирования.

Музыкально-ритмические  отношения поддаются различению несколько позже, чем звуковысотные, но импульсивный отклик на них отмечается в раннем возрасте. Возможно, что нужно еще искать какие-то формы, дающие маленьким детям наглядные представления о ритме. В старшем возрасте ритм хорошо воспринимается, в пении он воспроизводится легче, чем эвуковысотные отношения.

Тембровый слух, развитию которого мало уделяли внимания до этого времени, оказывается, может очень успешно  функционировать.

Тембры семи инструментов правильно различали от 50% до 85% детей  обеих групп А и Б. Причем из них два были им знакомы. Возникает острая необходимость совершенствования музыкальных игрушек различных тембров для соответствующего развития детей всех возрастов.

Динамические оттенки  достаточно контрастные, но не очень  интенсивные по силе, хорошо поддаются  различению младшими детьми. Старшие  же хорошо справляются с различением  пяти градаций (очень тихо, тихо, умеренно громко, громко, очень громко).

Способы сенсорных действий в целом позволяют детям более  сознательно, эмоционально относиться к музыке, чувствовать красоту  ее звучания в единстве с ее содержанием. Материал опытов дает основание к  составлению программы сенсорного воспитания.

Высотные отношения музыкальных  произведений выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений  звуков, порой изменяющих направление  движения мелодии, или же разнообразных  интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления  длительностей (преимущественно четвертей  и восьмых). Вариативное сочетание  их очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.

Тембровые свойства демонстрируются  звучанием различных инструментов, певческих голосов и подражанием  голосам животных птиц (специальное  устройство в музыкальных игрушках).

Динамические зоны группируют самые разнообразные нюансы и  направлены на выражение эмоционального содержания музыки.

Различные выразительные  сочетания отдельных свойств  музыкальных звуков представляют для  восприятия их материал разных ступеней трудностей. Усложнение заданий идет в таких направлениях:

    • уменьшение контрастности в сопоставлениях высотных, тембровых и динамических отношениях;
    • уменьшение объема интервалов, что влечет последовательное сужение порогов звуковысотных различений; сужение динамических зон, позволяющих последовательно развивать тембровый слух;
    • увеличение количества различаемых музыкальных явлений, постепенное прибавление тембров инструментов, динамических оттенков; вариаций мелодических ходов, ритмических рисунков;
    • увеличение разнообразия отношений всех свойств музыкальных звуков.

Основное программное  требование музыкально-сенсорного воспитания - усвоение навыков восприятия и  способов действий, активизирующих слуховое внимание.

Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует  от детей умения вслушиваться в музыкальное  звучание, выделять отдельные свойства музыкальных звуков из общего их комплекса, слышать динамические, ритмические  и другие изменения.

Усвоение способов вслушивания, в свою очередь, требует наличие  умения сопоставлять сходные и контрастные  сочетания свойств музыкальных  звуков, относить явления, свойства к  тем или иным группировкам; находить их в условиях различной музыкальной  практики (пения, движения, игры на музыкальных  инструментах).

Усвоение способов координации  восприятия и воспроизведения требует  от детей умения контролировать слухом качество своего исполнения; подбирать, импровизировать, различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

Музыкальное воспитание проходит в музыкальной практике. В любом  ее виде развиваются почти все  сенсорные способности. Но, разумеется, есть области, в которых преимущественно  развивается та или иная способность. Так, в обучении пению важную роль играет развитие восприятия звуковысотных соотношений в определенной ладовой основе. Для развития всех способностей нужны специальные игры и игрушки, которые называют ведущими дидактическими средствами (А. Усова). Их назначение - ввести ребенка в понимание свойств и качеств воспринимаемых явлений.

Музыкально-дидактические  игры создаются нами на основе современного понимания теории сенсорного воспитания и эстетических требований. Структура  игр различается в зависимости  от их типа, характера игровых действий и их связей с сенсорными заданиями. В связи со структурой отчетливо  выступает роль игровых правил. Они  главным образом связаны с  качеством выполнения сенсорных  заданий. Играя, дети самостоятельно усваивают  способы сенсорных действий. Хотя в основу классификации игр положены задачи восприятия свойств музыкальных  звуков, но границы их шире - связаны  с действенным воспроизведением, эстетическим переживанием. На сенсорной  основе выстраивается сложная структура  музыкального развития детей.

 

2.2 Содержание  и методика работы по развитию  музыкального восприятия

У детей старшего дошкольного  возраста по сравнению с малышами более богатый жизненный и  музыкальный опыт. Восприятие детей  становится более осознанным. Дети начинают различать новые особенности  музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые, могут дать развернутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки.

В результате систематических  напоминаний приобретается определенная культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при  этом навыки. Дети уже в состоянии  прослушать более длинные музыкальные произведения не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности и более (темп и динамику; темп, тембр и динамику), у большинства из них проявляется интонационно-мелодическая ориентация. Восприятие музыкального образа становится более осознанным.

Расширяются представления  детей и о жанре, и о форме  музыкального произведения. Дети усваивают, понятия «жанр» «инструментальная и вокальная  музыка» «марш», «песня», «танец», «плясовая», «вальс», «полька» и другие. Дети определяют одно-, двух- , трёхчастную форму музыкального произведения, закрепляют эти понятия в движении под музыку и играя в оркестре.

Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте