Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:39, контрольная работа
Управление персоналом находит свое конкретное выражение в деятельности кадровых служб на предприятиях и в учреждениях, которые являются необходимым элементом административного и хозяйственного управления. Долгое время кадровая политика в бывшем СССР была областью деятельности КПСС на всех уровнях государственной власти и хозяйственных структур. Но и тогда работа отделов кадров подвергалась критике за низкую эффективность в борьбе с текучестью рабочей силы, за неудовлетворительный стиль делопроизводства и формализм. Низкий престиж кадровой службы объясняли отсутствием нужной оргтехники, нехваткой образованных специалистов и рутинными методами работы. Этому способствовал и сам статус отдела кадров в организации, который в командно-административной системе при жестком планировании и централизованном финансировании ограничивал свою работу лишь исполнительскими функциями. Занимаясь в основном организационно-оформительской работой, он в большинстве своем не имел права собственного голоса в решении стратегических и текущих задач, а зачастую даже и не знал о ближайших замыслах своего руководства. Сегодня ситуация резко меняется.
10.1. СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ  ПЕРСОНАЛОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ  ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.2. ТРЕБОВАНИЯ  К СПЕЦИАЛИСТАМ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ  ПЕРСОНАЛОМ
10.3. ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ
2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОДИН ГОД
Отдел кадров - Секторы:
3. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ТРИ ГОДА
Кадровая служба - Отделы:
Отдел людских ресурсов (рабочей силы) - Секторы:
Отдел обучения - Секторы:
Отдел взаимоотношений с персоналом - Секторы:
трудовых отношений
бытового обслуживания
4. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПЯТЬ ЛЕТ
Кадровая служба - Отделы:
Отдел людских ресурсов (рабочей силы) - Секторы:
Отдел организации зарплаты и продвижения - Секторы:
Отдел обучения - Секторы:
Отдел взаимоотношений с персоналом - Секторы:
Рис. 10.1.9. Изменение структуры кадровой службы по мере увеличения периода планирования
Среди многих причин, влияющих на повышение эффективности работы кадровых служб, можно выделить развитие управленческой инфраструктуры, обеспечивающей помощь извне в реализации наиболее сложных направлений кадровой работы.
Управленческая инфраструктура - сеть подготовки и повышения квалификации специалистов кадровых служб на стороне, консультативных фирм по вопросам кадровой работы, внешних центров оценки и т.д. Это способствует значительному повышению профессионального уровня работы с кадрами и одновременно сдерживает рост численности кадровых служб в самих организациях.
Управленческая инфраструктура 
входит составной частью в так 
называемые услуги бизнесу. В основном 
это мелкие консультативные, учебные, 
исследовательские, информационные и 
иные организации, действующие на коммерческой 
основе. Существуют, например, консультативные 
фирмы по составлению должностных 
инструкций применительно к особенностям 
различных организаций, по подбору 
кандидатов на замещение должностей 
специалистов и руководителей для 
компаний клиентов, причем организации, 
специализирующиеся по оказанию услуг 
в области кадровой политики, по 
данным официальной статистики разных 
стран, развивались с начала 80-х 
годов особенно высокими темпами. Так, 
в последнее десятилетие 
Сравнение зарубежных систем управления персоналом с отечественными службами управления трудом показывает существенное различие в их организации. При общем сходстве функциональных направлений деятельности службы управления трудом они были и остаются децентрализованными.
На предприятиях до последнего времени функции управления персоналом были разделены между отделами: кадров, подготовки технического обучения, организации труда и заработной платы. К ним еще можно добавить юридический отдел, отдел главного технолога, плановый отдел, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития или социологическую службу, если они имелись.
Сложившаяся организационная структура системы управления персоналом организации приведена на рис. 10.1.10.
Директор  | ||||
Главный инженер  | 
  Зам. директора по экономическим вопросам  | 
  Зам. директора по кадрам  | 
  Зам. директора по социальным вопросам и быту  | 
  Юридический отдел  | 
Отдел охраны труда и техники безопасности Отдел охраны окружающей среды  | 
  Отдел организации труда и заработной платы Отдел организации производства и управления  | 
  Отдел кадров Отдел подготовки кадров Военизированная охрана  | 
  Жилищно- коммунальный отдел Спортивно- оздоровительные учреждения Административно-хозяйственный отдел Дома отдыха Отдел социально-бытового обеспечения Детские учреждения Отдел социологических исследований Медицинские учреждения Учреждения общественного питания Подсобное хозяйство  | 
  |
Рис. 10.1.10. Структура управления персоналом в организациях
Необходимо отметить, что 
отделы кадров не являются ни методическим, 
ни информационным, ни координирующим 
центром кадровой работы. Они структурно 
разобщены с отделами организации 
труда и заработной платы, отделами 
охраны труда и техники безопасности, 
юридическими отделами и другими 
подразделениями, которые выполняют 
отдельные функции управления кадрами. 
Подчиненность у данных отделов, 
как правило, разная. Наиболее типичным 
вариантом управления трудом на отечественных 
предприятиях является подчинение службы 
охраны труда и техники безопасности 
главному инженеру. Директор по экономике 
руководит подразделениями, занимающимися 
вопросами планирования и организации 
труда и заработной платы, а зачастую 
еще и вопросами условий труда. 
Заместитель директора по кадрам 
руководит отделами кадров и технического 
обучения. Директору по социально-бытовым 
вопросам подчиняются медицинские 
учреждения и нередко социологические 
службы. Такая структурная 
Так, например, несовпадение целей вело к тому, что отдел подготовки кадров проводил работу по повышению квалификации персонала. Но отдел труда и заработной платы при превышении среднего разряда рабочих над средним разрядом работы не утверждал соответствующих документов, чтобы не ухудшать свои показатели работы. В целом отсутствие увязки программ повышения квалификации с продвижением и оплатой труда - одно из самых уязвимых мест в работе с персоналом делающее развитие способностей работников чисто формальным делом.
Другой пример - низкая эффективность программ по улучшению условий труда на предприятиях часто являлась следствием крайней распыленности полномочий и обязанностей между функциональными службами, находящимися в подчинении у разных субъектов управления, а именно: отделами (лабораториями) НОТ, заводскими санитарными лабораториями, отделами (бюро) охраны труда и техники безопасности, медицинскими подразделениями и местными профсоюзными организациями причем для большинства перечисленных служб обеспечение благоприятных условий труда не является основным содержанием их функциональной работы.
В результате новых 
подходов к формированию организационной 
структуры управления предприятием 
удавалось объединить службы, занимающиеся 
общей задачей, в рамках единой функциональной 
подсистемы, и тогда результаты работы 
качественно улучшались. Примером такого 
объединения служб можно 
Проектируя трудовые процессы, необходимо осуществлять тесное взаимодействие технических служб и служб управления персоналом. Проектирование трудовых процессов обычно осуществляется вместе с проектированием технологии отделами подготовки производства. При этом весь комплекс проблем выбора оборудования, рационализации приемов труда решается с учетом требований эргономики и техники безопасности.
В результате такого комплексного 
проектирования устанавливаются нормы 
затрат времени на элементы производственного 
процесса. Применение современных технических 
систем при интенсификации производственных 
процессов нуждается, с одной 
стороны, в детальном учете 
Даже в тех случаях, когда на предприятии существует заместитель генерального директора по кадрам, ему подчиняются лишь кадровые службы, плановый отдел и отдел труда и заработной платы подчиняются главному экономисту. Таким образом, руководитель кадровой службы не может отдавать распоряжения работникам указанных подразделений даже по вопросам его сферы деятельности. В результате отдел подготовки получает недостаточно информации от структурных подразделений о поступающих на работу, движении кадров, численности работников по категориям и специальностям, что не дает возможности оперативно корректировать планы. Отдел труда и заработной платы не обобщает опыт передовиков производства, не информирует о причинах невыполнения норм. не анализирует влияние обучения на эффективность работы. Отдел развития новой техники не сообщает планы технического перевооружения. Все это имеет прямое отношение к целенаправленности кадровой политики.
Линейные руководители 
в целом также ни организационно, 
ни методически не замкнуты на заместителя 
генерального директора по кадрам и 
осуществляют связь с ним лишь 
по вопросам приема и увольнения. В 
то же время происходящие на производстве 
постоянные технико-технологические 
изменения объективно требуют тесной 
взаимосвязи между процессами обеспечения 
и использования рабочих 
Обследования НИИ 
труда показали, что в должностных 
инструкциях отделов кадров указано, 
что главными целями работы отдела 
являются оформление на работу, учет кадров 
и организация 
И еще одно обстоятельство необходимо подчеркнуть. Если в странах с развитой рыночной экономикой происходит усиление роли государства на предприятиях, растет уровень регламентации и контроля, то нечто противоположное имеет место. После нескольких десятилетий жесткого государственного регулирования предприятий произошло резкое фактическое ослабление этого вмешательства в функционирование даже государственных предприятий, не говоря уже об акционерных обществах и т.п. Угроза массовой безработицы, изменение трудового законодательства, снижение уровня влияния профсоюзов, утрата ими ряда функций и передача их государству, экономические трудности - все это специфическим образом сказалось на работе служб управления персоналом.
Из сказанного видно, что отделы, занимающиеся в наших организациях работой с персоналом, имеют иной статус и иные прерогативы, чем кадровые службы в фирмах индустриально развитых стран. Структура этих отделов не отвечает современным представлениям о системе управления персоналом. Они, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого отделы кадров не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшими из них являются: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; управление производственными и социальными конфликтами; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.
Чисто механическое объединение отделов кадров, подготовки, труда и заработной платы, изменение и приращение функций не дадут желаемого эффекта при нынешнем персонале этих служб. Здесь явный недобор специалистов с высшим образованием - психологов, плановиков, аналитиков работ и т.д. (Инспектора отдела кадров не готовы к полноценному выполнению функции найма!)
В условиях реформирования 
организационных структур управления 
в соответствии с требованиями рыночной 
экономики на отечественных предприятиях 
будет происходить повышение 
роли кадровых служб, что продиктовано 
рядом объективных 
Во-первых, коренным образом изменились условия, в которых развивается экономика. Эти изменения связаны с проявлением устойчивого во времени дефицита трудовых ресурсов. Поэтому внутренними резервами становятся оптимальное распределение по рабочим местам, лучшее использование персонала.
Во-вторых, уменьшение численности работников должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, а значит, и большей квалификацией работника. В связи с этим повышается ответственность кадровых служб в выборе направлений квалификационного роста работников, в организации эффективных форм обучения и стимулирования их труда.
В-третьих, перестройка кадровой политики в организации ведет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем.
Отмеченные обстоятельства 
ведут к тому, что в ряде организаций 
уже возникают службы управлении 
персоналом. Эти новые службы создаются, 
как правило, на базе традиционных: 
отдела кадров, отдела организации 
труда и заработной платы, отдела 
охраны труда и техники безопасности 
и др. Задачи новых служб заключаются 
в реализации кадровой политики и 
координации деятельности по управлению 
трудовыми ресурсами в