Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание

Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.

Работа состоит из  1 файл

чья то работа Office Word (2).docx

— 336.74 Кб (Скачать документ)

Поле на современном этапе  развития лингвистической науки  следует рассматривать как элемент  научной картины мира, способ представления  различных структур — как языковых, так и мыслительных. Выделяют семантическое (А. М. Кузнецов, Л. А. Новиков, В. П. Абрамов  и др.) и функционально-семантическое (А. В. Бондарко и др.) поля как инструменты  анализа языковых структур, текстовое  ассоциативно-смысловое поле (И. В. Арнольд, Н. С. Болотнова, Л. Н. Чурилина и др.) в изучении структур текста, ассоциативное  поле (А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Караулов и  др.) в изучении процессов мышления. Кроме того, теорию поля применяют  и в когнитивной лингвистике: полевая организация концепта, семантическое  и ассоциативно-смысловое поля как  репрезентанты когнитивных структур.

В нашей работе рассматриваются  все виды полей, актуальных для решения  задач исследования: семантическое, ассоциативное, ассоциативно-смысловое.

4.1 Семантическое  поле в когнитивных исследованиях 

Семантическое поле — это  категория языка, и оперируют  этим понятием именно в исследованиях  языковой системы (а не художественного  текста), некоторые семантические  поля русского языка достаточно хорошо изучены, например, семантическое поле эмоций [Бабенко 1989]; кроме того, актуальным для нас является тот факт, что семантическое поле — это основная форма репрезентации ментальных феноменов, что делает это понятие актуальным в когнитивных исследованиях.

Теория семантического поля в лингвистике является достаточно разработанной. Историю изучения и  разные аспекты применения этой теории можно видеть в обзорных работах [Аллендорф 1971, Антомонов 1987, Васильев 1971, Гайсина 1990], отдельного упоминания заслуживает обзорная монография В. П. Абрамова [Абрамов 2003], в которой  делается попытка создания целостной  теории семантического поля. Мы не будем  отдельно останавливаться на этом. Нас интересует прежде всего современное  состояние проблемы и возможности  применения теории поля в когнитивной  лингвистике, то есть на новом этапе  развития лингвистической науки.

Семантическое поле определяется как ряд парадигматически связанных  слов или их отдельных значений, имеющих в своем составе общий (интегральный) семантический признак, различающихся по крайней мере по одному дифференциальному признаку и отражающих в языке определенную понятийную сферу [Новиков 1998: 341; Кузнецов 1998: 380–381]. В определении указывается  на связь языковых средств и понятийной сферы, которая этими средствами отображается.

Общий семантический признак  объединяет все единицы поля и  обычно выражается лексемой с обобщенным значением (архилексемой) [Кузнецов 1998]. Эта единица составляет ядро СП. Все остальные располагаются  на разных удалениях от центра в  зависимости от смысловой близости к общему значению поля. В центр  СП входят лексемы, которые реализуют  свою первичную функцию в определенных типах контекстов. Что же касается состава СП, то в семантическое  поле могут входить единицы, принадлежащие  разным частям речи, например, наряду с  глаголами в СП входят лексемы, называющие субъектов, объекты, адресатов, сирконстанты, которые представлены существительными.

После определения семантического корпуса и выделения ядерной  лексемы, проводится оформление этих единиц в классы. Каждый класс характеризуется  специфическим (или специализированным) значением, которое устанавливается  не только по парадигматическому сопоставлению  выделяемого семантического класса (СК), но и по значению ядерного слова.

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) является микрополем СП и представлена (по сравнению с СП) немногочисленными  лексическими единицами, принадлежащими к одной части речи, имеющими общую  архисему более конкретного содержания и классификационно более низкого  порядка, чем архисема всего СП [Абрамов 2003: 27–29].

Семантическое поле характеризуется  понятийной однородностью элементов, поэтому его единицами являются обычно лексико-семантические варианты многозначных слов и однозначные  слова. Понятийно неоднородные лексико-семантические  варианты слова распределяются по разным семантическим полям [Новиков 1998].

В основе организации семантических  полей как упорядоченного множества  наименований лежат гиперо-гипонимические (родо-видовые) отношения его единиц [Новиков 1998]. Один и тот же семантический  признак в разных семантических  полях может иметь разный иерархический  статус (от компонента дифференциального  признака до категориального, существенного  для всей системы языка в целом), как, например сема «пол», входящая в  значения слов с признаком одушевленности [Кузнецов 1998].

Таким образом, семантическое  поле характеризуется связью слов или  их отдельных значений, системным  характером этих связей, взаимозависимостью и взаимоопределяемостью лексических  единиц, относительной автономностью  поля, непрерывностью смыслового пространства, обозримостью и психологической  реальностью для среднего носителя языка [Кузнецов 1998, Павлов 1996].

Семантическое поле является основной формой репрезентации когнитивных  структур, концептов в национальной картине мира, это один из основных методов изучения концептов. Моделирование  концепта — это в сущности моделирование  семантического поля имени-номинанта  концепта.

4.2 Ассоциативное  поле в психолингвистике 

Психолингвистические исследования ассоциаций развивались по нескольким направлениям. Первоначально была поставлена задача выявить ассоциативные нормы  — стандартные для данного  стимула реакции в данном социуме. В стандарте отражены актуальные для сознания носителей языка  особенности семантики исходного  слова. На основе ассоциативных норм исследуются семантические особенности  слова, закономерности ассоциаций, их типология и т. п.

Считается, что ответы, которые  повторяются разными испытуемыми, отражают «объективно существующие в сознании испытуемых и в языке  связи между словами» [Леонтьев 2001]. Самые частотные реакции признаются заключающими в себе основное ассоциативное  значение, имеющееся у слова в  языке.

Каждое ассоциативное  поле имеет ядро, центр и периферию, состоящие из иерархически, парадигматически и синтагматически соотнесенных ассоциатов. Ядро ассоциативного поля содержит наиболее значимые, неоднократно повторяющиеся ассоциации. Исследователи  высказывают мнение, что хотя бы дважды повторенная ассоциация не случайна.

Менее частотные ассоциации относятся к периферийной зоне поля. Ценность даже единичных реакций  не следует преуменьшать, так как  большинство из них продолжает те направления ассоциирования, которые  намечены ассоциациями центральной  ассоциативной зоны, свидетельствуют  о специфике ассоциативных структур языка. Поэтому необходим комплексный  учет всех реакций.

Лексическое ассоциирование системно. Эта системность основывается на ряде стратегий ассоциирования, имплицитно известных носителям  языка и используемых ими, в том  числе при производстве текстов. Основываясь на внутренней семантической  упорядоченности различных лексических  объединений, лексическое ассоциирование обнаруживает некоторые постоянные признаки: структурное единообразие выявляемых ассоциативных полей  у слов-стимулов одного лексико-грамматического  класса, совпадение значительного круга  ассоциаций у большого числа носителей  языка, типологическое сходство в ассоциировании.

Вопрос о природе ассоциативных  связей поднимается в ряде психолингвистических работ. Р. Роммевейт полагал, что  частотные реакции представляют интерес для лингвиста как  фиксирующие языковые знания и навыки, тогда как единичные реакции  больше интересны для психолога, поскольку в них отражаются особенности  психики конкретного человека.

Ассоциативное поле — инструмент изучения концепта и в национальной концептосфере при условии большого количества информантов, и в индивидуальной концептосфере, когда изучаются  ассоциации отдельного человека. Одним  из основных источников изучения концепта в национальной концептосфере в  нашем исследовании является РАС  под ред. Ю. Н. Караулова. Статья в  РАС — это и есть ассоциативное  поле, которое с большой степенью достоверности отражает концептосферу  целого народа. Если семантическое  поле — это прежде всего инструмент изучения языка, и через изучение языка — репрезентаций когнитивных  сущностей, то ассоциативное поле —  это инструмент изучения непосредственно  мышления человека, поскольку ассоциации отражают отношения между понятиями  и их элементами в нашем сознании и даже глубже — в подсознании, то есть позволяют выявить глубинные  связи.

Н. А. Гасица считает, что  ассоциативные реакции субъекта раскрывают внутренние связи, имеющие  место в лексическом компоненте языковой способности, а потому являются частью значения лексической единицы.

4.3 Ассоциативно-смысловое  поле текста. Текстовое метафорическое  поле как разновидность ассоциативно-смыслового  поля 

Понятие ассоциативно-смыслового поля (АСП) текста возникло из необходимости  применения полевого подхода, его распространения  на категорию текста.

Ассоциативно-смысловое  поле не тождественно ассоциативному полю, так как АСП изучает смысловое  пространство художественного текста, хотя их связь очевидна: АСП возникает  на основе ассоциативного поля писателя, которое отличается своеобразием, и  представляет связи в национальной концептосфере иначе, в соответствии с замыслом писателя. АСП — инструмент концептуального анализа текста, и в какой-то мере концептосферы  писателя, степень соответствия концептосферы  и отдельных концептов текста и писателя может быть различной. На основе ассоциативно-смыслового поля в нашем исследовании делается попытка  выделения текстового метафорического  поля, отличающегося своеобразием наполняющих  его единиц.

О соотношении СП и текстового АСП пишет И. В. Арнольд [Арнольд 1984]. Как лексические (семантические) поля, так и АСП текста устанавливается  на основании наблюдений над текстами, но в первом случае объектом исследования является лексическая группировка, а текст оказывается средством  ее познания. Поля при этом получаются при обследовании большого количества текстов, но сами тексты и их содержание исследователя не интересуют. Задача принадлежит семасиологии. При анализе  текстового АСП, напротив, объектом познания является художественный текст, а АСП  служит средством его декодирования  и толкования. Задача принадлежит  стилистике. В общем плане развития познания происходит некоторая челночная  операция: для выявления АСП используются представления о лексической  системе и имеющихся в ней  полях, а лексическая система  устанавливается, и знания о ней  уточняются с помощью наблюдений над текстами.

И в СП, и в АСП определяющим фактором является отражение действительности, но во втором случае оно обязательно  окрашено субъективным отношением автора к изображаемому, и это отношение  должно быть передано читателю.

Художественный текст  реализует эстетическую функцию  речи. По Р. Якобсону, поэтическая, или  эстетическая, функция речи связана  с вниманием к сообщению ради самого сообщения. Эстетическое отношение  к языку означает, что речь, а  не то, что сообщается, может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинает нравиться или не нравиться, восхищать своей гармонией, точностью, глубокой осмысленностью [Якобсон 1975: 193].

Эстетическая функция  языка обычно связана с такой  организацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное  словоупотребление и тем самым  нарушает автоматизм повседневной речи. Новизна, неожиданность художественной организации текста, обостряя восприятие, повышает осязаемость текста, в результате сама языковая оболочка текста становится частью его содержания [Виноградов 1981].

В определении понятия  АСП и его свойств мы опираемся  на работы И. В. Арнольд (тематическая сетка  текста), В. В. Степановой, Н. Е. Сулименко, Р. Л. Смулаковской (лексическая структура  текста), Н. С. Болотновой и Л. Н. Чурилиной. В позициях Н. С. Болотновой и Л. Н. Чурилиной есть общее и различающееся: первое обусловлено тем, что оба исследователя развивают идеи В. В. Степановой (РГПУ им. А. И. Герцена), отличия же связаны с объемом исследуемых текстов.

При моделировании ассоциативно-смыслового поля художественного текста за исходное взято положение о том, что  познавательная деятельность адресата имеет ассоциативно-образный характер. Лексические структуры текста являются стимулом этой деятельности. В сознании читателя происходит ассоциативное  развертывание текста, стимулированное  его лексической структурой. Под  ассоциативным развертыванием текста понимается сложно организованная сеть ассоциатов в сознании читателей, стимулированных  текстовыми структурами разного  типа (прежде всего лексическими), включая  ключевые слова [Болотнова 2003: 36]. Художественный текст, развертываясь линейно, приобретает  семантико-когнитивную многоплановость. По мнению Н. К. Соколовой, «специфика поэтического текста заключается в том, что  семантическое и тематическое развертывание  лирических произведений происходит не путем сцепления слов-понятий, а  в результате сложного, непрямолинейного соединения слов-образов» [Соколова 1985: 181]. Данное высказывание, на наш взгляд, можно отнести и к специфике  прозаического художественного  текста.

АСП художественного текста — это особая категория, основным компонентом которой является авторский  замысел, это сложная, иерархически организованная система семантических  микрополей. Объединение АСП в  структуре художественного текста обусловлено коммуникативными установками  автора [Болотнова 1994]. Термин «микрополе»  подразумевает внутритекстовые  отношения полей, их связь друг с  другом в границах поля данного текста, указывает на их размеры и состав. Такие микрополя могут быть довольно сложными, объемными и содержательными  или, наоборот, элементарными; они могут  включать языковые единицы разных уровней  или состоять из повторяющихся употреблений небольшого числа слов и т. п. [Абрамов 2003:267].

Информация о работе Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»