Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:07, методичка
Цель преддипломной экономической практики – закрепить полученные в университете профессиональные знания  по экономике торговой организации, инвестиционной и балансовой политике, бизнес-планированию, маркетингу, ценообразованию, конкурентоспособности организаций и другим специальным дисциплинам, связанным с экономикой торговой деятельности.
В процессе  прохождения экономической практики были изучены:
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Экономико-организационная характеристика торговой организации……………………………………………………………………..4
Раздел 2. Экономическая деятельность торговой организации..……………9
1.Анализ результатов   торгово-хозяйственной деятельности……….9
1.1.Анализ товарооборота и товарных запасов………………….........9
1.2. Анализ показателей   по труду и заработной плате……………...12
1.3. Анализ доходов……………………………………………………14
1.4. Анализ прибыли и  рентабельности………………………………15
2. Анализ финансового состояния торговой организации………….20
3. Прогнозирование основных показателей
хозяйственной деятельности  и оценка перспектив 
развития организации………………………………………………  ...24
Заключение………………………………………………………………………32
Рисунок 2.4 - Динамика коэффициента текущей ликвидности
Примечание – Источник: собственная разработка
Ликвидность предприятия растет, что положительно характеризует работу предприятия.
Рисунок 2.5 - Динамика коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Примечание – Источник: собственная разработка
Коэффициент имеет тенденцию к увеличению, что также положительно характеризуется финансовое состояние торговой организации.
Рисунок 2.6 - Динамика коэффициентов обеспеченности финансовых обязательств активами
Примечание – Источник: собственная разработка
В таблице 2.11 представлены показатели финансовой устойчивости предприятия и значения показателя на начало и конец 2011 г.
Таблица 2.11 - Показатели финансовой устойчивости предприятия
| Наименование показателя | Формула расчета | Значение показателя на начало и конец отчетного года | ||
| Рентабельность совокупного капитала (активов) (характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала) | РА= | Прибыль за отчетный период (Ф2 стр.240 + проценты за кредиты по лизингу) | = 8,0% .. | ... 8,3% | 
| Среднегодовая стоимость 
  активов   | ||||
| Рентабельность продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) | РП= | Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) | = 22,7% .. | ... 22,8% | 
| Рентабельность продаж (характеризует уровень прибыльности продукции) Рентабельность затрат (характеризует окупаемость затрат) | РП= РЗ= | Выручка от реализации продукции в отчетном периоде (Ф2 стр.020) | = 22,7% .. = 29,4% .. | ... 22,8% ... 29,5% | 
| Прибыль от реализации продукции отчетного периода (Ф2 стр.070) | ||||
| Рентабельность затрат (характеризует окупаемость затрат) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала) | РЗ= Рск | Полная себестоимость реализованной продукции (Ф2 сумма строк 030, 050, 060) | = 29,4% .. = 2,7% .. | ... 29,5% = 2,9% .. | 
| Ф2 стр. 300 | ||||
| Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала) Затраты на рубль реализованной продукции | Рск ЗЕ | Баланс (стр. 490 гр. 3 + стр. 640 гр. 3 + стр. 490 гр. 4 + стр. 640 гр. 4) / 2 | = 2,7% .. = 77,2% .. | = 2,9% .. = 77,3% .. | 
| Ф2 (стр. 030 + стр. 050 + стр. 060) | ||||
| Затраты на рубль реализованной продукции Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) | ЗЕ КФН= | Ф2 стр. 020 | = 77,2% .. = 47,5% .. | = 77,3% .. ... 65,5% | 
| Собственный капитал (Б стр.490)+ стр. 640 | ||||
| Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) | КФН= КУФ= | Валюта баланса (Б стр.700) | = 47,5% .. = 47,5% .. | ... 65,5% ... 65,5% | 
| Собств.капит.+Долгоср.обязат.  | ||||
| Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) Коэффициент текущей задолженности (показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера) | КУФ= КТЗ= | Валюта баланса (Б стр.700) | = 47,5% .. = 52,5% .. | ... 65,5% ... 34,5% | 
| Краткосроч. Обязательства  | ||||
| Коэффициент текущей задолженности (показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера) Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом | КТЗ= КОЗ= | Валюта баланса (Б стр.700) или (Б стр.300) | = 52,5% .. = 51,5% .. | ... 34,5% ... 51,7% | 
| Собств. Капитал  | ||||
| Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом | КОЗ= | Б стр. 210 | = 51,5% .. | ... 51,7% | 
Примечание – Источник: собственная разработка
На основании таблицы 
2.11 можно сделать вывод о том, что предприятие 
увеличивает рентабельность своей деятельности 
и является финансово устойчивым.  
3. Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности и оценка перспектив развития организации
Прогнозирование прибыли на 2011-2013 года осуществляем с помощью трендовых моделей. Результаты прогноза представлены на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Прогнозирование прибыли с помощью трендовых моделей
Примечание – Источник: собственная разработка
По результатам прогноза величина достоверности аппроксимации имеет наибольшее значение (=1) при использовании линейной линии тренда. Следовательно, при расчете величины прибыли на 2011-2013 годы будем использовать уравнение линейной линии тренда.
Уравнение линейной линии тренда имеет вид
y = 0,142x + 13,818,                       
На основании этого можно получить прогнозируемый размер прибыли на 2011-2013 года
y*2011 =0,142*11 + 13,818 =14,388 млрд. р.
y*2012 =0,142*12 + 13,818 =14,466 млрд. р
y*2013 =0,142*13 + 13,818 =14,546 млрд. р
Величина прогнозируемой прибыли представлена в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Прогнозируемая прибыль предприятия
| Годы | 2011 | 2012 | 2013 | 
| Величина прогнозируемой прибыли, млрд. р. | 14,388 | 14,466 | 14,546 | 
Примечание – Источник: собственная разработка на основе рассчитанных данных
Маркетинговые исследования являются важнейшим этапом разработки и реализации маркетинговой стратегии предприятия. Поэтому ЧТУП «ЛАГУНА» предлагается разработать стратегию деятельности, проходящую следующие этапы:
На первом этапе проводится анализ внешней среды функционирования торговой организации и ее конкурентоспособности. Данный этап можно разбить на три части:
Внешняя среда торговой организации состоит из двух групп компонентов: партнеров по хозяйственным связям и внешнего окружения.
Из группы партнеров по хозяйственным связям можно выделить поставщиков и маркетинговых посредников. Внешнее окружение - это покупатели с их демографическими характеристиками, финансовые учреждения, средства массовой информации, правительственные организации и законодательные органы, социально-экономические условия жизни, уровень развития науки, техники, культуры, национальные традиции, конкуренты.
Второй этап разработки стратегии связан с определением целей и ключевых проблем в деятельности организации. Для организаций торговли стратегическими целями могут быть достижение определенных финансовых показателей (прибыль на вложенный капитал), определенного положения на рынке (объем продаж, доля на рынке), изменение сферы деятельности в продуктовом (диверсификация) или географическом плане и т.д.
На третьем этапе 
Четвертый этап заключается в оценке и выборе оптимального варианта развития деятельности организации. На данном этапе осуществляется проверка реальности и выполнимости поставленных целей и разработанных вариантов их достижения по следующим критериям: время достижения конечной цели, устойчивость по отношению к действиям конкурентов, финансовая обеспеченность и степень риска.
Пятый этап разработка конкретной программы действий и контроль за ее реализацией. Осуществление программы включает определение конкретных показателей по основным направлениям деятельности организации: объема товарооборота, прибыли, доходов и др.
Контроль за реализацией программы предусматривает изучение динамики продаж и осуществление мер по повышению качества торговли. При осуществлении контроля выделяются три этапа:
На предприятии «ЛАГУНА» 
нет четкого планирования проведения 
маркетинговых исследований, поэтому 
для устранения данного недостатка 
рекомендуется следующий 
Таблица 2.13 - План маркетинговых исследований на 2013 год
| Дата проведения | Содержание | Исполнитель | 
| январь | Подведение итогов эффективности маркетинговой деятельности за 2011 год и разработка направлений маркетинговых исследований на 2012 год | Собственными силами | 
| февраль | Исследование рынка сбыта продукции, разработка мероприятий по увеличению доли на рынке, оценка их эффективности Утверждение сметы расходов на рекламную деятельность | Собственными силами | 
| апрель | Изучение конкурентов: выявление сильных и слабых сторон | Агентство | 
| июнь | Проведение маркетинговых исследований на основе изучения поведения потребителей | Собственными силами | 
| август | Разработка фирменного стиля организации | Совместно | 
| октябрь | Изучение коммуникационной политики, поиск новых каналов сбыта, расчет эффективности | Собственными силами | 
| декабрь | Изучение ценовой политики конкурентов, выбор ценовой стратегии на следующий год, определение оптимальной цены | Собственными силами | 
Примечание – Источник: собственная разработка
Принятие плана проведения маркетинговых исследований, приведенного в таблице 2.13, позволит значительно улучшить эффективность от данных мероприятий за счет их систематизации и возможности использования их результатов на практике.
Следующим предложением по совершенствованию будет повышение эффективности рекламной деятельности предприятия. Для этого следует изменить структуру затрат на рекламу. Рекомендуемый объем и структура затрат на рекламу на 2012 год приведена в таблице 2.14 и рисунке 2.8.
Таблица 2.14. Рекомендуемый объем затрат ЧТУП «ЛАГУНА» на 2012 год
| Средства рекламной  | 2012 год, план | |
| Сумма, млн. руб. | Удельный вес, % | |
| Газеты, журналы | 16,9 | 46,23% | 
| Радио | 11,9 | 27,32% | 
| ТВ | 3,8 | 8,01% | 
| Щиты, плакаты, доски объявлений | 5,1 | 12,89% | 
| Интернет | 2,6 | 5,55% | 
| Всего: | 30,5 | 100% | 
Примечание – Источник: собственная разработка
Рисунок 2.8 - Рекомендуемая структура затрат ЧТУП «ЛАГУНА» на 2012 год
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 3.2 и рисунка 3.2 на 2012 год рекомендуется следующая структура затрат на рекламу. Наибольшие удельный вес в структуре затрат должны занять расходы на печатную рекламу 46,23%, радиореклама – 27,32%, наружная реклама – 12,89%, ТВ-реклама – 8,01%, Internet-реклама – 5,55%.
Исходя из того, что в 2011 году затраты на осуществление рекламной деятельности предприятием «ЛАГУНА» составляли 35,6 млн. руб. (см. таблицу 2.6), а прогнозируемый объем затрат в 2012 году ожидается в размере 30, 5 млн. руб., то это нам даст экономию в размере 5,1 млн. руб. (35,6 млн. руб. – 30,1 млн. руб.).
Далее можно предложить методику 
расчета экономической 
Точный расчет экономической 
эффективности рекламы 
Простейшим методом