Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание

Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.

Работа состоит из  1 файл

чья то работа Office Word (2).docx

— 336.74 Кб (Скачать документ)

14. Праздники: Благовещенье, Вербное воскресенье, Духов день, Масленица, Никола Зимний, Преображенье, Радуница, Рожество Богородицы, Троица.

Несмотря на то, что тематические группы сформированы на основе лексики  диалектоносителя, эту же классификацию  можно применить и при анализе  типичного представителя наивной  картины мира.

Для конструирования фрагмента  наивной религиозной картины  мира русского народа обратимся к  ассоциативному эксперименту, смоделированному в русском ассоциативном словаре  под ред. Ю. Н. Караулова. Слово Бог  дается во всех трех книгах реакций (от реакции к стимулу), кроме того во 2, 4, 6 книгах (от реакции к стимулу) даются слова, на которые последовала  реакция Бог и подобные.

По результатам анализа  данных РАС можно сказать, что  ядро концепта, его чувственный образ  составляют следующие реакции: солнце, возвышенное, свет. Само существование Бога оценивается двояко: есть, нет, вранье, не верю, атеист, верование, миф, предрассудок, выдумка, чушь.

Выделяются наименования Бога (экспликаторы концепта) и религиозные  персоналии: Бог, Господь, создатель, творец, Всевышний, Иисус Христос, дух (божий), судья, триединый, Троица, отец, высший, существо высокого порядка, ангел, пророк. Эти наименования не выходят за рамки обычного, кроме сочетания существо высокого порядка, которое свойственно скорее философскому дискурсу. Следующие реакции можно объяснить культурным влиянием или личностными особенностями (верой) информантов: God, Allah, Аллах, Магомет. Отражены атрибуты бога: лик, глас (божий), нимб.

Можно выделить следующие  свойства Бога, выводимые из соответствующих  реакций: всевидящий — все видит, дающий — все даст, великий, могучий — великий, могучий, большой, всеобъемлющий — большой, всеобъемлющий, нет конца, творец — созидает, мыслящий — мыслит, думает, он сам есть смысл, благо — любовь, счастье, совершенство, благодать, надежда, милостивый — милость, добрый, милосердный, главенствующий — власть, воля, сила, правит, главный, бессмертный — бессмертие, вечность, древнейший, спасение — помогает, заботится, спасение, неопределимый — тайна, кто-то, оно, не знаю, нечто, неизведанное. Карающий — Бог связан с этической стороной и соответственно с наказанием и карой, судом божьим — совесть, покаяние, гром, молния, ужас, суд, грех, возмездие.

Представлен также негативный образ, который, возможно, связан с идеей  кары и суда — диктатор, жадина, надменный, спесивый, богом забытый, обиженный, проклятый.

Отдельную группу составляют так называемые церковные реакции (церковь, ее служители, атрибуты, предметы культа, ритуалы), например, Фома Аквинский, церковь, икона, крест, святыня, молитва, храм, священник, монах, мученик, молить, Библия, причастие, закон (божий), (богу) кланяться.

Отражено местопребывание  Бога — на земле, на небесах, над нами, далеко, и просто локусы, связанные с религией — жилище (бога), рай, ад, земля (богов).

Присутствуют и библейские мотивы: казнь (божья), участь (божья), воскрес, ребенок (божий).

Отражена такая специфическая  черта православия, как особое отношение  к юродивым и убогим: убогий, юродивый, урод, бич (божий), милостыня, блаженный.

Также есть реакции, связанные  с духом, духовностью, обозначающие связи с другими концептами: душа, духовность; с религией: религия, христианство, православный; демонологемами: черт, нечистая сила, дьявол; язычеством (впрочем, реакции Зевс и подобные можно считать культурными ассоциациями): Зевс, идол, Сварог, деревянный, римский. Сюда же (к язычеству) примыкают и генитивные конструкции: (бог) войны, огня, людей.

Субъекты веры, по данным словаря, — это старушка, старик.

Научно-техническая революция  внесла свои коррективы в представление  о Боге — реакции космос, инопланетянин, Вселенная, неземной. Человек пытается объяснить тайну через хорошо известные и понятные ему образы.

Во многих реакциях можно  узнать устойчивые конструкции, выражения: (бог) японский, знает, с тобой, знает что, с ним, весть что, весть, мой, взял, не дай бог! Боже мой! дай, свидетель (боже — в качестве междометия) храни, помоги, спаси, праведный, сохрани, как же жить, как ужасно! как хорошо! как я устал, милосердный, милостивый, правый, ты мой, помилуй, царя храни, в помощь. Наличие таких устойчивых выражений может говорить о том, что концепт утрачивает свой исконный религиозный смысл.

Эти две группы иллюстрируют внедрение религиозных понятий  в быт людей и некоторую  десакрализацию концепта. Работа Р. А. Короленко [Короленко 2004] показывает, что  это, возможно, общемировая тенденция.

В связи с темой нашего исследования и текстовым материалом Стругацких особого внимания заслуживают  реакции, соотносящие человеческое, земное с божественным. Здесь важен  сам факт их существования, отражающий, по выражению Т. И. Передриенко, «вторичную метафоризацию в истории этого  концепта». Происхождение понятия  Бог этот исследователь связывает  с метафорой: «Существование Бога объясняет  многое: явления природы, эпидемии, смерть, урожаи или их отсутствие и  др. Непонятное стало легко понимаемым и объясняемым. Метафора в данном случае помогла сделать понятным и доступным невидимое, непонятное и загадочное». Природные явления  — Бог — первичная метафоризация; Бог — человек — вторичная  метафоризация. Эти реакции устанавливают  особые отношения между двумя  различными понятийными областями: Бог и человек. «Идет сознательный перенос названия и свойств одного феномена в другую сферу. Оказываются  соотнесенными такие два неравных между собой существа, как Бог  и человек, последний из которых  приобретает признаки первого. Человек  как бы оказывается над другими  людьми. Он наделяется такими характеристиками Бога, как могущество, единичность, доброта. Его начинают почитать и  боготворить». Это следующие ассоциации: личность, молодой, человек, король, люди, царь, (божественная) опера, скрипка, (божественно) звучать. Особо хочется обратить внимание на две реакции, непосредственно примыкающие к АСП «Бог» в романа А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»: надо быть! (богом), роль (Бога, надо полагать — В. Р.).

Подводя итог, можно сказать  следующее. Во всех картинах мира, в  которых важное место занимает концепт  «Бог» — ортодоксальной православной, религиозно-философской, наивной, в  том числе КМ диалектоносителя —  выделяется ядро концепта, его важнейшие  сущностные признаки: бог есть могущество, сила, власть, всеведение, мудрость (всепромыслительность), истина, вечность, любовь, милосердие, спасение, свобода, творец, источник жизни, судья и вместе с тем заступник. И в библии, и в наивной картине  мира выделяются антропоморфные черты  бога.

Если сравнивать западное и восточное, православное христианство, то православие больше тяготеет к  онтологическим, философским проблемам, для него характерны категории соборности, единства всех людей перед богом, и трансцендентации, двоемирия, где  земной мир — это прообраз небесного. Для русского православия в связи  с историей России и русской ментальностью, вероятно, особенно актуальны такие  качества бога, как милосердие, спасение, защита и вместе с тем идея небесной кары [Алексеева 2001].

Концепт «Бог» в философской  школе всеединства в основном соответствует ортодоксальному  пониманию бога, утверждается однако, что бога можно познать в религиозном  опыте, сердцем через молитву. Подчеркивается одновременная трансцендентность  и имманентность бога, а значит, способность открыться человеку. Специфичным для школы всеединства  оказывается переосмысление роли человека, из тварного и природного в ортодоксально-религиозном  православном мировоззрении в философской  школе всеединства появляется человекобог, человек — это бог в потенции, ему принадлежит центральная  роль в мироздании. Двоемирие православной картины мира преломляется через  антиномичность человека, с одной  стороны, человек — существо природное, с другой — духовное, отсюда развиваются  и другие антиномии: человек —  это божество и ничтожество, человеку присуща борьба за существование  и любовь, милосердие и т. д.

В картине мира диалектоносителя можно отметить отсутствие рефлексии  по отношению к богу, среди тематических рубрик, предложенных Л. Г. Гынгазовой по результатам ее исследования, нет  рубрики «свойства бога» или  подобной. Возможно, это объясняется  большей обращенностью диалектоносителя на земное, на конкретные бытовые детали, большее внимание обращается на обрядовые  действия и календарные религиозные  праздники. Также характерны лексемы, свидетельствующие об элементах  языческого мировоззрения и суевериях.

Наивная общенациональная картина  мира в основном повторяет признаки бога в ортодоксальной православной картине мира. И это совершенно закономерно, поскольку эти КМ тесно  связаны и взаимообусловлены. Можно отметить и некоторые особенности этого фрагмента наивной КМ. Интересно, что ядро концепта в наивной КМ коррелирует с ортодоксальной религиозной КМ, ср. наименования бога в библии Бог есть свет, Бог есть огонь поядающий и реакции в РАС свет, возвышенное, солнце, что как раз показывает обусловленность одной картины мира другой. Неоднозначно оценивается существование бога, отмечается профанация образа бога — использование имени бога как междометия — японский бог и под., это говорит о переменах в общественном сознании, вероятно, это общемировая тенденция, поскольку согласуется с результатами исследования Р. А. Короленко об англосаксонской картине мира. Отмечается непознаваемость бога и вместе с тем попытки объяснить его существование через профанирующие образы инопланетянина и под. Кстати, по данным словаря, субъекты веры — это пожилые люди, это интересно в связи с тем, что информанты РАС — люди в возрасте 17–25 лет. Можно выявить еще одну существенную черту православия — особое отношение к юродивым и убогим. Наконец, на основании материалов РАС можно говорить о возможности перенесения признаков бога на человека, что особенно актуально в связи с нашей работой — реакция бога на стимул роль. Интересно, что в MAC не зафиксировано даже оттенка лексического значения, который бы показывал связь бог — человек.

Выводы 

1. Предваряя моделирование художественной картины мира, имеет смысл обратиться к соответствующим фрагментам общенациональной картины мира, поскольку сопоставление содержания национального концепта и содержания текстового, художественного концепта позволяет увидеть специфику модели мира самого художника слова. Такой подход не является новым и представляется методологически абсолютно оправданным.

2. Исходя из задач нашего исследования наиболее актуальным для нас является когнитивный аспект и изучение цвета в художественном тексте. Из всех свойств цвета для нас особенно важны следующие: восприятие цвета субъективно, семантика цветообозначений обладает большим ассоциативным потенциалом, цвет обладает эмоциональным воздействием и занимает важное место в ценностной картине мира социума, цветообозначения — важная составляющая художественной картины мира писателя.

3. В ментальной структуре, вербализованном лексемами серый, серость, концептуальные слои располагаются от наглядного, актуального, непроизводного к абстрактному, менее актуальному, производному следующим образом: «Цвет», «Погода», «Заурядность», «Необразованность, малокультурность». По данным РАС можно выделить также периферийные, слабо структурированные КС: «Непонятный, подозрительный, скрытый», «Бедный, простой, безответный», «Болезнь».

4. В картине мира существует несколько составляющих, точнее несколько моделей, разновидностей концепта: богословский концепт бога, концепт религиозно-философский, концепт в наивной картине мира и др. Рассмотрев эти модели, можно выделить ядро концепта, признаки, присутствующие во всех КМ: бог есть могущество, сила, власть, всеведение, мудрость (всепромыслительность), истина, вечность, любовь, милосердие, спасение, свобода, творец, источник жизни, судья и вместе с тем заступник. И в библии, и в наивной картине мира выделяются антропоморфные черты бога. Концепт «Бог» связан с аксиологической картиной мира, что выражается соположенными концептом «Грех» в КМ социума.

Модель этого концепта в каждой из КМ обладает своей спецификой. В современной общенациональной КМ, наряду с существенными признаками бога, отмечается профанация его образа, которая, вероятно, является общемировой  тенденцией. Также возможно говорить о перенесении образа бога на человека, наделение человека чертами бога, что особенно важно для нашего исследования.

Глава 3. Концептуальный анализ романа А. и Б. Стругацких «Трудно  быть богом»

§ 1. Писатели Аркадий и Борис Стругацкие: «Предтекстовые пресуппозиции»

Цель данного параграфа  — исследование «предтекстовых пресуппозиций, важных для формирования концептуального  пространства текста» (Л. Г. Бабенко): имени  автора, тем, актуальных для его творчества, времени создания текста, предстоящих  тексту эпиграфов, рассмотрение позиций  литературной критики, влияния жанра  на процессы концептуализации. В написании  параграфа использовались высказывания самих авторов о своем творчестве в многочисленных интервью, которые  Аркадий и Борис Стругацкие давали в течение четырех десятков лет [Стругацкие 2001б] и работы литературных критиков.

Закономерно задаться таким  вопросом: связана ли концептуализация художественного текста с его  жанром. И на наш взгляд, ответ  на этот вопрос положительный. Определение  жанра часто связано с направлением, в рамках которого работает писатель, ср. аналитические определения жанров — рыцарский, авантюрный, романтический, готический, сентиментальный и т. п. роман. А художественное направление — это определенный взгляд на мир, определенный ракурс, способ мышления и отображения действительности. С одной стороны, жанр задает определенные рамки, какой-то набор признаков, а с другой — признаки жанра выражают и художественные устремления автора. Для научно-фантастического романа характерно присутствие элемента необычайного, укладывающегося в какой-то мере в рамки современной научной картины мира, то есть имеющего рациональное объяснение (оно может исходить как от писателя, так и от самого читателя). Кроме того, для этого жанра характерны черты, присущие собственно роману. В многовековой истории романа явственно просматриваются два его типа. Это, во-первых, произведения остро событийные, основанные на внешнем действии, герои которых стремятся к достижению каких-то локальных целей. Во-вторых, это романы, возобладавшие в литературе последних двух-трех столетий, когда одной из центральных проблем общественной мысли, художественного творчества и культуры в целом стало духовное самостоянье человека. С действием внешним здесь успешно соперничает внутреннее действие и на первый план выдвигается сознание героя в его многоплановости и сложности, с его нескончаемой динамикой и психологическими нюансами [Хализев 2000: 331–332]. Творчество А. и Б. Стругацких удачно совмещает в себе беллетристические черты обоих типов (яркая событийность, привлекающая читателя), а также изображение внутреннего мира и духовных поисков героев произведений и глубокую проблематику.

Вот как определяют направление  и основные проблемы, рассматриваемые  в своем творчестве, сами Стругацкие. Их интересы лежат не в плоскости  изображения научных идей и достижений прогресса, а в плоскости изображения  человека, причем человека в окружающей его среде, в обществе. Вот что  по этому поводу говорит: «Современная фантастика, как бы мы ее не определяли, развивается в двух магистральных  направлениях. Одно из них трактует проблемы, связанные с обширной темой  „Человек и Природа“, „Человек и  Вселенная“. Это и есть то, что  обычно называют научной фантастикой. Другое направление связано с еще более обширной темой — „Человек и общество“ (курсив наш — В. Р.). Это то, что обычно называют фантастикой социальной и что нам с А. Н. Стругацким нравится называть фантастикой реалистической, как ни парадоксально это звучит» [Стругацкие 2001б: 442]. «Собственно, научная фантастика нас давно уже не волнует, только человек со своими „измами“ — цель, а идти к ней, к разным его глубинам и допускам, для нас естественно путем фантастики», — говорит в другом интервью А. Стругацкий [Стругацкие 2001б: 394].

Информация о работе Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»