Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание

Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.

Работа состоит из  1 файл

чья то работа Office Word (2).docx

— 336.74 Кб (Скачать документ)

Обращаясь к рассмотрению концептуального содержания, воплощенного в языке лексемами серый, серость, необходимо учитывать, что смыслы, которые стоят за разными ЛСВ, относятся к разным концептам, хоть и связанным между собой в картине мира, поэтому мы не вправе говорить о концептуальных слоях одного концепта. При этом мы не можем говорить, что ЛСВ отражает концепт в целом, поскольку это отражение носит фрагментарный характер. Мы будем пользоваться термином концептуальный смысл, имея в виду при этом концептуальное содержание, относящееся к ЛСВ лексемы серый.

1.3 Базовый концептуальный  смысл «Цвет» 

Чувственный образ, т. е. цвет дается во всех толковых словарях как первое значение: «Цвета, получаемого из смешения черного с белым».

Данные синонимического  словаря позволяют говорить о  том, что этот фрагмент цветовой КМ хорошо разработан и даже детально дифференцирован. Даны следующие синонимы: стальной, мышиный, мышастый, пепельный, дымчатый, шаровый (спец.); о цвете лица: белый, бледный, бескровный, а также из словообразовательного словаря — мертвенно-серый.

Как и следовало ожидать, реакции с семантикой цвета, в  основном предметная лексика — мышь, лошадь, волк, пальто, глаза, брюки и под., составляют в РАС большинство, в среднем 60 %, хотя здесь существует интересная закономерность: в статье со стимулом серая цветовых реакций 84 %, со стимулом серый — 75 %, со стимулом серость — 21 %. Здесь, как нам кажется, подтверждается тезис З. Д. Поповой и И. А. Стернина о том, что высший уровень концептуализации действительности представлен субстантивными формами их вербализации.

1.4 Концептуальный смысл «Погода»

Концептуальную область  этого КС можно обозначить как  «Погода».

В MAC этот фрагмент КМ отражен  в значении: «перен. о погоде: пасмурный». В этом значении мы выделили две  ядерные, доминантные семы — «недостаток  света» и «влага», это сильновероятностная  сема — «пасмурная погода обычно предвещает дождь» — она достаточно сильна.

Словарь синонимов А. П. Евгеньевой подтверждает выделение семы «недостаток  света», по этой семе синонимы и группируются, а в РАС мы находим слова  с семой «обилие влаги». Синонимы: пасмурный, сумрачный, хмурый, тусклый. Словарь синонимов обозначает КО: «о погоде, времени дня и т. д.». Здесь же указывается, что «слова серый и тусклый обычно по отношению к погоде не употребляются».

Данные РАС, сгруппированные  по концептуальным признакам: КП «недостаток  света»: ночь, пасмурно, пасмурность, тень, туча (закрывает солнце), облака, темнота, мрак, мрачность, муть, тень, непроницаемый, свет, тьма, туча,

 

[1] сумерки, мутный, мрачный, тусклый, туман, рассвет, светло.

КП «осадки, обилие влаги»: грязь, плащ (косвенное указание), дождь, снег, грязность, дождливый день, дождь, мокрота, мокрый, сырая, сырость, радуга (появляется после дождя), сырость, сырой, дождь.

Реакции, относящие нас  к КО: погода, небо, на улице, плохая погода, погода, погоды, день, денек, погода, небо, на улице, утро.

Итак, серым могут быть названы погода, физическое состояние  в природе, время суток, нелокализованное пространство в случае, если все  выше перечисленное соответствует  условиям: недостаток света; осадки и  обилие влаги (выполнение этого условия  необязательно).

1.5 Концептуальный  смысл «Заурядность» 

Этот фрагмент КМ оказался одним из самых представленных лексической  системой языка, а значит, и одним  из наиболее актуальных для носителей  русского языка.

Он вербализован группой  слов: бесцветный, бледный, невыразительный, безликий и безличный, тусклый, неяркий, серый. В Малом академическом словаре этот КС отражен в толковании соответствующего слова серый как «ничем не примечательный, бедный содержанием». В Словаре синонимов Евгеньевой более развернутая дефиниция: «лишенный выразительности, своеобразия, яркости, ничем не привлекающий к себе внимания». Из сопоставления этих толкований можно выделить следующие когнитивные признаки:

— «ничем не выделяющийся из ряда подобных»,

— «не привлекающий внимания», а значит

— «не вызывающий интереса»,

— «резко негативная оценка».

В словаре синонимов КО, сфера функционирования этого слоя концепта определяется так: «о человеке, его речах, мыслях и артефактах».

Мы считаем, что эту  концептуальную область целесообразно  разделить: «человек, его речи, мысли» и «продукт деятельности человека», поскольку не все лексемы, вербализующие  этот смысл относятся и к человеку, и к артефактам. Кроме того, анализ материала показывает, что здесь  выделяется еще одна концептуальная область: «временной отрезок, место, образ  жизни». Таким образом, область функционирования этого смысла чрезвычайно широка.

Выделим реакции из РАС  и на их основе КП, общие для всех КО: заурядность — номинирует смысл; неинтересный, унылость, скука —  «отсутствие интереса, негативная эмоциональная  оценка»; очевидная, неприкрытая —  КП «легкость распознавания»; обыкновенный, одинаковый, обычный, одинаково —  КП «лишенный своеобразия, не отличающийся от ряда таких же».

Рассмотрим концептуальные признаки и лексемы, их вербализующие, в рамках отдельных концептуальных областей.

К КО «человек, его речи и  мысли» относятся следующие лексемы  и концептуальные признаки: людей, горожанин, личность, мысль, взгляда, взглядов, ум, ума.

КП «скучный, не вызывающий интереса, вызывающий раздражение» вербализуют  реакции из РАС «зануда», «нудный». Реакции в РАС «бездарность, средние  способности, средний», как и данные словаря антонимов серость — талант позволяет выделить КП «отсутствие таланта, природного дара, способностей». Как раз талант и служит во многих случаях отличительным признаком, делает человека своеобразным. Антонимическая реакция «индивидуальность» формирует признак «отсутствие индивидуальных черт». Этот признак дополняет реакция «невзрачный»: «отсутствие внешних ярких отличительных черт».

Реакции «масса», «толпа», «стадо»  позволяют выделить признак «большое скопление людей способствует потере индивидуальных черт». В толпе все  сливаются в одно целое и, с  одной стороны, нелегко выделить индивидуальные черты, а с другой стороны, сами люди эти индивидуальные черты теряют, превращаются в стадо.

Данные Фразеологического  словаря и Словаря тюремно-лагерно-блатного жаргона позволяют конкретизировать этот признак: «Большое скопление людей  способствует потере индивидуальных черт в случае, если люди обладают общими признаками, свойствами». В данном случае общий признак — это служба и все, что с ней связано. Фразеологический словарь: серая скотинка — так в дореволюционной России называли солдат. Смысл формируется следующим образом: одно животное из стада, солдат — один из одинаковых людей, одинаковость которых обусловлена одинаковой формой и ее цветом, распорядком дня и т. д. Слово «скотинка» эксплицирует здесь презрительное отношение, когнитивный признак «незначительный».

Это же презрительное отношение  выражает группа маргинальной лексики: серяк — (в первом значении) солдат, кстати, эта лексема используется у А. И. Солженицына в романе «В круге первом» по отношению к генералу МГБ; серые — военнослужащие Советской Армии (рядовой и сержантский состав); серые волки — курсанты школ и училищ МВД (+ семантический оттенок, привносимый словом волки — отношения «хищник» — «жертва»); серый барон — участковый инспектор милиции (+ семантический оттенок — «лицо, наделенное властью»). О том, что в наше время концепт «Серость» имеет отношение к служащим силовых структур свидетельствуют реакции «мент», «милицейский», «патруль». Здесь свою роль играет цвет формы военнослужащих и сотрудников милиции, это повод для применения этой лексемы, в определенных кругах выражающей презрение. Кстати, серый патруль — это частотное сочетание в тексте братьев Стругацких, возможно (как вариант), здесь мы видим влияние ХКМ на общенациональную картину мира, поскольку это сочетание для русского языка все-таки нетипично.

КП «выполняющий по нашим  представлениям какую-то функцию или  же однообразную, лишенную своеобразия, тяжелую работу теряет в нашем  сознании отличительные черты» выявляется через реакции «служащий», «клерк», возможно, «штатский». В Словаре  тюремно-лагерно-блатного жаргона — серые кобылки (в первом значении) — заключенные женщины, занятые в ИТУ на тяжелых физических работах. Данные СТЛБЖ поддерживаются реакцией «трудяга».

И последнее здесь: реакция  «заготовка», сигнализирующая, с одной  стороны, об ущербности человека, а  с другой — о возможности исправления  в лучшую сторону.

К КО «продукт деятельности человека» нас относят следующие  реакции: очерк, книжка, газета. Если лексема серый может обозначать цвет книги или газеты как материального объекта, то у очерка цвета быть не может, поскольку это всегда часть какого-то материального объекта, например, газеты, значит, серый — это определение каких-то других его свойств.

Для этой КО также характерны признаки «не вызывающий интереса», «несовершенный», «ничем не выделяющийся», которые выделяются на основании  анализа словарных дефиниций, а  также на основании реакций в  РАС банальность, неинтересный, средний, более характерен здесь признак «бедный содержанием», который можно представить так: «не содержащий ничего нового», а поскольку речь идет об артефакте, то можно выделить признак «плохо сделанный» — вариант признака «несовершенный». Прослеживается связь с КО «человек», серая вещь, созданная человеком говорит об отсутствии у него способностей, в этом случае и вещь и ее создатель вызывают безразличие у других людей — реакция безразличие в РАС. Нужно отметить, что у лексемы серый по отношению к артефактам есть ограничение на сочетаемость, то есть этот смысл охватывает не все, созданное человеком, ср. серая книга, статья, серый фильм, рассказ и серый стол, фотоаппарат, комод. Во втором случае речь идет только о цвете, в первом же серый может обозначать и цвет, в сочетаниях типа серая книга и бедность содержания. Можно предположить, что эта КО может быть отнесена не ко всем артефактам, а только к тем, для которых признаки «своеобразие», «яркость», «богатство и новизна содержания» являются обязательными, эталонными, прежде всего это произведения искусства, плоды творческого труда человека. В этом случае серый — это антиэталон, его крайняя степень. Следует также заметить, что даже по отношению к таким артефактам употребление лексемы серый не всегда можно допустить, в отличие от лексем заурядный и посредственный, ср. серое кино — заурядное кино, серый фильм — посредственный фильм, серая картина — заурядная, посредственная картина. Таким образом, эта КО наименее актуальна для смысла «Заурядность».

Концептуальная область  «временной отрезок, место, образ жизни». Мы считаем возможным объединение  этих элементов в одну КО по следующим  причинам. Место и время в нашей  действительности неотделимы друг от друга, любое место существует в  определенном временном промежутке. В понятие «образ жизни» входят следующие  компоненты: определенные действия человека, его поведение, постоянство этих действий — то есть протяженность  во времени, возможно, характерные места, где человек часто бывает. Если сложить эти компоненты вместе, получим  следующее: «определенный способ существования, протяженного во времени, человека в  каком-то месте (местах)». Как видим, элементы КО тесно связаны, именно поэтому  мы имеем возможность говорить о  единой концептуальной области.

Реакции в РАС «город», «улицы города зимой», «квартал», «вокруг» позволяют отнести «серость»  к определенному месту. Реакции  «сегодняшнего дня», «серые дни» позволяют  отнести образ «серости» ко времени. О расширении КО до понятия образа жизни свидетельствуют реакции (серо) существовать, былое, рутина (Л — «застой в делах, образе жизни»), жизнь, наша жизнь, быт.

Концептуальный признак  «повторяемость изо дня в день»  составляют реакции «будни», «будней», «повседневность», «обыденность», «обыденный». Когнитивный признак «трудность перемены образа жизни» формируется  на основе реакций в РАС «непроходимая», «непроницаемый». Этот признак поддерживается реакцией «болото», и сочетанием стимула  и реакции в РАС «болото» —  «серой обыденной жизни» (болото —  «топкое, вязкое место»), эти реакции в РАС позволяют также выделить КП «губительное воздействие на новое, своеобразное, живое». Второе значение слова болото: «общественная среда, находящаяся в состоянии застоя, косности»; застой: «остановка, задержка, неблагоприятная для развития, движения чего-нибудь».

Можно обнаружить тенденцию  к расширению КО в реакциях, совмещающих  в себе значение времени и пространства: «реальность», «как реальность», «мир». Это говорит о возможностях дальнейшего  развития этого слоя концепта, о  возможной его всеохватности, о  возможности потенциального отнесения  к любому предмету или явлению.

Несмотря на то, что сфера  функционирования смысла «Заурядность»  очень широка, этот смысл един. Признаки, организованные в рамках разных КО, объединяются, во-первых, общим смыслом  «заурядность, посредственность», во-вторых, общими зонами перехода между КО. Так, например, лексема горожанин из РАС относит нас к КО «человек», а кроме этого говорит о том, что в городе люди становятся неотличимы один от другого и это уже КО «место, образ жизни».

Итак, смысл «Заурядность»  может относиться к следующим  концептуальным областям: «Человек, его  речи и мысли», «Продукт творческой деятельности человека», «Временной отрезок, место, образ жизни». Смысл обнаруживает тенденцию к дальнейшему расширению концептуальных областей, то есть сфера  его функционирования может быть еще более обширной. КП, общие  для всех перечисленных в концептуальной области предметов и явлений: «ничем не выделяющийся из ряда таких  же предметов и явлений», «интенсивное отрицательное эмоциональное отношение», «легкость распознавания», а также  «вызывающий скуку». Для некоторых  предметов и явлений выделяются отдельные КП. Так, серым можно  назвать:

1) человека, не привлекающего внимания, не вызывающего интереса, у этого человека нет ярких отличительных черт; человека, лишенного всяческого таланта, способностей, природного дара; незначительного, несовершенного. При этом созданию образа «серости» способствует большое количество, скопление людей особенно в случае, если люди обладают общими признаками, свойствами. Также серым может быть назван человек, выполняющий, в нашем представлении, определенную функцию или тяжелую работу, лишенную своеобразия;

Информация о работе Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»