Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы ВКР; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для старшей группы детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.

Содержание

Введение......................................................................................................3
1. Теоретические основы восприятия музыки в детском саду.................6
1.1 Слушание музыкальных произведений в детском саду.....................6
1.2 Формы и методы работа по слушанию в детском саду....................12
1.3 Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.....................................................14
2. Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте..............................................................................................................20
2.1 Анализ состояния развития музыкального восприятия детей в старшей группе д/с «Ромашка», с.Тегульдет................................................20
2.2 Содержание и методика работы по развитию музыкального восприятия.........................................................................................................25
2.3 Результаты работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки...............................................................................36
Заключение...............................................................................................47
Список литературы..................................................................................49

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2 версия.docx

— 78.96 Кб (Скачать документ)

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок  начинает узнавать их, что говорит  о сформировавшихся представлениях, о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.

Восприятие музыки в младшей  и средней группах является как  самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское  пение и музыкально-ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

На занятиях дети в процессе восприятия получают ещё ограниченные сведения, разъясняющие характер произведений, поэтому важно требовать от них  точных и конкретных ответов.

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у  детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой  и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как  раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное  занятие. Восприятие детей этого  возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом[17 c. 19].

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное  исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного  искусства.

В процессе анализа музыкальных  произведений требования к детям  постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает  дошкольников к самостоятельным  высказываниям. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный  руководитель следит за эмоциональной  окрашенностью своей речи. Педагог  побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более  полных высказываний, оценочных суждений. Всё большее количество произведений после прослушивания и анализа  используется в других разделах «  Программы воспитания и обучения в детском саду», прежде всего, в  музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, что способствует более глубокому переживанию, пониманию и запоминанию музыки.

Самые яркие, любимые музыкальные  произведения могут быть включены в  сценарии праздничных утренников. Праздники  в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый  источник его впечатлений. Поэтому  так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом  праздничном утреннике звучала  высокохудожественная музыка, способная  оставить заметный след в душе ребёнка.

1.2 Формирование  и методы работы по слушанию  в детском саду

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить  детей со значительно более сложной  музыкой по сравнению с той, которую  они сами исполняют. Дети получают возможность  услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем  исполнении. Слушание дает возможность  услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных  видов технических средств, способных  воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной  формой общения с искусством широких  слоев населения. Поток музыкальной  информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации  целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность  потребления музыкальных впечатлений  в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей  активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был  активным, творческим[15 c. 65].

Большое значение имеет вопросы  и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие  вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три  основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным  средствам (как выражено); по определению  причин (почему так выражено). Такие  вопросы задаются с целью сделать  более ясным понимание взаимосвязи  содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие  вопросы многому учат детей. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы.

Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление  контрастов, определение сходств  и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы. Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания[22 c.84].

В результате систематической  работы с детьми младшей и средней  групп, направленной на реализацию программных  требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей  группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные  звуки по высоте, различать громкую  и тихую музыку, передавать несложный  ритмический рисунок хлопками, в  движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии  достижения детьми художественного  исполнения музыкального произведения. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём  должна чувствоваться глубина понимания  музыкального образования. Поэтому  выразительное исполнение требует  овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательный  процесс, напоминающий настойчивое  и постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой  простой песней следует много  работать. Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников.

 

1.3 Восприятие  как вид музыкальной деятельности  ребёнка в дошкольном образовательном  учреждении

Восприятие – это отражение  в коре головного мозга предметов  и явлений, воздействующих на анализаторы  человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его  глазами или того, что слышит его  ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем видам музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними  переживаниями. В нем переплетаются  сенсорные ощущения музыкальных  звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них[31 c. 52].

Дети неоднократно слушают  песню, разучивают ее. Необходимость  правильно исполнить мелодию  заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной  выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык».

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может  включиться в другие виды музыкальной  деятельности, когда он еще не в  состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий  вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного  детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка  и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта  не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления[13 c. 16].

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более  богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем  дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может  быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в  «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение  к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина  пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости  не является следствием возрастного  созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Таким образом, восприятие зависит  от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл  музыкального произведения даже при  одном прослушивании. При повторных  прослушиваниях воспринятый музыкальный  образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная  с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные  средства ребенок различает с  помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством  всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить  слушание музыки. Прежде чем исполнить  песню или танец, ребенок слушает  музыку. Получая с детства разнообразные  музыкальные впечатления, ребенок  привыкает к языку интонаций  народной, классической и современной  музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает  «интонационный словарь» разных эпох[16 c. 36].

Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.

На протяжении всего дошкольного  детства круг знакомых интонаций  расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через  музыкальное исполнительство –  пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

 Ведущим видом в  детской музыкальной деятельности  является слушание-восприятие. Ведь  для того, чтобы разучить песню  ее надо сначала услышать, а  выучив, прислушаться, выразительно  ли она спета, как звучит. Двигаясь  под музыку, надо слушать ее  постоянно, следить за развитием,  передавая настроение и характер  произведения.

Информация о работе Развитие музыкального восприятия детей в старшем дошкольном возрасте