Особенности налогооблажения различных отраслей экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Основными элементами налогообложения являются:
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [13,c.116]
Налогообложение - это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Работа состоит из  1 файл

Текстовая часть.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)
stify">       · транспортный сбор,

       · сбор на содержание и развитие инфраструктуры города. 
сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

       · оффшорный сбор - объектом налогообложения  является перечисление денежных средств  резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[15,с.12]

      
1.3 НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ  В РБ.
 

     Одно  из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства - это обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества. 
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет - обязанность, скорее, самого государства. [7,c.49]

     Возникла  необходимость в создании самостоятельной  государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

     В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и  иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).

     Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

     Функции налоговых органов, их права и  обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

     Основные  задачи налоговых органов - это:

     1. контроль за соблюдением законодательства  о налогах и предпринимательстве,

     2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,

     3. обеспечение учета налогов,

     4. разработка предложений по совершенствованию  налогового законодательства и  организации работы государственных  налоговых органов,

     5. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,

     6. предупреждение, пресечение правонарушений  в сфере своей компетенции,

     7. привлечение к ответственности  лиц, виновных в правонарушениях,  предусмотренных законодательством  о налогах и предпринимательстве,

     8. подготовка налоговых соглашений  с другими государственными, осуществление  связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

     9. издание методических указаний  и разъяснений о порядке исчисления  и взимания налогов.[12,c.29-30]

     Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

     Правовой  считается деятельность, которая  непосредственно влечет правовые последствия  и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

     Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый  контроль, который определяется как  контроль за исчислением, полнотой и  своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой - по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с последующим контролем.

     Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

     Следует иметь в виду, что выполнение главной  задачи налогового администрирования - обеспечение «собираемости» налогов - зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики. [5,c.23] 

     2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

     2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ [14]

     Согласно  ст. 16 Общей части Налогового кодекса  Республики Беларусь организацией, финансируемой  из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в т.ч. местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации и ведет бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 354 (в ред. от 14 апреля 2004 г.; далее - План счетов бюджетных организаций).

     Следует учесть, что к организациям, финансируемым  из бюджета (бюджетным организациям), не относятся организации:

  • получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
  • получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

     Бюджетные организации создаются для осуществления  функций некоммерческого характера, однако они могут иметь объекты  налогообложения, например здания и  сооружения, являющиеся объектом обложения  налогом на недвижимость, и т.п. Также  бюджетные организации могут получать финансирование от осуществления предпринимательской деятельности, т.е. получать выручку от реализации, что предопределяет наличие объектов обложения налогами на добавленную стоимость и прибыль, акцизами. 

     2.2 ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА НАЛООБЛАЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ [14] 

     Налог на недвижимость. Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со ст. 16 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщиками налога на недвижимость в 2009 г. Не являются.

     В то же время согласно п. 1-1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1337-XII «О налоге на недвижимость» (в ред. от 13 ноября 2008 г.; далее – Закон о налоге на недвижимость) при сдаче в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование объектов основных средств, освобожденных от обложения налогом, а также основных средств организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), указанные средства (кроме сдаваемых в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование организациям, финансируемым из бюджета (бюджетным организациям)) подлежат налогообложению в порядке, установленном данным Законом.

     Налогообложению не подлежат основные средства, сданные  в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

  • организациями, финансируемыми из бюджета (бюджетными организациями), - организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания детей, учащихся и студентов в учреждениях образования;
  • учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, - организациям и индивидуальным предпринимателям для организации обучения детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях.

     Налоговой базой признается стоимость объектов налогообложения, которыми являются здания и сооружения.

     Годовая ставка налога на недвижимость установлена  для организаций в размере 1 %.

     Годовая ставка данного налога для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 % со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства.

     При возникновении у организаций  в течение года права на льготу по налогу на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по указанному налогу исчисление и уплата этого налога производятся начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено. При этом при возникновении права на льготу годовая сумма налога уменьшается на суммы, исчисленные исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости объектов незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года права на льготу на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года. При утрате права на льготу годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на сумму налога, исчисляемого исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости объектов незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при утрате в течение отчетного года права на льготу на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором утрачено право на льготу) и ставки налога, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

     По  зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства, выбывающим у организаций в течение года, уплата налога на недвижимость прекращается с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие.

     При приобретении организациями зданий, сооружений либо возникновении объектов незавершенного строительства, по которым  истекли сроки строительства  нового объекта, в течение года годовая  сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате, увеличивается на суммы налога, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий, сооружений либо стоимости объектов незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение), и ставки данного налога, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Информация о работе Особенности налогооблажения различных отраслей экономики